












Доктор Винош Софка
Швеция
Путь изменений от тоталитарной системы до демократических правил, и роль наследия в этом процессе Проекта Перехода ЮНЕСКО. Управление природным и культурным наследием самостоятельно определяется единой системой управления государством. Нельзя гарантировать справедливое управление государством, если дух участия, ответственности и откровенности не является частью этической философии этого государства.
Широкие процессы перехода от тоталитарного режима к демократическим правилам во многих странах - феномен сегодняшнего реального мира. Проблемы процесса такого переходного периода не носят исключительно экономический или политический характер. Они также включают социальные, культурные и экологические проблемы.
Сложность этих проблем обусловлена прежде всего обширностью вмешательства репрессивных, угнетающих систем в жизни всех вовлеченных, разнообразием мер, необходимых на восстановление причинённых повреждений, и излечением сознания и души.
Глобальное наследие, память о прошлом должны стать важным элементом в облегчении процесса перехода и помочь понять характер этого периода.
Университеты, наряду с музеями и другими учреждениями наследия, могут играть активную роль в помощи решения этих проблем, содействуя таким образом выполнению целей ЮНЕСКО, сосредоточенных на понимании, толерантности и мира среди людей и наций.
Мероприятия учреждений наследия должны включать настоятельное сохранение памяти тоталитарного прошлого, как материальное так и неосязаемое, и его документацию, с аналитическими исследованиями.
Творческое использование этого прошлого должно воспитываться через формальное и неформальное образование в демократизации посттоталитарных стран.
Активное участие населения во всём процессе будет гарантировать объективность и его человеческие измерения.
Название Проекта Перехода изменилось от "Наследие, музеи и музееведение для социального, культурного и экологического перехода" к «От Притеснения к Демократии» в 1999.
Основание международного Движения «От Притеснения к Демократии» для поддержки демократического перехода во всём Мире в 2000 году.
ККИМК. Информационный вестник № 10. Методический семинар для исследователей, работающих по теме «Политические репрессии в СССР». Октябрь 2004. Красноярск 2005