Новости
О сайте
Часто задавамые вопросы
Мартиролог
Аресты, осуждения
Лагеря Красноярского края
Ссылка
Документы
Реабилитация
Наша работа
Поиск
English  Deutsch

Экспозиционный проект «На перелома времён. История и культура российских немцев» как пример социально направленного международного партнёрства.


И.С.Лысенко
Научный сотрудник
ККИМК

Статья представляет экспозиционный проект «На переломах времён. История и культура российских немцев» как пример социально направленного международного партнёрства, взаимодействия властных структур и государственных учреждений с национально – культурными общественными объединениями.

Презентация проекта состоялась в декабре 2003 года. Так случилось, что именно он стал первым в череде последующих проектов, реализованных Красноярским культурно – историческим музейным комплексом совместно с немецкой стороной в течение 2004 года (2004 год объявлен годом Германии в России).

Идея создания проекта принадлежит Красноярской региональной национально-культурной автономии российских немцев. Финансовая поддержка оказывалась Генеральным консульством ФРГ. Среди партнёров кафедра немецкого языка Красноярского государственного педагогического университета имени В. П. Астафьева (КГПУ), Центр немецкой культуры и образования при КГПУ, Евангелическо – лютеранская община, Красноярский культурно-исторический музейный комплекс.

Проекту, о котором пойдёт речь в данной статье, предшествовали многолетние партнёрские отношения национально – культурной автономии российских немцев с Красноярским культурно – историческим музейным комплексом. В основу двухстороннего партнёрства изначально закладывалось с одной стороны, - развитие толерантных межнациональных отношений, с другой, - сохранение этнической самобытности путём развития традиций национальной культуры в немецкой диаспоре Красноярского края (1). Механизм партнёрских отношений проявляется в сотрудничестве автономии с Межнациональным культурным центром Красноярского края (структурное подразделение Культурно – исторического музейного комплекса). Председатель автономии входит в Совет председателей при Межнациональном центре, в котором состоят двадцать семь национально – культурных объединений (2). Понимая свою роль в гармонизации межэтнических отношений на территории многонационального Красноярского края, общества выстраивают свои взаимоотношения с Межнациональным центром по принципу «диалога культур».

Немецкая национально – культурная автономия российских немцев с момента своего образования активно включилась в этот диалог. К числу проектов, ставших своего рода пространством, где удивительным образом переплетаются культуры, традиции, воспоминания, относится ежегодный фестиваль национальных культур «Сроднила нас Сибирь», Неделя культуры Красноярского края, Музейная ночь.

Например, творческие коллективы автономии участвуют в культурных мероприятиях других национально – культурных обществ. И, наоборот, на немецкие праздники всегда приходят люди из других обществ.

Помимо участия в проектах Культурно – исторического комплекса, автономия организует и свои национально - культурные мероприятия: Дни немецкой культуры, в рамках которых выставляются художники – немцы Сибири, экспонируется немецкое прикладное творчество. Здесь отмечаются национальные праздники. Каждый год 28 августа российские немцы собираются в музейном комплексе, чтобы почтить память жертв политических репрессий. И совсем не случайно то, что в этом году День памяти начался именно на экспозиции «На переломах времён. История и культура российских немцев», где из уст многочисленных собравшихся звучали воспоминания и напутствия молодым.

Главная идея проекта- через предметы быта, документы, фотографии показать жизнь российского немца в преломлении духовной и хозяйственной жизни, праздников и отдыха.

В длинные зимние вечера, когда было поменьше работы,
взрослые мужчины поочерёдно собирались друг у друга, рассказывали бывалые и небывалые истории, делились впечатлениями, играли в карты и выпивали. Женщины так же по вечерам собирались группами с вязанием или другой работой, пели немецкие народные песни, досыта сплетничали (22;3)

В связи с тем, что немецкая диаспора формировалась в таком многонациональном регионе как Красноярский край, в освещении её жизни уделяется внимание опыту дружественного проживания друг с другом людей с разной национальностью, менталитетом, культурой.

В качестве экспозиционного стержня выставки выбрана земля. Она символически выражает стремление народа к свободе и жизни с мечтами и идеалами. Каждая витрина устлана землёй. На ней и располагаются все экспонаты. Кроме того, у немцев, впрочем, как и у многих других народов, земля отождествляется с оставленной родиной.

В Ленинграде в 1990-е годы на Щетникова в кинотеатре Спартак каждое воскресенье в 11:00 проходит служба.

- Я всегда сижу на пятом ряду. Ты меня сразу узнаешь. Приходи обязательно, -настаивала подруга.

Маргарита Петровна, что называется, загорелась и так торопилась на службу, что вместо одиннадцати часов пришла к десяти.

В помещении почти никого не было, только несколько женщин. С одной из них Маргарита Петровна познакомилась. Разговорились.

Трудно поверить, но оказалось, отец этой женщины служил пастором в кирхе (церковь) Шуваловской колонии, где родилась Маргарита Петровна. И именно у него мама Маргариты Петровны, будучи шестнадцатилетней девушкой, проходила Конфермацию (повторное признание своей религии).

- Когда началась служба, меня так било, я так плакала, - вспоминает Маргарита Петровна. Слёзы сами по себе бежали, но такие радостные.

Мне казалось, что я дома.

- Сразу вспомнилось как мы – ребятишки бегали в кирхе, чтобы помогать надувать меха для органа. Нам разрешали,- с гордостью замечает Маргарита Петровна. А потом на службе нам было так торжественно и радостно!
И вот теперь она опять слушает орган. И всё в ней всколыхнулось. И это было как одно большое просветление (4).

Главное место в экспозиционном пространстве находится возле стеклянного креста- символа христианского смирения, согласия с волей Божьей. Внутри него размещены документы, связанные с переломными периодами в истории российских немцев (депортация, репрессии).

Вокруг основания креста отведено специальное место для более чем ста старинных немецких Библий и рукописных священных писаний. Самая ранняя Библия датируется 1812 годом. Все они в течение 10 лет собирались по Красноярскому краю Евангелическо - лютеранской общиной. Для выставки они были предоставлены пастором Блюмке. О роли религии в судьбе российского немца и стойкости его характера красноречиво говорят свящённые писания, аккуратно переписанные ручкой, а где и карандашом, в обычную разлинованную тетрадь. На презентации проекта люди, присев на корточки, с видимым волнением перелистывали такие Библии.

Ещё одна интересная задумка- множество фотографий. Их на выставке более 150. Лентой в две полосы они тянутся по периметру выставочного пространства. Нижняя полоса состоит из чёрно-белых фотографий ушедшего или уходящего поколения. Верхняя полоса- это цветное изображение ныне живущих. Посетители выставки сразу же обращают внимание на уникальные фотографии офицеров белогвардейской армии в обмундировании, с медалями. И тут же возникает вопрос «как людям удалось сохранить семейные реликвии, несмотря на угрозу для своей жизни и жизни своих близких».

- Прятали в вещах, зашивали в одежду,- рассказывают немолодые хозяева фотографий.

Фоторяд дополняется старинным стеллажом с художественными, научными и детскими книгами. Одна из них заслуживает особого внимания. Это «Новая экономическая политика и кризис партии после смерти Ленина». На самом деле за ярко красного цвета обложкой скрывается потрёпанная от частого прикосновения рук Библия.

Праздничным традициям отведены специальные витрины, содержание которых будет меняться по мере приближения того или иного праздника.
Среди экспонатов, характеризующих немецкую культуру, быт российских немцев, на выставке представлены самодельный нож, сделанный заключённым – немцем в сибирском лагере, прялка, швейная машинка с готическим шрифтом на корпусе, серебрянное зеркальце, подвенечный венок и многое другое.

Екатерина Эдгардт хорошо рисовала углём, карандашом. Любила часами вышивать крестиком всё прекрасное, что её окружало.

На страсти к красоте и вышивке зародилась семейная история, о которой теперь рассказывает своим детям Елизавета- внучка Екатерины.

Екатерина в ожидании каждого ребёнка, а их у неё было восемь, вышивала салфетки.

К рождению мамы Елизаветы была готова очередная седьмая салфетка, вышитая по мотивам одной из скульптур, которая находилась в Летнем саду. Интерьер дома, где жила Екатерина со своими детьми был очень скромным, и поэтому одну из стен она украсила всеми восьмью салфетками.
Накануне эвакуации в 1943 году в Кемеровскую область (к этому времени Екатерины не стало) старшая дочь- Елизавета сняла со стены все салфетки и, не показав никому, сохранила их.

- Как только обоснуюсь на новом месте, - подумала она, - отдам все салфетки тем, кому они принадлежат по праву.

Но война помешала встретиться. Сразу же после её окончания Елизавета передала салфетки своим сестрицам и детям двух погибших на войне братьев (5).

На выставке прошлое граничит с настоящим. О жизни современного российского немца рассказывает стенд с постоянно обновляющимся материалом о деятельности национально-культурной автономии российских немцев, о работе Центра немецкой культуры и кафедры немецкого языка КГПУ.

Фонд выставки формировался ни один год. Его основу составили экспонаты, собранные студентами КГПУ под руководством кафедры немецкого языка во время лингвистических командировок в города и сёла Красноярского края. Многие вещи, со временем ставшие семейной реликвией, принесли члены автономии.

Выставка задумывалась, прежде всего, как коммуникационный музейный проект, в котором через различные формы и методы предполагается работать с идеями и чувственными образами посетителей.

Для всех желающих здесь проходят семинары, круглые столы по истории российских немцев, проводятся конкурсы на лучший перевод стихов немецких авторов на русский. Любой может принять участие в конкурсе чтецов немецкой поэзии(6).

Богатый материал выставки открывает широкие возможности для формирования с помощью музейных технологий нового пространства для межнационального общения, основанного на знании и понимании культуры других народов.

Как показывает практика, важнейшую роль в развитии культуры межнационального общения играют взаимоотношения диаспоры и её партнёров с этнической родиной. Ярким примером такого партнёрства является проект «На переломах времён. История и культура российских немцев».

Примечания

Информатор – Бондарева Валентина Николаевна – заместитель генерального директора по науке Культурно – исторического музейного комплекса.
Информатор – Слесарева Нина Михайловна – директор Межнационального культурного центра Красноярского края.
Майер Р. А. Судьба российского немца. Часть первая. Преодоление.- Красноярск, 2000
Информатор – Райх Маргарита Петровна – член Красноярской региональной национально – культурной автономии российских немцев.
Информатор – Эдгардт Елизавета Ивановна – член Красноярской региональной национально – культурной автономии российских немцев.
Информатор – Агапова Наталья Владимировна – председатель Красноярской региональной национально – культурной автономии российских немцев.

 

ККИМК. Информационный вестник № 10. Методический семинар для исследователей, работающих по теме «Политические репрессии в СССР».  Октябрь 2004. Красноярск 2005


  На оглавление сборника