Новости
О сайте
Часто задавамые вопросы
Мартиролог
Аресты, осуждения
Лагеря Красноярского края
Ссылка
Документы
Реабилитация
Наша работа
Поиск
English  Deutsch

СТРОЙКА № 503 (1947-1953 гг.) Документы. Материалы. Исследования. Выпуск 2


Рассказ очевидца

МАШИХИНА Юлия Александровна

О «КРЕПОСТНОМ ТЕАТРЕ»

Я приехала в Игарку летом 1949 года с семьей сестры из Абези. Ее муж, Божков Михаил Васильевич, был вольнонаемным и работал администратором театра заключенных в Абези при 501-й стройке. Я была оформлена домработницей администратора. Весной 1949 года все работники театра, а их было не менее 65-70 человек, были переведены на север Красноярского края: часть в Ермаково, часть в Игарку. До Красноярска ехали по железной дороге в товарных вагонах, но оборудованных нарами, печками, столами. Артисты ехали в отдельном вагоне под охраной конвойных. Заключенные были без наручников. В Красноярске ждали навигации в низовьях Енисея. Вольнонаемные жили в спортзале, а заключенные - на берегу в каком-то бараке или сарае-складе. Потом всех посадили на пароход «Мария Ульянова» - был такой колесный пароход. Сначала посадили в трюм заключенных, потом сели вольнонаемные. Плыли очень долго.

Останавливались у каждого поселка и станка. Набирали продуктов, дров для топки котлов. В Игарку прибыли на пристань в районе хлебозавода, на ул. Вокзальная. Сначала вышли вольнонаемные, потом вывели заключенных. Их всех посадили на корточки возле пристани до прихода игарского начальства. Потом их увели в зону, которая находилась в лесу за ПГС. Нас поселили в пионерском клубе на улице Кирова, потом мы сняли квартиру по улице Малого Театра, где-то в районе ДК ЛПК. Театр находился в старом здании по улице Смидовича.

Артистов и других работников театра привозили в театр утром и увозили в зону после спектакля. В течение дня они жили в помещении театра, разбивались на кучки, группы, семьи и занимали свободные уголки и комнаты.

В Игарке находились только артисты оперетты, другие высадились в Ермаково.

Я не помню названия всех оперетт. Хорошо запомнила «Холопку», где прекрасно пели Аксенов и Григорьев. Была вольнонаемная балерина Афанасьева, которая танцевала с солистом балета Тараном. Из вольнонаемных были еще супруги Ранневы, которые тоже пели в «Холопке». Жену звали Сусанна. А также костюмерша Мария Ивановна (фамилию не помню), и билетерша тетя Муся Лисина*. Из заключенных помню еще артиста Липко Ивана.

Божков М.В. иногда принимал участие в спектаклях, конечно, не в главных ролях: что-то принесет, унесет да несколько слов скажет. О спектаклях жители Игарки узнавали из афиш, наклеенных на деревянной доске, прибитой у входа в театр, или приклеенных на дверях некоторых магазинов и учреждений. Печатных афиш и программок для зрителей и в помине не было.

Помню, однажды давали концерт для заключенных в зоне, я была там вместе с сестрой. Мне очень понравились все номера. Все оперетты, которые я помню - «Раскинулось море широко», «Запорожец за Дунаем» - были здорово оформлены. Главный оформитель был, кажется, Зеленков, говорили, что после перевода заключенных в Ермаково он повесился, хотя ему оставалось до освобождения всего несколько месяцев. Мне запомнилась больше всего оперетта «Раскинулось море широко». Когда занавес открывался, перед зрителями было сверкающее и переливающее волнами море, по нему плыла то ли лодка, то ли катер, на котором стоял красивый моряк и пел прекрасным голосом, который до сих пор у меня звенит в душе.

Я ходила на все спектакли, ходила бесплатно, как родственница администратора. Однажды на спектакле присутствовал сам начальник 503-й стройки Барабанов, который жил в отдельном особняке, теперь на том месте стоит детсад «Буратино». Спектакль всем понравился, все сильно аплодировали, некоторые даже стоя. Аплодировал и Барабанов. Но после спектакля, рассказывали, он сильно возмущался тем, что заключенным артистам, по существу врагам народа, так бурно хлопали, и он, начальник, тоже вынужден им аплодировать. Он считал, что нельзя допустить, чтобы артисты оказывали такое большое влияние на жителей города и вызывали у них сочувствие**.

Вскоре после этого театр перевели в Ермаково, а вольнонаемные разъехались в родные края, в том числе и Божковы, которые уехали в Луганск, где они и жили до конца своей жизни. Я к тому времени познакомилась с Машихиным Онуфрием Ивановичем, мы поженились и остались жить в Игарке.

17 октября 1997 г.

* Речь идёт, видимо, о Маргарите Эмелоевне Лисиной, бывшей заместителем директора Игарского драмтеатра.
** Факт вряд ли можно признать достоверным, т.к. все очевидцы, встречавшиеся с В.А. Барабановым неоднократно или знавшие его лично, говорят о совершенно противоположном отношении полковника и к заключённым, и к театру, созданному его же стараниями. Эпизод (по воспоминаниям Ю. Аскарова, Р. Штильмарка и др.) относится к начальнику политотдела стройки Штанько. Сведения об этом происшествии были задолго до 1997 г. опубликованы в нескольких изданиях (в т.ч. и в игарском буклете), поэтому могли в искажённом виде перекочевать оттуда и наслоиться на собственные воспоминания Юлии Александровны.

(Подпись к фото):


1951 г.
Музыканты-заключённые оркестра при театре управления стройки 503 в пос. Ермаково: музыкант Иван Липко (в центре), аккордеонист Володя Остроухов (справа), Фото В. Руге


В начало Пред.страница След.страница