Новости
О сайте
Часто задавамые вопросы
Мартиролог
Аресты, осуждения
Лагеря Красноярского края
Ссылка
Документы
Реабилитация
Наша работа
Поиск
English  Deutsch

«Не допахал я начатое поле...»


Галина Александровна Толстова
ведущий специалист  Красноярского краевого краеведческого музея

Петров Петр Поликарпович - известный сибирский литератор, поэт-партизан, писатель-самоучка, автор романов о Гражданской войне в Сибири.
Уроженец с. Перовское (ныне Партизанское) Канского уезда (род. В 1892 г.). Участник революционных событий в Сибири, член ЦИКа Совета рабочих, солдатских, крестьянских и казачьих депутатов Сибири. Во время Гражданской войны воевал в партизанской армии Кравченко и Щетинкина, в марте 1919г. избран председателем Объединенного Совета Степно-Баджейской партизанской республики, был также членом агитотдела 5-й Красной Армии. В сентябре 1919 г. агитотделом армии в Минусинске стала издаваться газета «Соха и молот», редактором утверждается П.П. Петров. Тираж газеты доходил до 500 экземпляров, активное участие в издании газеты принимал партизанский поэт Тимофей Рагозин, много статей принадлежало перу редактора П. П. Петрова.

В 1920 г. по распоряжению командования армии Петров был направлен в Томский университет. Вскоре он переводится в Красноярск и поступает в Институт народного образования, заканчивает учебу в мае 1923 г.

Его влекла литература. После окончания института несколько лет работал инструктором Енисейского союза кооператоров в Красноярске, был завучем красноярского детдома водников. В это время он женится на молодой учительнице Александре Антоновне Лепинской, ставшей дорогим для него человеком. В 1925 г. вместе с супругой Петров отправился в поездку по местам партизанских боев. Возможно, во время этого путешествия у него и возник замысел создания поэмы о партизанах. В этот период начинающий писатель работает над небольшой историко-документальной повестью «Лесные ветры». Это был первый его опыт литературного творчества. Одновременно с поэмой «Партизаны» П. Петров работает над очерками о Степно-Баджейской республике. Поэма, напечатанная в новосибирском журнале «Сибирские огни» (1927 г., № 6), была восторженно встречена участниками партизанского движения. Отдельным изданием она вышла в Новосибирском книжном издательстве в 1928 г. Успех поэмы «Партизаны» заставляет писателя вплотную заняться литературным трудом. Он работает над воплощением давнего замысла книги о золотоискателях Сибири, с которыми он встречался во время партизанских походов, часто ему приходилось наблюдать картину запустения и разрухи, царившую на золотых приисках в годы революции и Гражданской войны.

«В 1924 г. я был командирован на Южно-Енисейские прииски организовать кооператив. Совершенно новая таёжная обстановка заинтересовала. Я попробовал написать рассказ, вышла маленькая повесть» (П.П. Петров «Беглые заметки»). Повесть после переработки переросла в роман «Борель», работа завершилась к 1927 г. Впервые «Борель» была опубликована в 1928 в «Сибирских огнях», отдельным изданием она вышла в 1931 г. в московском издательстве «Федерация».

П.П. Петров - писатель-самоучка. В его окружении не было литераторов, у него не было старших наставников. «Пишу и смущаюсь духом... Посоветоваться не с кем», с горечью записывает он.

Писатель работал над романом «Подсада», но роман не удовлетворил автора, остался в рукописи. Отрывок из романа «Кровь на мостовых» вышел отдельным очерком. Позднее многое из этого в переработанном виде вошло в книгу избранных сочинений «Крутые перевалы» и роман «Половодье».

В 1929 г. семья Петровых переезжает в Иркутск. Петр Поликарпович читает в учебных заведениях лекции, работает в Восточно-Сибирском книжном издательстве, позднее в редколлегии журналов «Будущая Сибирь» и «Новая Сибирь». В 1931 г. в первом номере только что возникшего журнала «Будущая Сибирь» публикуется его небольшая повесть о декабрьских боях 1917 г. в Иркутске «Кровь на мостовых», затем повесть «Саяны шумят», книгу «Крутые перевалы», роман-хроника «Половодье». Тема Гражданской войны занимает в его творчестве одно из первых мест. Повесть «Саяны шумят» и роман «Борель» получили признание Максима Горького.

«Теплые воспоминания Алексея Максимовича о моей книжке «Борель» явились для меня чем-то невероятным. Более желанного судьи представить было невозможно. Горький окрылил, заставил верить в свои силы, приохотил к работе. После этого будто открылась новая полоса в моей жизни» (П. Петров «Воспоминания», «Сибирские огни», 1968 г., № 3).

В 1934 г. в печати появляется роман П. П. Петрова «Золото». В.Я. Шишков в письмах к Петрову дал хорошие отзывы о романе. В том же году писатель участвует в работе I Всероссийского съезда писателей СССР, где знакомится с М. Горьким. Они переписывались ранее, но встретились лишь в 1934 г. По совету Горького Петр Поликарпович остался в Москве, стал сотрудничать с журналом «Колхозник», где в то время работал также сибирский писатель В. Зазубрин. Петровы возвращаются в Иркутск, писатель начинает работать над романом «Половодье». Это последнее крупное произведение Петрова, увидевшее в свет при жизни автора. «Половодье» в значительной степени автобиографическая книга. В неё вошло многое из пережитого, передуманного и увиденного писателем в годы Гражданской войны.

«Все произведения Петрова о Гражданской войне имеют точную фактическую основу, отличаются реалистической достоверностью в воссоздании революционных событий, исторической конкретностью их изображения. Строгая документальность, тесная связь с историческими фактами становятся особенностью манеры писателя». Петров полагал, что «писатель может и должен писать только о том, что созрело в его сознании, что внутренне он вырастил, о чем счел необходимым сказать» (СИ. Гимпель Революционная Сибирь в творчестве П.П. Петрова, ж. «Енисей», 1981, № 5, с. 59-63).

За 10 лет литературной деятельности П.П. Петров опубликовал поэму, 4 крупных романа, 5 повестей (названы выше), рассказы, очерки, статьи и воспоминания. В архиве остались неопубликованными романы «Ветошь» и «Подсада», повесть о партизанском движении «Памятная скала», начальные главы из II книги «Половодья».

9 апреля 1937 г. П.П. Петров был арестован как участник контрреволюционной организации. Нелепые обвинения, чудовищные допросы, следствие казались ему неправдоподными. «Психология следствия, как можно тяжелее меня обвинить, навязать вещи, о которых я ничего не знаю... Ни одного оправдывающего меня мотива в протокол не занесено... А силы все слабеют, память меркнет, воля к жизни иссякает. Сейчас от меня добиваются раскрытия контрреволюционной организации, а я ее не знаю. И отуманенный мой мозг доходит до чудовищных вещей: я пытаюсь сфантазировать эту организацию, но приходит реальное мышление, и я проклинаю свою больную фантазию, день своего рождения... И это я, ровно 7 лет таскавший винтовку для укрепления Советской власти, написавший для той же цели несколько книг, о которых не раз хорошо говорил М. Горький» (П.П. Петров).

В письме к жене и дочери он пишет: «Родные Шура и Ланочка! Я жив пока. И помните, что ни в чем не виноват. Ложь, подлость, клевета хотят сделать меня врагом. Но я умру честно... Береги себя и Ланусю. Целую, В. папа. Помните, что больше вас я ничего в жизни не любил. Пусть Лануся гордиться своим отцом. Петр. 16.07. 1939 г.».

В августе 1939 г. он пишет очередное письмо начальнику УНКВД: «Нахожусь под арестом 29-й месяц, содержусь по первой категории, в одиночной камере... Просто удивляюсь крепости моего мозга. Не понимаю, зачем и кому нужно держать меня почти три года в этих непосильных человеку условиях, жестоком бездействии, обрекая на медленное тление, толкая на последний роковой шаг?»
Неоднократное обращение супруги Александры Антоновны в органы с просьбой разобраться остались безответными.

17 апреля 1940 г. Особое Совещание при НКВД СССР заочно приговорило Петрова П.П. к 8 годам исправительно-трудовых лагерей. Он был отправлен на Колыму на прииск им. Водопьянова, где работал забойщиком на руднике, несмотря на плохое здоровье. В 1941 г. с рудника был совершен групповой побег, в составе группы был и П.П. Петров. На 26-й день его задержали на 161 -м километре Тенькинской трассы и вернули в лагерь. По приговору Военного трибунала 23 октября 1941 г. писателя П.П. Петрова расстреляли. Перед смертью он писал:

«Не допахал я начатое поле
И не собрал желанного плода...»

Супруга Александра Антоновна вместе с дочерью Светланой долгие годы продолжала ждать его, не зная о расстреле.

Военным трибуналом Забайкальского военного округа от 1 марта 1957 г. постановление Особого Совещания от 17.04.1940 г. было отменено и дело на П.П. Петрова прекращено за отсутствием состава преступления.

ККИМК. Информационный вестник № 6. Методический семинар для исследователей, работающих по теме «Политические репрессии в СССР». 29 октября 2005. Красноярск 2006


  На оглавление сборника