Мария Вячеславовна Мишечкина
Директор Музея вечной мерзлоты
Красноярский край, г. Игарка
Тема репрессий в Игарском музее получила свое развитие в начале 90-х годов. Дело в том, что сам музей был открыт только в 1991 году. К этому времени уже был накоплен огромный материал теми людьми, которые занимались краеведением и реабилитацией лиц, сосланных в Игарку в разные годы. Многие горожане особо чтят, например, память о Леопольде Антоновиче Барановском, сосланном латыше, ставшем неутомимым летописцем города. Именно он был первым председателем комиссии по реабилитации репрессированных, помогал восстанавливать свое доброе имя многим сотням немцев, литовцев, латышей, греков. Леопольд Антонович передал музею накопленные материалы, оставил несколько собственных рукописей, помог в создании первой постоянной экспозиции по теме репрессий в краеведческом комплексе «Музей вечной мерзлоты».
Эта тема сразу стала развиваться по двум направлениям: одно из них связано с воссозданием истории строительства железной дороги Салехард-Игарка (Объект № 503 ГУЛАГа), второе – с историей массовых высылок людей в район Игарки и станков, расположенных на подведомственной территории.
В 1997 году в отдельном здании был открыт отдел «Объект № 503». Сразу отмечу, сделать это было довольно сложно. Было использовано старое деревянное здание 1934 года постройки, средства были выделены только на ремонт фундамента. А дальше начались поиски благотворительных средств – на завершение ремонта, оформление экспозиции, сбор музейных предметов. Только благодаря пожертвованиям перед зданием появился небольшой мемориал, где разместились доски, посвященные памяти репрессированных. Судьба отдела до сих пор остается непростой. Его пытались, например, закрыть. Глава города (не игарчанин по рождению и по духу своему) в 2000 г. объявил директору, что «содержание отдела, который по сути является политическим», не может входить в строку городского бюджета. Только благодаря обращениям бывшим заключенным Стройки 503 Ирины Алферовой и Вальтера Руге к губернатору Красноярского края А.И. Лебедю помогли сохранить отдел. Подобных критических ситуаций бывало немало.
Коротко об истории строительства дороги Салехард-Игарка. 29 января 1949 г. было принято Постановление Совета Министров СССР, в котором говорилось о необходимости строительства железной дороги Салехард-Игарка, протяженностью 1200 км. Предполагалoсь в 1955 г. начать эксплуатацию новой дороги. Мысль о строительстве заполярной транссибирской магистрали пришла Сталину сразу после окончания Великой Отечественной войны. Вождь был напуган тем, что Север страны в период войны оказался совершенно незащищённым. Кроме того, для промышленного гиганта Норильского комбината требовался железнодорожный путь, который позволил бы вывозить его продукцию в европейскую часть более дешёвым способом. То есть дорога Салехард-Игарка должна была иметь продолжение до Норильска. Есть также высказывания исследователей, которые считают, что Сталин вынашивал и ещё один стратегический проект – продолжить магистраль по Сибири до Берингова пролива и соединить таким образом Советский Союз через тоннель под проливом с Америкой.
Уже в 1949 г. в Игарку стали прибывать заключенные, силами которых велась стройка. В черте города появились две зоны для заключённых – мужская и женская. А между ними находилась так называемая «мамочкина зона», где содержались женщины с детьми. В Игарке был построен специальный городок – жилые дома для охраны, для руководящего состава ГУЛАГа, клуб, а также коттедж для начальника стройки. Кроме того, в городе располагалась ещё одна зона для заключённых, которые строили саму дорогу. Им удалось даже проложить 60 километров железной дороги от Игарки до Чёрной речки. В районе старого города, недалеко от музейного комплекса, была даже сделана отсыпка для железнодорожной станции из гравия, который, кстати, возили с Чёрной речки по железной дороге.
От Игарки до Салехарда на протяжении всей трассы через каждые 5-10 км располагались лагерные пункты, которые представляли собой площадки размером 500х500 метров, отгороженные проволокой со сторожевыми вышками по углам. Внутри – бараки, хозяйственные постройки, столовая. Строительство дороги велось практически вручную, техники было завезено очень мало. Многие исследователи отмечают, что строить дорогу в послевоенный период было политической авантюрой, потому что страна была в полном истощении, отсутствовали материальные ресурсы. Но апломб вождя был слишком велик, к тому же ГУЛАГ серьёзно пополнился врагами народа из числа тех, кто попал в период войны в число военнопленных. Все они были отправлены в лагеря. А эта физическая сила, как правило, возводила в Советском Союзе все строительные гиганты.
Дорога должна была пройти по вечной мерзлоте. И это значительно осложнило работу строителей. К тому же технический проект был представлен на утверждение тоже с опозданием, только в 1952 г., когда больше половины магистрали уже было готово. Строительство велось быстрыми темпами, в работе было много недочётов, на многих участках быстро появилась вода, дорога стала проседать.
Когда в марте 1953 г. Сталин умер, было построено 911 километров дороги, а это две трети всей трассы. Судьба стройки резко изменилась после смерти Сталина. В октябре 1953 г. началась её ликвидация. Когда начался ликвидационный период, материальные ценности стали уничтожать. А многое просто было брошено – рельсы, паровозы. Немые свидетели стройки до сих пор напоминают в этих суровых краях о строительстве дороги, которую забросили и которую теперь называют «Мёртвая дорога».
Все предметы, представленные в экспозиции «Объект 503», привезены с различных участков строительства. В одном из залов есть даже фрагменты обстановки барака, в котором жили заключённые. Одежду и обувь они шили сами. Мебель тоже делали своими руками. Общее число заключённых, которое содержалось на Игарском направлении в разные годы доходило до 30-40 тысяч человек. Такое же число заключённых – на Обском направлении. Все заключённые – уголовники, рецидивисты и политические – содержались вместе. Но в самоохрану входили, как правило, уголовники. Они верховодили в ГУЛАГе, с их помощью охрана чинила расправу с политическими заключёнными.
Из числа заключённых в ГУЛАГе был сформирован даже свой театр. Входили в него бывшие актёры, режиссёры, писатели которые были осуждены за политические взгляды. Им удалось осуществить серьёзные постановки, потому что в число актёров входили талантливые люди. А зрителями были и военные (охрана), и многие жители Игарки.
Благодаря просветительской и издательской деятельности, которой занимается музей, интерес к этому историческому отделу всегда велик. Так, в рамках Всероссийского конкурса на лучшие программы в области культуры и искусства (грант Президента 1998 года) была реализована программа «История «Мёртвой» дороги», в частности, выпущена книга «Стройка № 503», где собраны архивные документы, рассказы очевидцев, каталог музейных предметов по этой теме. В настоящее время коллектив музея приступил к реализации проекта «В память о дороге, в память о строителях» на средства, полученные из фонда М. Прохорова. Для музея это очень важный проект.
Его главная цель – сделать новый шаг в воссоздании объективной истории строительства в 1948-1953 гг. железной дороги Салехард-Игарка (Объект № 503 ГУЛАГа). Чем дальше погружается в прошлое всё то, что связано с дорогой, тем больше нарастает тревога о том, как будет изложена в будущем её история. Она обрастает легендами и домыслами. К сожалению, этой теме посвящено мало правдивых публикаций. В основном, это статьи и книги, подготовленные бывшими политзаключенными. Они выходят, как правило, небольшим тиражом, поэтому не всегда оказывают существенное влияние на формирование общественного мнения. Гораздо чаще мы становимся свидетелями того, что о дороге нам рассказывают иностранные журналисты, уверенно заявляя, что им известно практически всё. Упор при этом делается на то, что дорогу строили только политические заключенные, называются также не имеющие никакой реальной почвы цифры погибших при строительстве на дороге – многие миллионы заключенных. Неоднократно сотрудникам Игарского музея вместе с бывшими заключенными стройки приходилось писать об этом авторам различных фильмов, выпущенных за рубежом. Так было после выхода фильма английских кинематографистов «Поезд смерти» (реж. Робертс, фильм был показан в Игарке в 1997 г.), после показа в Германии фильма немецких авторов о поездке в Сибирь в 2000 г. (фильм посмотрели бывшие заключенные В. Руге и И. Алферова). В названных фильмах не только отсутствовала реальная документальная основа, но и совершенно неоправданно использовалась информация, кочующая из одного иностранного источника в другой. Разбить этот миф не удаётся до сих пор. По всей вероятности, главная причина кроется в том, что правдивая информация не находит выхода, а если и издается, то незаметными тиражами и только на русском языке. Неудивительно, что исследователи, которые практически ежегодно приезжают на «Мёртвую дорогу», и пытаются осмыслить всё происходившее на ней, до сих пор испытывают дефицит информации. И в наиболее невыгодном положении оказываются при этом иностранцы, поскольку музеем издан сборник «Стройка № 503» только на русском языке. В сентябре 2005 г. по «Мёртвой» дороге прошла пешком очередная группа иностранцев, их впечатления нашли отражение на сайте www.friendsontour.de. Удивлению не было предела, когда в разделе об истории строительства железной дороги мы вновь увидели расхожие на Западе формулировки «стройка политзаключенных», «погибшие миллионами падали на строительстве». Задача проекта – повернуть исследователей «загадочного» объекта ГУЛАГа лицом к правде, какой бы она ни была, обобщить собранный документальный материал, расширить его, благодаря встречам с новыми очевидцами, предать эти материалы гласности, издав 2-й выпуск книги «Стройка 503» на русском языке, а также с главами на английском и немецком языках. Задача проекта состоит также в том, чтобы сделать реальные шаги для увековечения памяти жертв репрессий – основать музей под открытым небом в Игарке. Привлечь внимание к одной из самых трагических страниц в истории нашей страны, нашего города в период сталинизма поможет проведение выставки в Москве, организация похода для школьников по местам расположения объектов Стройки 503, сбор подростками предметов, написание отчёта.
Второе направление в развитии темы репрессий связано с тем фактом, что Игарка по сути своей с 30-х и по 50-е годы прошлого столетия была городом ссыльных. Анализ архивных материалов показывает, что вольнонаемные, прибывшие на строительство города-порта в 1929 году, очень скоро стали отказываться от работы и уезжать с Севера. Условия были настолько тяжелы, особенно в зимнее и весеннее время, что выстоять смогли только самые выносливые. Поэтому для освоения северной территории и строительства порта очень скоро была налажена поставка практически бесплатной физической силы – спецпереселенцев.
И вновь обратимся к истории. Уже в 1930 г. в Игарку стали прибывать транспорты с так называемыми «раскулаченными» крестьянами. Первые годы пребывания спецпереселенцев в «кулацкой ссылке» были крайне тяжелыми. На почве голода резко увеличилась заболеваемость и смертность, имели место ряд самоубийств, увеличилась преступность. 1937 год и в Игарке был годом массового террора. Аресту были подвергнуты прежде всего бывшие переселенцы. Многие были расстреляны или исчезли бесследно. Лишь спустя десятилетия родственникам удалось узнать правду. В конце 1942 года с последними пароходами в Игарский район было завезено значительное количество людей различных национальностей с прифронтовой полосы. Это были те, кого Сталин объявил врагами народа. Их ожидала жестокая судьба. Многих латышей, немцев, евреев и т.д. выбросили на необжитый берег в станок Агапитово. Почти половина из прибывших не смогли там выжить и погибли. В 1944 г. в Игарку прибыли переселенцы из Калмыкии. Последними в 1948 г. в Игарку сослали более 5000 человек из Литвы.
По свидетельствам очевидцев, система насильственного вывоза из проживаемых мест была разработана в совершенстве. По железной дороге везли всех в товарных вагонах, совершенно закрытых. По Енисею спецпереселенцев сплавляли в трюмах барж или грузовых трюмах теплоходов. После смерти Сталина началась реабилитация спецпереселенцев. Город стали покидать реабилитированные политические заключенные, которые находились здесь в бессрочной ссылке. Многим удалось выехать на свою родину – в Германию, Литву, Латвию. Литовские граждане проводили даже вывоз останков своих родственников, которые были похоронены в Игарке. А в память о тех, чей прах покоится на нашей северной земле, литовцы поставили на литовском кладбище памятник. В память о безвинно пострадавших в годы репрессий на территории музея установлена доска от игарчан. Рядом находится доска, которую привезли литовцы.
Ежегодно в День памяти политических репрессий игарские музейщики проводят самые различные мероприятия – митинги, встречи. Каждый раз это что-то новое. В 2005 году, например, 16 коллективов города участвовали в создании ПОМИНАЛЬНОГО ПОЛОТНА, которое было сшито из 16-ти квилтов (поминальное полотно, изготовленное, в основном, в лоскутной технике). Огромное полотно было развернуто на одном из зданий в последних числах октября. Здесь же был проведен митинг в День памяти жертв политических репрессий.
Не могу сказать, что тема репрессий дается легко мне и моим коллегам. Не все посетители однозначно реагируют на экспозиции, связанные с трагическими страницами истории. Кто-то сразу себя отгораживает и даже не входит в залы, где мы рассказываем об этом: «В жизни и без этого много проблем». Кто-то до сих пор остается приверженцем сталинской политики. Наверное, и музейщикам было бы проще жить – закрыть отдел и заниматься чем-то более спокойным, привлекательным. Но для нас этот вопрос никогда не вставал именно таким образом. Наверное потому, что каждый из нас хорошо понимает (и с этим живет, работает, общается), что тогда очень скоро и неминуемо наступит пора забвения, в которую нас все больше втягивает массовая культура, бездуховность.
Многое забывается, затягиваются раны, но в музей постоянно тянутся люди, которым
интересна судьба родственников, места, где они жили в заключении или ссылке. Они
пишут, приезжают, направляют воспоминания, фотографии, просят помощи в
организации их поездки в Игарку. Ежегодно в город приезжают бывшие заключенные,
их родственники, исследователи, писатели, журналисты.
В 2006 году в Игарке и Ермаково (место расположения гражданского поселка и зоны
для заключенных) побывал бывший политзаключенный Вальтер Руге, проживающий
сейчас в Германии. Студенты киноакадемии в Людвигсбурге снимали о нем фильм. В
конце июня ожидается приезд латышского журналиста И.Кнагиса, бывшего
спецпереселенца, участвовавшего в установке креста в память о погибших в станке
Агапитово. Тесные связи поддерживает музей с обществом бывших сосланных в Литве,
возглавляет которое Римвидас Раценас. Он неоднократно бывал в Игарке, занимался
установкой памятника на литовском кладбище в Игарке.
В просветительской деятельности музея тема репрессий не занимает последних мест. Пожалуй, даже наоборот. В течение последних 7-ми лет в образовательной программе, которая реализуется с Игарской школой № 1 им. В.П. Астафьева, является именно эта тема. Учащиеся становятся участниками акций памяти, которые проводятся на месте бывшей трассы Салехард-Игарка, различных экспедиций. На основе собранных материалов они пишут собственные исследовательские работы, которые неоднократно были отмечены Дипломами на Всероссийских конкурсах «Человек в истории. 21 век».
Довольно часто игарским музейщикам приходится втягиваться в акции, которые выходят за рамки основной деятельности. Отношение к памятникам и памятным местам, в целом, к истории не может оставить равнодушным того, кто многие годы отдает сохранению культуры. Мы не можем спокойно реагировать на то, что из бывших лагерей, поселков вывозится на металлолом брошенное после ликвидации Стройки 503 оборудование, рельсы. В августе 2005 года в результате нашествия целой экспедиции вандалов посёлка Светлогорск из Ермаково были вывезены даже 2 паровоза (тип «овечка», который выпускался в начале прошлого века и использовался на Стройке 503). Они находятся в настоящее время на одном из причалов Светлогорска, здесь же валяются многие металлические предметы, вывезенные из Ермаково. Игарская прокуратура повторно расследует дело о вывозе паровозов, которые находились в историко-архитектурной зоне местного значения, откуда вывоз предметов был запрещен.
Сотрудники музея не только выезжали вместе с работниками Игарского ГОВД для проведения осмотра, но и вынуждены были самостоятельно заниматься поиском документов, фотоматериалов, очевидцев, консультантов. Правоохранительные органы склоняются в таких вопросах больше к тому, что нет по сути владельцев паровозов, нет экспертизы на предмет того, что это историческая ценность. Неужели пример того, как можно в современное время безнаказанно растаскивать кладбище, где покоятся не только брошенные предметы, но остались без надгробий сотни захоронений как заключенных, так и вольнонаемных, может повториться? Неужели над Ермаково, как и над всей стройкой 503, никогда не поднимется памятник строителям «мёртвой» дороги?
Игарским музеем разработана программа по использованию паровозов, увековечению памяти строителей дороги Салехард-Игарка. Она была представлена и в Игарский горсовет, и в Туруханский районный совет. Ответа не последовало. На фоне этой тишины становится не по себе, когда читаешь в красноярской прессе о том, что уже отлита статуя Сталина, которая в ближайшее время будет вновь установлена в селе Курейка. Неужели память о тиране будет увековечена раньше, чем о жертвах его репрессий?
ККИМК. Информационный вестник № 6. Методический семинар для исследователей, работающих по теме «Политические репрессии в СССР». 29 октября 2005. Красноярск 2006