Новости
О сайте
Часто задавамые вопросы
Мартиролог
Аресты, осуждения
Лагеря Красноярского края
Ссылка
Документы
Реабилитация
Наша работа
Поиск
English  Deutsch

Малашин Г. В. К вопросу о пребывании Святителя Луки (В. Ф. Войно-Ясенецкого) в Енисейске в период ссылки 1923—1925 гг.


УДК 271.2

Аннотация. Представлены некоторые результаты ведущейся автором и его коллегами в рамках грантового проекта «Этапами веры» исследовательской работы, посвященной пребыванию в г. Енисейске святителя Луки (В. Ф. Войно-Ясенецкого) во время его первой ссылки 1923–1925 гг. Обобщаются сведения по вопросу о месте проживания иерарха в Енисейске в январе — марте и июне — августе 1923 г.

Ключевые слова: архиепископ Лука (Войно-Ясенецкий), Енисейск, ссылка, 1923– 1925 гг., дом Забоевых, дом Борисовой, «Этапами веры».

Празднование 400-летия со дня основания г. Енисейска актуализирует вопрос об известных исторических личностях, бывавших в этом старинном городе, об исследовании обстоятельств пребывания их в Енисейске. С различными периодами истории Енисейской Сибири связаны и судьбы целого ряда иерархов Русской православной церкви. Это касается как дореволюционной эпохи, так и, в особенности, послереволюционного периода. В 1920–1940‑х гг. в Красноярском крае отбывали ссылку или находились в заключении митрополит Кирилл (Смирнов), живший в Енисейске в мае–декабре 1929 г., епископ Иоасаф (Удалов), в 1926 г. направленный в Туруханский край и в Енисейск, и другие церковные иерархи [8, с. 450–460].

Наиболее известно и освещено в литературе пребывание на севере Красноярского края и, в частности, в г. Енисейске святителя Луки (В. Ф. Войно-Ясенецкого) во время его первой ссылки 1923–1925 гг. Исследователями и краеведами названы имена людей, с которыми он общался в Енисейске, некоторые памятные места Енисейска — корпуса енисейской больницы (ул. Декабристов, 1), снесенной в 1930‑х гг., Преображенская церковь, в которой, согласно преданию, епископ Лука совершал богослужения и хиротонии (на нынешней ул. Ленина).

Вопрос о доме, в котором несколько месяцев жил святитель в Енисейске в 1924 г., до последнего времени не становился предметом специальных исследований, но при этом получил достаточно разноречивое отражение в посвященных святому хирургу-архиепископу публикациях. Между тем, несмотря на сравнительную краткость временных отрезков, в течение которых святитель проживал в Енисейске, важность этого периода для истории Енисейска и Приенисейской Сибири в целом сложно переоценить.

26 октября 1923 г. в Москве Комиссией НКВД по административным высылкам было заслушано «дело № 19626 по обвинению гр. Андреева М. М. и Ясенецкого-Войно Луки Феликсовича (так в тексте документа. — Г. М.) по 72, 73 и 70 ст. УК»; комиссия постановила: «Андреева и Ясенецкого-Войно выслать в распоряжение ППГУ Сибири сроком на 2 года» [5, c. 121]. В конце ноября 1923 г. (по другим данным — в начале декабря 1923 г.) после пребывания в Таганской тюрьме святитель Лука (вместе с проходившим по тому же делу ташкентским протоиереем Михаилом Михайловичем Андреевым, 1871–1937 гг.) из Москвы был отправлен в ссылку в Восточную Сибирь в арестантском вагоне. После недолгого пребывания в Красноярске, где он был помещен «в подвале ГПУ», иерарх был отправлен с партией ссыльных в Енисейск, куда прибыл 18 января 1924 г. [5, с. 122, 123].

Как известно, в Енисейске святитель Лука поначалу прожил около двух месяцев. Сам он вспоминал: «Незадолго до Благовещения (т. е. 25 марта / 7 апреля 1924 г. — Г.М.) я был послан в назначенное мне место ссылки — деревню Хая на реке Чуне, притоке Ангары» [7, с. 33]. В. А. Лисичкин указывает, что Лука был арестован в Енисейске 3 марта 1924 г. (хотя эта дата вступает в противоречие с некоторыми документами 1924 г.), а прибыл в д. Хаю 16 марта. 5 июня 1924 г. в Хаю был привезен приказ о возвращении святителя в Енисейск, где он с 10 июня по 23 августа 1924 г. (т. е. два с половиной месяца) жил в прежней квартире и совершал богослужения. Затем был отправлен в Туруханск, откуда 4 декабря 1925 г. выехал в Красноярск, в последних числах декабря останавливаясь в Енисейске, где, судя по некоторым сведениям, вновь и совершал богослужения [6, с. 156–159].

Сам святитель Лука в своих надиктованных в конце 1950‑х гг. воспоминаниях («автобиографии») вспоминает, что в Енисейске вместе со ссыльными священниками (с протоиереем Михаилом Андреевым и с присоединившимся к ним на этапе протоиереем Иларионом Николаевичем Голубятниковым, который после 1923 г. будет значиться ссыльным с проживанием в п. Маклаково, ныне — Лесосибирск) почти сразу «получил хорошую квартиру в доме зажиточного человека». Адрес, принадлежность и этажность этого дома владыкой не были указаны: «…В Енисейске мы получили хорошую квартиру в доме зажиточного человека и прожили в ней около двух месяцев. К нам присоединился еще один ссыльный священник, и все мы по воскресным и праздничным дням совершали всенощную и литургию в своей квартире, в которую входила и гостиная. В Енисейске было очень много церквей, но и здесь, как и в Красноярске, священники уклонились в «живоцерковный» раскол, и с ними, конечно, мы не могли молиться. Один диакон сохранил верность православию, и я рукоположил его во пресвитера…» [7, с. 32].

Первым сообщил читателю подробности об этом периоде проживания владыки автор первого посвященного святителю научно-популярного и публицистического исследования М. А. Поповский: «…Служба по традиционному чину собирала немало народа, и квартира ссыльных священнослужителей в короткое время стала местом, где верующие открыто выражали несогласие с официальным, пока еще не отмененным церковным курсом» [9, с. 156–157].

После публикации в России книги М. А. Поповского (впервые в журнале «Октябрь» в 1990 г.) большинство авторов и краеведов повторяет высказанное им утверждение, что святитель Лука жил во время ссылки в Енисейске в январе–марте и в июне–августе 1924 г. «в двухэтажном доме Забоевых на ул. Фефелова». Красноярскими и енисейскими краеведами предпринимались некоторые попытки установить адрес этого дома.

Как правило, сейчас авторами публикаций и енисейскими экскурсоводами указывается, что этим «домом Забоевых» было двухэтажное здание (ныне — ул. Фефелова, 82), которое стояло рядом с историческим памятником, «домом И. Урушева» на бывшей улице Ручейной, и которое было снесено в конце 2000‑х гг. (на выявленных нами фотографиях 2009 г. этот дом еще не снесен). Сейчас на месте этого дома пустырь, в задней части которого сохранились надворные постройки [4, с. 367].

Однако по сведениям, полученным нами при содействии сотрудника Енисейского краеведческого музея М. А. Лысаковской от нескольких старожилов, родившихся и живших на улице Фефелова, этот «двухэтажный многоквартирный дом» был построен в советскую эпоху (порой говорят, что сначала в этом доме был один этаж, затем был надстроен второй) [1, л. 2]. Во всяком случае, на хранящейся в Енисейском краеведческом музее фотографии 1906 г., зафиксировавшей квартал улицы Ручейной во время случившегося тогда наводнения, этот дом еще отсутствует — на его месте располагались в 1906 г. ворота и обширное подворье, прилегающие к сохранившемуся, как мы выявили, до сих пор (хотя встречаются утверждения о его сносе) одноэтажному дому на ул. Фефелова, 84.

Во 2‑м издании книги «Енисейск православный» в качестве места проживания ссыльного епископа (со ссылкой на сведения, сообщенные бывшим енисейским советским работником Г. Г. Башуровым в декабре 1994 г. в его письме протоиерею Геннадию Фасту) называется «дом Борисовой по ул. Ручейной—Фефелова»: «Примерно в ноябре 1990 г. Енисейский музей прислал мне фотографии квартала ул. Фефелова, с тем чтобы я указал дом Забоевой. Во-первых, у Забоевых (в домике Забоевых две комнаты) он не проживал. Он жил рядом, в доме зажиточной вдовы Борисовой, в двухэтажном доме (в Енисейске много таких домов, у которых нижний этаж наполовину в земле). Во-вторых, мы с женой (урожденной енисейской) долго искали по фотографиям дома Забоевой и Борисовой и установили, что там, где стояли эти дома, построен двухэтажный многоквартирный деревянный дом» [10, с. 482].

Информация, полученная нами в ходе реализации проекта «Этапами веры» при содействии изучивших фотофонды Енисейского краеведческого музея и материалы книг домовладений на этом участке улицы Ручейной—Фефелова М. А. Лысаковской и научного сотрудника музея Ю. В. Ромашкова, позволяет выдвинуть еще одно предположение.

Возможно, что в процитированном письме Г. Г. Башурова, когда он говорит о «доме Борисовой », речь идет о ныне снесенном старинном двухэтажном доме с полуцокольным первым этажом, стоявшем до революции и в советский период, вплоть до 2000‑х гг., справа от каменного дома И. Урушева, на месте нынешнего нового двухэтажного строения на участке ул. Фефелова, 78. Но, согласно книге домовладений, этот дом принадлежал в 1911 г. не «зажиточной вдове Борисовой», а крестьянке Енисейского уезда Вере Замятиной [2, л. 20–25].

В процитированном в книге «Енисейск православный» письме Г. Г. Башурова именно этот дом называется «домом Борисовой», но в 1906 и 1911 гг. одноэтажный дом мещан Борисовых (на 1911 г. — наследников мещанина Тимофея Леонтьевича Борисова) стоял (и стоит до сих пор) левее дома И. Урушева, на нынешнем участке ул. Фефелова, 84. На фотографии 1906 г. над входом в этот дом, как первым выявил Ю. В. Ромашков, даже различается вывеска с текстом:

«Торговля крупчаткой, пшеничной и ржаной мукой ‹А. Т.› Борисова».

Здесь следует сказать, что, по сообщению В. А. Лисичкина, протоиерей М. М. Андреев в своих показаниях на допросе в НКВД в 1939 г. в Ташкенте также упоминал именно о «доме Борисова»: «Прибыв в г. Енисейск, Войно-Ясенецким и мною была организована к-р группа из ссыльного духовенства, монахов и 2 монахинь. В снятой нами квартире проводились нелегальные сборища, на которых обсуждались вопросы к-р характера ‹…› По Ручейной улице в доме Борисова Войно-Ясенецкий устраивал ежедневно сборища к-р группы, на которых говорил только он один, а остальные его слушали, своими к-р выступлениями он доводил слушателей до одурения, внедряя нам свои к-р идеи. Но вскоре и здесь нас разогнали, из Енисейска выслали в пос. на р. Ангару» [5, с. 318–319].

Можно предположить, что дореволюционной постройки двухэтажный дом по ул. Фефелова, 78, стоявший справа от дома И. Урушева, ошибочно именовался обывателями в советский период «домом Борисовых» (или «домом Забоевых»?), либо же, что этот дом мог быть уже после 1911 г. прежней его владелицей, крестьянкой Верой Замятиной продан Борисовым или же Забоевым. Относительно же дома Забоевых следует добавить, что, согласно сообщению Ю. В. Ромашкова в переписке с автором публикации, в книге домовладений 1911 г. «показан одноэтажный дом Забоевых, но только мещан (а именно — мещанской жены Ирины Алексеевны Забоевой), стоявший на противоположной, нечетной стороне ул. Ручейной (Фефелова)» [2, л. 20].

Несколько лет назад со ссылкой на воспоминания старожилов в исследовательский оборот был введен еще один предполагаемый адрес, связанный с пребыванием в Енисейске святителя Луки.

Красноярский архитектор и исследователь Екатерина Гевель в 2016 г. сообщала: «Со многими зданиями связана культурно-историческая память народа. Например, в добротном старинном доме, стоящем на усадьбе с каменными кладовыми (ул. Бабкина, д. 21/Фефелова, д. 99 — бывшие ул. Бассейная и Ручейная), который строил мещанин Е. В. Майлов, по воспоминаниям старожилов, проводил службы находящийся в ссылке епископ Лука (будущий архиепископ Симферопольский и Крымский), в миру ― знаменитый хирург, профессор медицины В. Ф. Войно-Ясенецкий. А жил он по другой стороне ул. Ручейной в доме, ныне утраченном, так как он был снесен по решению администрации г. Енисейска три года назад». [3, с. 84].

Таким образом, вопрос о том, в каком именно доме по ул. Ручейной (Фефелова) проживал святитель Лука в г. Енисейске в 1924 г., представляется на данный момент открытым. Вероятно, ясность в него могут внести дальнейшие исследования, в том числе и ведущееся сейчас автором и его коллегами изучение сохранившихся в архивах региона документов относительно истории возведения, владельцев и жильцов всех домов, связываемых сейчас с именем святителя Луки.

Установление достоверного адреса этого исторического и сакрального памятника позволит включить его в перечень мест Енисейска, которые еще только предстоит отметить памятным знаком власти, общественности и жителям этого города с 400-летней историей.

Источники и литература:

1. Архив Музейно-просветительского центра духовной культуры Красноярского края «Касьяновский дом». Ф. «Этапами веры». Д. Интервью Т. И. Багрянцевой [и др.]. Енисейск, июнь 2019 г. (Материалы экспедиции).

2. Архив Музейно-просветительского центра духовной культуры Красноярского края «Касьяновский дом». Ф. «Этапами веры». Д. Енисейский краеведческий музей им. А. И. Кытманова. Енисейск, 2019 г. (Материалы экспедиции, переписка).

3. Гевель Е. В. и др. Проблемы сохранения памятников деревянного зодчества г. Енисейска: роль междисциплинарных исследований / Е. В. Гевель, А. Ю. Майничева, В. С. Мыглан // Баландинские чтения: сб. статей XI научных чтений памяти С. Н. Баландина / Отв. редактор: Д. Д. Гаркуша. Новосибирск, 2016. (Т. XI). С. 83–89.

4. Да светит всем! Альбом о земной жизни и небесной славе Святителя Луки Крымского. Т. 1: 1877–1941/ Автор проекта и сост.: митр. Лазарь (Швец). Комм., прим., сноски: Т. С. Шорохова (Чичкина). Симферополь: Н. Оріанда, 2015.

5. Лисичкин В. А. Крестный путь святителя Луки: подлинные документы из архивов КГБ. М.: Троицкое слово: Издательство Московской Патриархии Феникс, 2001.

6. Лисичкин В. А. Лука, врач возлюбленный. Жизнеописание святителя и хирурга Луки (Войно-Ясенецкого). М.: Издательский Совет Русской Православной Церкви, 2009.

7. Лисичкин В. А. Лука (Войно-Ясенецкий), архиеп. Автобиография // Избранные творения. М.: Сибирская Благозвонница, 2016.

8. Малашин Г. В. Красноярская и Ачинская епархия // Православная энциклопедия. Т. XXXVIII. М.: Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2015. С. 448–464.

9. Поповский М. А. Жизнь и житие святителя Луки Войно-Ясенецкого, архиепископа и хирурга. М.: Сатисъ, Держава, 2007.

10. Фаст Г. Г., прот., Глухова В. К. Енисейск православный : ист. очерк. 2-е изд., перераб. и доп. Красноярск: ООО ИД «Класс Плюс», 2018. С. 482.

 

Енисейская Сибирь в истории России (к 400-летию г. Енисейска) [Электронный документ] // Материалы Сибирского исторического форума. Красноярск, 23–25 октября 2019 г. — Красноярск: ООО «Лаборатория развития». 2019. — 452 с