Новости
О сайте
Часто задавамые вопросы
Мартиролог
Аресты, осуждения
Лагеря Красноярского края
Ссылка
Документы
Реабилитация
Наша работа
Поиск
English  Deutsch

История школы в истории страны. (Памяти жертв сталинских репрессий)


Светлана Николаевна Филимонова
Заместитель директора по ВР
МОУ гимназия № 11
Красноярский край, г. Красноярск, Ленинский район

В современной школе сегодня очень важно давать ребятам правильное понимание истории. Почему это так важно, да потому, что без критического анализа и осмысления пройденного пути невозможно идти дальше и решать задачи сегодняшнего дня, тем более, что через несколько лет проблемы нашей страны придется решать сегодняшним школьникам.

Как мы это делаем? Через:

Наша школа №48, а с 2004 года гимназия № 11-одна первых школ правобережья, основана в 1936 году- богата своей историей. Историю нашей страны можно увидеть по судьбе учителей и учеников школы и их родителей в школьном музее «Память». Встречаясь с ветеранами школы, мы узнаем истории жизни многих из них. Так стало известно о том, что в нашей школе работал учителем литературы 20 лет Игорь Поликарпович Пель-представитель учительской династии в Красноярском крае. Его отец Поликарп Леонтьевич начал свой путь сельским учителем, стал заведующим Крайоно- был репрессирован в 1935, погиб в 1937 году, реабилитирован в 1955 году. Игорь Поликарпович рассказал нам о том, что ему не разрешалось поступать в институт из-за того, что отец был «врагом народа», а он все-таки получил высшее образование. ( А учитель литературы из него получился прекрасный! Об этом говорят все, кто с ним работал и те, кто у него учился).

Выпускник «Огненного выпуска» 1941 года Валентин Сизых с началом Великой Отечественной войны ушел на защиту Отечества и погиб под Москвой. До войны он жил с бабушкой, т.к. его родители были репрессированы.

Много лет работали в школе № 48 муж и жена: Эккерт Владимир Корнеевич и Громова Зоя Дмитриевна (участница Вов). Владимир Корнеевич- поволжский немец, был выслан из Сталинградской (Волгоградской ) области,, был ограничен в продвижении, работал переводчиком. О своих родителях нам рассказала их дочь Наталья Владимировна Агапова. С дрожью в голосе и с гордостью рассказывала она о нелегкой судьбе отца и матери, показывала семейные фотографии, удостоверения, справки и многое другое.

Как жили, о чем мечтали, атмосферу прошлого времени мы узнаем во время встреч с их родственниками, прикасаемся душой к их судьбам, а значит, узнаем ближе и историю своей страны.

В нашей школе работала молодая учительница географии Елена Анатольевна Пинчукова. И, вдруг, дети узнают о судьбе ее семьи, репрессированной перед войной. Совсем другими глазами дети воспринимают тех, кто их окружает, и историю своей Родины.

В музее истории школы «Память» собраны материалы о сталинских репрессиях, которые используются учащимися и учителями, как на уроках, так и во внеклассной деятельности. Старшеклассники оставляют в музее свои рефераты, с которыми выступали на школьных конференциях, участвовали с ними в российском конкурсе «Человек в истории. XX век». В одной из таких работ ученица 11 класса Чернякова Мария описала историю своей семьи Сафроновых, репрессированной в 1928 году из Алтайского края, потерявших все, но не сломленных. «...Сафроновы отказались вступить в колхоз. Может быть, это была роковая ошибка, и в тот момент надо было покориться сложившимся обстоятельствам, просто плыть по течению... В 1930 году по «постановлению бедноты» Григорий Иванович был арестован как спекулянт- мясоторговец... Все имущество было конфисковано, а члены ее семьи высланы на север Красноярского края.. Но, видимо. Властям ссылка показалась слишком мягким наказанием. Иначе как объяснить то, что сосланных не довезли до места, их просто бросили посреди тайги, в 10 км от Ангары.То место называлось Рудник Соленый. Там зимой, чтобы не замерзнуть и не умереть от голода, пришлось рыть землянки. Запрещено было даже охотиться. Григорию Ивановичу приходилось, чтобы прокормить семью, охотиться тайно. А потом, ночью приносить добычу в поселение и прятать. Григорий Иванович был в хороших отношениях с одним милиционером. Однажды он предупредил, что нужно срочно покинуть поселение, спрятаться куда-нибудь. Это предупреждение спасло дедушке жизнь. Во время его отсутствия всех мужчин в поселении собрали и расстреляли... Они выжили потому, что всегда были вместе и помогали друг другу, много работали, а не искали виноватых во всех бедах и невзгодах».

Разве этот рассказ не потрясает?

Разве можно равнодушно читать эти строки? Уж конечно, эти страницы истории запомнятся на всю жизнь!

... Жертвам репрессий с открытой душой.
Провозгласите всевечный покой.
Свечи поставьте, колени склоните
Память о них навсегда сохраните.

С этого стихотворения Б.Т. Поволоцкого начала Мария свою работу.

Сколько людей, столько судеб!

Обо всем мы хотим написать в книге о своей школе.

Пока существуют дети и взрослые, память не умрет...

ККИМК. Информационный вестник № 6. Методический семинар для исследователей, работающих по теме «Политические репрессии в СССР». 29 октября 2005. Красноярск 2006


  На оглавление сборника