Новости
О сайте
Часто задавамые вопросы
Мартиролог
Аресты, осуждения
Лагеря Красноярского края
Ссылка
Документы
Реабилитация
Наша работа
Поиск
English  Deutsch

З. Ю. Доржу, О. Ю. Иргит. Хертек Анчимаа-Тока — первая в истории женщина —глава государства


З. Ю. Доржу,
доктор исторических наук, профессор, зав. кафедрой отечественной истории, Тувинский государственный университет, г. Кызыл
О. Ю. Иргит,
кандидат исторических наук, ученый секретарь, Тувинский научный центр, г. Кызыл

АННОТАЦИЯ В статье рассматривается политическая и общественная деятельность Хертек Анчимаа-Тока (1912– 2008), влияние исторических событий на судьбу первой женщины — главы государства. Главный идеолог женского движения в Тувинской Народной Республике, участвовала в организации политических репрессий. Несмотря на неоднозначные страницы биографии, она является одним из уважаемых и почитаемых деятелей Тувы.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА Тувинская Народная Республика, первая женщина — глава государства, женское движение, политические репрессии.

В декабре 2008 г. в британском журнале The Times вышла статья «Khertek Anchimaa Toka: the world’s first female head of state» («Хертек Анчимаа-Тока: первая женщина — глава государства»), посвященная памяти Хертек Амырбитовны Анчимаа-Тока, которая ушла из жизни 4 ноября 2008 г. в возрасте 96 лет. Интерес зарубежных авторов обусловлен тем, что она действительно была первой в истории женщиной, избранной на должность главы государства. На заседании Президиума Малого Хурала — высшего законодательного и распорядительного органа власти Тувинской Народной Республики (ТНР) [6, с. 80] 6 апреля 1940 г. она была избрана председателем, будучи депутатом Малохо Хурала ТНР. Должность она занимала до 11 октября 1944 г., т. е. до вхождения Тувы в состав РСФСР.

Целью статьи является изучение биографии Хертек Анчимаа-Тока, ее политической карьеры и общественной деятельности, влияния разных исторических событий на ее судьбу. Заслуживает внимания феномен успешной карьеры и политического долголетия девушки из бедной семьи, ставшей главой государства до достижения 30 лет.

Родилась Хертек Анчимаа в 1912 г. в местечке Устуу-Оору (ныне с. Кызыл-Даг Бай-Тайгинского района) в семье аратов (крестьян-кочевников). Когда ей было шесть лет, от болезни умер ее отец Амыр-Беди. Мать в одиночку воспитывала пятерых детей, и Анчимаа до 16 лет была вынуждена жить со своими родственниками [9].

В августе 1921 г. по итогам Всетувинского учредительного хурала (съезда) была образована Тувинская Народная Республика. В 1922 г. создана Тувинская народно-революционная партия (ТНРП), которая активно принимала в свои ряды аратов. Партия сразу стала играть доминирующую роль в политической жизни страны и распространяла среди аратов идеи классовой борьбы для их дальнейшего вступления в мировое революционное движение [5, с. 137]. В 1925 г. был сформирован Тувинский революционный союз молодежи, известный как ревсомол. Одной из основных задач ТНРП и ревсомола была ликвидация безграмотности населения Тувы.

В 1930 г. была принята национальная письменность на основе латиницы. К тому времени 18‑летняя Анчимаа занималась общественной работой. Она работала писарем в районном хурале [11, с. 22] благодаря знанию монгольского языка, на котором велось делопроизводство.

Анчимаа быстро освоила новый алфавит и вступила в ряды ревсомола. Кампания по ликвидации безграмотности населения была масштабной и работала по простой схеме: овладевшие грамотой должны были обучить других. Молодая 18‑летняя девушка обучила грамоте многих, ее «ученики» были старше ее на десятки лет. Учились в ликбез-классах на протяжении трех месяцев. Людей собирали в специальных избах-читальнях, а в некоторых случаях — и в юртах самих же «учеников» [9].

Результатом активной работы Анчимаа по обучению письменности аратов стало то, что уже в 1931 г. в 19 лет ее приняли в ряды ТНРП. Для молодой девушки это было большим достижением. Но на этом ее успехи не закончились. В том же году собирали новую группу молодых тувинцев для учебы в Коммунистическом университете трудящихся Востока им. Сталина (КУТВ) в Москве. Ее включили в число 76 отобранных юношей и девушек.

КУТВ был кузницей кадров, воспитанных на основе марксистко-ленинских идей. Выпускники КУТВ были главными «бомбистами» культурной революции, которые возвращались на родину, чтобы вести культурно-просветительскую деятельность [12, с. 67]. Одним из первых выпускников КУТВ из Тувы был Салчак Тока, который вернулся в 1929 г. и сразу стал секретарем ЦК ТНРП и министром культуры. Он и руководил масштабной кампанией по ликвидации безграмотности населения Тувы.

Хертек Анчимаа училась в КУТВ в 1931–1935 гг. Из 76 тувинских студентов 33 человека были зачислены на подготовительный курс университета, а 43 — на рабочий факультет. Все учились на полном государственном обеспечении. За годы обучения ни один из студентов не мог поехать в Туву, так как каникулы не были предусмотрены. В летнее время студенты работали на картофельных полях Москвы. По воспоминаниям самой Анчимаа, когда она впервые увидела картофель, то с удивлением спросила у местного жителя: «Вот сейчас закопаем, а как мы картошку осенью найдем?» [1, с. 45].

Ярким воспоминанием об учебе в Москве было участие в слушаниях доклада И. В. Сталина в 1933 г. и встреча в марте 1935 г. с Н. К. Крупской, которая была образцом подражания для девушек-революционерок того времени [9]. В мае 1935 г. Хертек Анчимаа в числе 11 выпускников, получивших диплом о высшем образовании, вернулась на родину.

В Туве Анчимаа стала заведующей отделом пропаганды и агитации ЦК ревсомола. Ее главной функцией было привлечение молодых людей в революционное движение, в первую очередь это касалось тувинских девушек. Именно в этот период ТНРП вошла в состав Коминтерна. Это значительно, к недовольству некоторых членов Правительства ТНР, укрепило власть партии. Генеральный секретарь ЦК ТНРП Салчак Тока активно собирал сторонников, в основном из числа выпускников КУТВ, их стали называть кутвянами [7, с. 120]. Это было связано с тем, что в 1933 г. после неудачной политики коллективизации ЦК ТНРП потерял свое доминирующее положение в политической жизни Тувы. Из-за этого между членами партии и правительства произошел раскол на «левых сталинистов», выступавших за кооперативные хозяйства, и «правых уклонистов», защищавших частное хозяйство аратов.

Хертек Анчимаа стала одной из приближенных Салчака Тока, ему импонировали ее уверенность и преданность делу, в то время как многие его оппоненты явно проявляли консерватизм в вопросах равноправия полов, что и было одной из причин поражения «правого уклона». Сам Тока был уже женат на Александре Алехиной, у них рос сын. В первое время отношения между Токой и Анчимаа носили деловой характер.

В 1936 г. произошли преобразования в Министерстве внутренних дел ТНР, расширились его полномочия, усилилось сотрудничество с НКВД СССР [4, с. 36]. Новым министром стал Оюн Полат, который был преданным сторонником «левого уклона». При активной поддержке Салчака Тока и ЦК ТНРП карательный орган стал готовить уголовные дела против некоторых видных политических деятелей ТНР.

Показательным стало «Дело девяти» против премьер-министра Сата Чурмит-Дажы и его сторонников, которые были оппонентами растущей власти Салчака Тока и кутвян [7, с. 121]. В октябре 1938 г. решением Чрезвычайной судебной коллегии Верховного суда ТНР девять видных политических деятелей были приговорены к смертной казни через расстрел. Двум из них позже смертную казнь заменили тюремным сроком, остальные были расстреляны [2, с. 150].

Прямых доказательств участия Салчака Тока и Хертек Анчимаа в массовых репрессиях, последовавших после «Дела девяти», нет. Многие документы были утеряны либо уничтожены в советское время. Тем не менее нельзя и отрицать их причастность к этим событиям. Именно в 1938 г. Тока окончательно закрепил свою власть в Туве. Анчимаа стала руководить женским отделом ТНРП, остальные сторонники Тока получили руководящие должности. Так, Алексей Баир стал председателем Совета Министров ТНР, а Оюн Полат — председателем Президиума Малого Хурала. Однако ни Баир, ни Полат не задержались на должностях больше двух лет. В 1940 г. они оба были сняты со своих постов и отправлены учиться в Москву. Позднее Алексей Баир подвергся репрессиям, в 1948 г. его заключили в ГУЛАГ. Оюн Полат также попал в опалу и не мог занимать руководящие должности.

В апреле 1940 г. Хертек Анчимаа была избрана председателем Президиума Малого Хурала. Так, в 28 лет она стала первой в истории женщиной — главой государства. В отличие от Алексея Баира и Оюна Полата, которых подвели их личные амбиции, Анчимаа продолжала оставаться преданным соратником и другом Салчака Тока. В 1941 г. они стали жить вместе. Свадьбы не было, так как в этом они не видели необходимости. Александра Алехина в том же году покинула Туву, так и не привыкнув к жизни за пределами СССР. Тока к тому времени воспитывал троих детей: сын Валентин был от первого брака, а Валерий и Анна были его приемными детьми. В 1942 г. у них родился сын Владимир, а в 1944 г. — Виктор. В будущем они станут известными композиторами Тувы [10, с. 445]. Будучи матерью пятерых детей, Анчимаа успешно руководила деятельностью республиканских учреждений народного образования, культуры, занималась решением социальных проблем, радела за процветание Тувы.

Годы, когда Анчимаа была главой Тувы, пришлись на тяжелый период Великой Отечественной войны. Она была одним из главных организаторов помощи советскому народу. Самым популярным словом в Туве стало слово «дузаламчы» — «помощь», которая поступала от каждой семьи и в совокупности стала важным вкладом в дело победы над общим врагом [3, с. 32]. Анчимаа также сыграла важную роль в добровольном вхождении Тувы в состав РСФСР в 1944 г. Позднее за активную помощь фронту она была награждена орденами Ленина (1944), Трудового Красного Знамени (1946), медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.» (1946) и двумя орденами ТНР (1939 и 1942) [11, с. 24].

После вхождения Тувы в состав РСФСР Анчимаа занимала должность заместителя председателя облисполкома (1944–1961). В 1961 г. Тувинская автономная область была преобразована в Тувинскую АССР, где Анчимаа уже занимала должность заместителя председателя Совета Министров. За свою 40‑летнюю политическую карьеру Анчимаа продолжала заниматься той же работой, что и в молодые годы, — подготовкой кадров. Она лично отбирала абитуриентов для поступления в учебные вузы в СССР, следила за учебой и последующим трудоустройством молодых выпускников [10, с. 438].

Интересны аналогии между фигурами тувинских и российских правителей, данные ее земляками:

Салчак Тока для Тувы являл собой одновременно Ленина, Сталина и даже Петра Великого. Супругу его Х. А. Анчимаа-Тока можно сравнить в первую очередь с Н. К. Крупской, которая была соратницей своему мужу-революционеру, поддерживала его решения, но при этом находилась в тени своего пассионарного супруга [8, с. 110].

В 1963 г. Анчимаа участвовала во Всемирном конгрессе женщин в Москве. Там участвовали Эжени Коттон, Долорес Ибаррури, Тамина Адиль и первая женщина-космонавт В. В. Николаева-Терешкова. Об этом Анчимаа писала:

Это был действительно великий форум женщин всего мира. На нем увидела, как много существует стран и народов на земном шаре, находящихся на различном уровне развития, различных по социальному происхождению, по политическим взглядам
и религиозным убеждениям [1, с. 100].

В 1973 г., после ухода из жизни Салчака Тока, Анчимаа взяла его фамилию. Отныне ее звали Хертек Анчимаа-Тока. А в 1979 г. она ушла на заслуженный отдых, но продолжала заниматься активной общественной деятельностью. Она была председателем Тувинского отделения Общества советско-монгольской дружбы, избиралась делегатом на Международный конгресс женщин, часто выступала перед студентами и школьниками [9].

Одним из самых сложных периодов жизни Хертек Анчимаа-Тока стал период перестройки, когда в конце 1980‑х гг. стали известны ранее закрытые архивные документы о политических репрессиях в Туве. Она, а также Оюн Полат и другие соратники Салчака Тока оказались под давлением общественности. Стремление дискредитировать Салчака Тока часто переходило к обыкновенной клевете и подмене понятий. В действительности 1930-е — 1950‑е гг. были сложным периодом тоталитарной власти, когда исполнители репрессий были вынуждены выполнять требования сталинского режима. В противном случае репрессии могли захлестнуть их самих.

Анчимаа-Тока в мае 1989 г. и в сентябре 1990 г. выступила с заявлениям о несогласии с обвинениями в свой адрес. «Лучше бы скорее умереть, чем слушать эту клевету», — писала она. Против нее не было проведено люстрации или уголовного преследования. Свою роль сыграли и заслуги в деле государственного строительства и кадровой политики в Туве.

Таким образом, судьба первой в истории женщины — главы государства была тесно связана со сложным тоталитарным режимом. Склонная к лидерству и решительным действиям, Анчимаа добилась успешной политической карьеры. Она была человеком своего времени, именно конкретные исторические условия сыграли решающую роль в формировании ее взглядов и личных качеств. Для консервативной патриархальной Тувы, только вступившей на путь преобразований, был жизненно необходим такой человек. Она прекрасно понимала ту систему, на которую работала. Своим трудолюбием, собственным примером вела тувинских аратов по пути развития к лучшей жизни, сыграла важную роль в становлении политической элиты и общественного самосознания в азиатской стране. Тем самым Анчимаа оставила выдающийся след в истории как одна из самых прогрессивных женщин прошлого столетия.

Список литературы

[1] Анчимаа-Тока Х. А. Мои пройденные пути. Кызыл: Тув. кн. изд-во, 1982. 384 с.
[2] Байыр-оол М. С. Главный красный нойон Тувы. Саарбрюккен: LAP Lambert Academic Publishing, 2015. 499 с.
[3] Доржу З. Ю. Тувинская Народная Республика накануне и в годы Великой Отечественной войны // Вестник Томского государственного университета. История. 2016. № 1 (39). С. 29–36.
[4] Доржу З. Ю. Иргит О. Ю. Дело девяти — судебный процесс 1938 года над государственными деятелями Тувинской Народной Республики в годы политических репрессий // Вестник Калмыцкого университета. Элиста, 2017. № 2 (34). С. 32–39.
[5] История Тувы: в 3 т. Т. II. Новосибирск: Наука, 2007. 430 с.
[6] Конституции Тувы. 1921–1993 гг. / сост. В. А. Дубровский. Кызыл: Тув. кн. изд-во, 1999. 216 c.
[7] Культ личности и политические репрессии в Туве / под ред. М. Б. Достак-оола. Кызыл: Тув. кн. изд-во, 2003. 144 с. [8] Ламажаа Ч. К. Клановость в политике регионов России. Тувинские правители. СПб.: Алетейя, 2010. 208 с.
[9] Монгуш С. М. Хертек Анчимаа-Тока: государственный деятель // Центр Азии. 2001. 21 дек.
[10] Салчак Тока: коллективная монография. М.: Слово, 2015. 544 с.
[11] Хадаханэ М. А. Судьба тувинки // Славные дочери Тувы. Кызыл: Тув. кн. изд-во, 1967. 146 с.
[12] Харунов Р. Ш. Формирование интеллигенции в Тувинской Народной Республике (1921–1944 гг.). Абакан: Журналист, 2009. 144 с.

Материалы VIII Сибирского исторического форума (2021 г.)