Новости
О сайте
Часто задавамые вопросы
Мартиролог
Аресты, осуждения
Лагеря Красноярского края
Ссылка
Документы
Реабилитация
Наша работа
Поиск
English  Deutsch

Методические рекомендации по организации и проведению историко-правовых экспедиций


Ирина Николаевна Моисеева
руководитель экспедиционной работы, преподаватель краеведения
Краевое государственное образовательное учреждение
среднего профессионального образования
Енисейское педагогическое училище

Ощутить серьёзную привязанность, любовь можно лишь к тому, что стало тебе известно, понятно, близко и оттого дорого.

Любовь к малой родине, которая на эмоциональном уровне знакома многим, должна стать действенной, преобразующей. А для этого необходимо знание своих корней, своих истоков. И тогда появятся уважение, гордость и боль, желание жить на этой земле осознанно и достойно.

Историко-правовые экспедиции, на наш взгляд, являются одной из эффективных форм превращения краеведения в краелюбие.

Чётко и ясно сформулируйте для себя цели, на реализацию которых будет направлен ваш проект. Данную форму деятельности, экспедиционную, не в угоду времени, а в силу специфики поэтапности реализации, уместно спланировать в виде проекта. Ставя перед собой определённые цели, а значит, и, прогнозируя результаты, не забывайте о том, что помимо конкретных, достижимых в ходе работы данной экспедиции, бывают и отсроченные результаты. Ведь уровень патриотичности ваших воспитанников на следующий день по возвращении из экспедиции ни в чём и никак не измерить. Это и есть тот самый отсроченный результат, который со временем можно будет отследить.

Каждая наша экспедиция, как первая, так и вторая, имели следующие целевые установки:

-формирование исторического, национального самосознания будущих преподавателей истории – жителей г. Енисейска, Енисейского района, знающих и ценящих культурно – историческое наследие, любящих свой край, готовых в нём жить и работать
-прохождение учебной практики студентами исторического отделения по теме «Фиксация устной истории, связанной с политическими репрессиями 20 -50гг.»
-расширение исторического пространства студентов по теме «Тоталитарное государство»
-расширение информативного пространства Енисейского краеведческого музея и архива г.Енисейска по теме «Политическая ссылка Енисейского района»
-оказание всех видов поддержки (правовой, моральной, практической) лицам, имеющим статус жертв политических репрессий.

Исходя из данных целей, мы поставили следующие задачи:

-установление конкретного круга лиц, репрессированных и проживающих в данном населённом пункте
- запись свидетельств реабилитированных об обстоятельствах пребывания в ссылке, условиях жизни , быта и пр.
-составление архива (аудио, фото, видео) записей устной истории
-мониторинг социально – бытовых условий жизни реабилитированных.
-проведение групповых и индивидуальных консультаций по реализации Закона о реабилитации
-культурно – просветительская деятельность

Итак, вы определились, вы знаете, ЧТО вы хотите. Следовательно, нам можно переходить ко второй части вопроса – КАК. Успешность экспедиции определяется многими факторами. На наиболее важных и значимых из них давайте остановимся.

Выбор места дислокации

В первую очередь, естественно, он будет определяться наличием в данном населённом пункте людей, способных стать вашими потенциальными респондентами ( т.е. когда-то репрессированных или депортированных). Информацию об их проживании вы сможете получить в отделе социальной защиты населения. Но учтите, как показывает практика,

До сих пор выявляются уже на местах люди, которые по тем или иным причинам не реабилитированы.

Очень важно, чтобы ваши желания были соразмеримы с вашими возможностями . И в первую очередь – финансовыми. Останавливая свой выбор на той или иной точке, не руководствуйтесь однозначно её отдалённостью как показателем неосвоенности ( а именно об этом вы и мечтаете) предмета исследований и возможности поиска эксклюзива. Вы одержимы, но будьте трезвы и не расстраивайтесь, если работать вам придётся не так далеко от дома. Независимо от расстояния ваши воспитанники всё равно будут открывать свои «америки » - изучать историю живьём, из первых уст. И поверьте, что эксклюзив порой находится там, где его меньше всего ожидаешь встретить. Важны при выборе места и коммуникационные ресурсы (стабильная связь), и наличие медпункта.

Сама экспедиция (работа на месте) является лишь частью проекта, в котором можно выделить три этапа:

1.вхождения в предмет
2. собственно экспедиционный
3.представления результатов

На первом этапе происходит, если можно так выразиться, экстенсивное расширение образовательного пространства по теме «Политические репрессии». Студентам, выезжающим в экспедицию, необходимо подробно познакомиться (самостоятельно) с электронной версией книги для учителя «История политических репрессий и сопротивления несвободе в СССР» (издательство «Мосгосархив», 2002). Она содержит комплексный анализ форм, методов и причин репрессивной политики советского режима, раскрывающей формы и масштабы противостояния и сопротивления этой политике различных социальных групп, общественных образований и отдельных лиц. Уровень восприятия материалов книги, как и её обсуждение, станут предметом разговора одного из семинаров второго этапа проекта.

В ходе плановой музейной и архивной практики (32ч.), обязательной для всех первокурсников исторического отделения, наши ребята подготовятся к работе с архивными и музейными документами, детализирующими общественно- политическую, экономическую жизнь населённого пункта, куда мы поедем. Довольно продуктивной является дальнейшая работа с подшивками газеты «Енисейская правда», протоколами заседаний сельского совета, товарищеского суда. Впрочем, любой архивный документ этого временного отрезка (20-50гг.) может стать дополнительным источником получения информации, какой-то зацепки, отправной точки для поиска на месте.

Качественная фиксация устной истории невозможна без овладения методикой ведения интервью. По материалам книги известного британского историка Томпсона Пола «Голос прошлого. Устная история» нами разработано методическое пособие , знакомящее с различными видами, формами интервью,.
Уровень восприятия методики ведения интервью будет корректироваться во время ещё одного практического семинара.

На первом этапе важно спланировать все семинары – практикумы второго этапа, мероприятия различного характера (диспуты, экскурсии, встречи с интересными людьми этого села, с которыми мы уже познакомились на страницах местной газеты; интеллектуальные бои, дни именинников, оздоровительные мероприятия и пр.)

2 этап. Экспедиционный

Обустроившись, в первый же день вам необходимо обсудить и составить ряд документов, регламентирующих жизнь экспедиции, работу, взаимоотношения. Попросту говоря, обсудите вместе режим дня, требования к дежурству, содержание и проведение планёрок и познакомьте ребят с примерным планом различных мероприятий, обсудите его, откорректируйте.

Информационный стенд (по типу классного уголка) – ещё одна рабочая лошадка вашего коллектива, а не рудимент. Здесь вы разместите и списки респондентов, и вопросы к семинарам, и график дежурства, и меню…. И «фонтан радости и печали» - так называемую ежедневную рефлексию.

Отдельно следует сказать о планёрках, без которых жизнедеятельность экспедиции просто немыслима.

Что такое планёрка?

-это встреча всего состава (порой в течение дня ребята будут встречаться только в столовой, поскольку у каждого будет свой индивидуальный маршрут)
-это планирование (каждый чётко усвоит, что он будет делать, как и зачем; когда он сможет спланировать время на отдых и пр.)
-это рефлексия прожитого дня (каждый член или группа отчитываются о том, что они сделали, какие были проблемы, делятся своими впечатлениями, выпускают пар, эмоционально разряжаются). Не провести планёрку невозможно. Собирать ребят не нужно – они сами ждут этого момента, как завершающего аккорда дня.

Обязательно в первый же день пусть ваши воспитанники напишут сочинение – миниатюру «Мои ожидания», где они мотивируют свой выбор ( работу в экспедиции), расскажут о том , на что они нацелены, чего ждут, на что надеются… Это очень важно для всей команды в целом, поскольку в последний день пребывания в экспедиции каждому в отдельности и команде в целом легче будет прорефлексировать, подвести итоги, оценить результативность экспедиции, понять причины удач и неудач, реально оценить свою роль и значимость, увидеть приращения, все плюсы и минусы, словом, убрать грабли с дороги следующей экспедиции.

Не поленитесь в первые же дни организовать экскурсию по селу, или встречу в школьном музее, клубе, библиотеке. Важно, чтобы из первых уст, от местных жителей ребята получили первые представления о селе, его истории, традициях, прошлом и настоящем.

Обязательно познакомьтесь с местной администрацией, социальным работником, сверьте списки реабилитированных.

Ловлю себя на мысли, что в очередной раз начинаю фразу со слов «в первые дни..»Да, действительно в первые дни нужно успеть сделать многое, чем, по большому счёту, будет определяться успех вашего «предприятия». Тяжело, трудно, устали? Безразмерно длинный день, а ты умудрился всё же не вписаться в него? Нормальное состояние, нормальные чувства. Ведь вы запускаете в работу механизм. И ещё. Ребята испытывают то же самое, что и вы, не забывайте об этом.

До непосредственного выхода в «поле» - к вашим респондентам - необходимо провести ряд семинаров. Та теория, с которой ребята знакомились самостоятельно (о чём говорилось выше) на практических занятиях, войдёт в норму, поймётся непонятое…

Разработка вопросов к семинару «Репрессивная политика Советского государства» не вызовет у вас затруднений. Подробнее следует остановиться на семинаре «Методика ведения интервью», работа которого будет направлена не только на обсуждение методических основ интервью, но и на решение конкретной задачи – формулировку вопросов к будущим респондентам.

Опросник

1.Фамилия, имя, отчество, дата и место рождения.

2.Жизнь до переселения:
-родители, их происхождение, образование, род деятельности;
-материально – жилищные условия (какое имели хозяйство, недвижимость, количество земли, скота ?)
-уклад жизни, традиции, яркие впечатления этого периода;

3.Вынужденное переселение:
-как и когда узнали об этом, реакция домочадцев, соседей , родственников;
-были ли предъявлены обвинения ( словесно, документально) и какие?
Вспомнить об официально предъявленных причинах переселения вашим респондентам помогут справки о реабилитации, в которых указываются статьи, формулируются обвинения, сроки наказания и пр.
-сколько времени было дано на сборы, что разрешено было взять с собой (вещи, продукты и пр.)?
-все ли члены семьи были репрессированы в одно место, если нет, то какова их дальнейшая судьба?

4.Механизм переселения:
-каким видом транспорта добирались до места назначения (водным, железнодорожным…), в каких вагонах, на каких суднах, подводах и пр.?
-по какому принципу размещались в пути люди (семьями, или мужчины, женщины отдельно)?
-питание, санитарно-гигиенические условия в пути
-смертность в дороге, её причины, как и где хоронили умерших?
-случаи воровства, поддержки в дороге;
-яркие, запомнившиеся впечатления, случаи;

5.Место прибытия и поселения:
- в какое время и куда привезли, где высадили?
-где разместили первоначально, на какое время, условия пребывания;
-какое жильё было предоставлено, как производилась его оплата; что это было, частный сектор или бараки, времянки, или строили сами, расселяли семьями или как-то иначе?

6.Хозяйственное использование репрессированных:
- где и кем работали ( по специальности или нет)?
-известны ли случаи выдвижения на должности бригадира, механика, бухгалтера ссыльных?
-какие виды работ чаще всего они выполняли?
- были ли случаи отказа или невыхода на работу среди поселенцев, какие наказания следовали?
-как оплачивался их труд, одинаковы ли были условия труда и оплаты ссыльных и местного населения?
-были ли случаи обсчёта, обмана, задержки зарплаты?
-распространялась ли система поощрения на спецпереселенцев (в какой форме и размерах)?
-существовал ли официальный перечень должностей и профессий, по которым им запрещалось работать?

7.Система надзора:
-где размещалась комендатура, как часто нужно было отмечаться?
-имели ли право отлучаться за пределы сельского совета без специального разрешения?
-разрешалась или нет переписка, была ли возможность получения посылок, переводов?
-разрешалось или нет говорить на родном языке?
-имели место случаи порицания, наказания за сохранение национальных традиций, религиозных убеждений?

8.Взаимоотношения между собой и с местным населением:
-первая реакция местных жителей на появление переселенцев, изменилось ли к ним отношение со временем и в какую сторону?
-общались с местным населением или жили замкнуто?
-были прецеденты взаимопомощи, поддержки со стороны местного населения, дружбы, заключения браков?

9.Реабилитация
-в каком году вы были реабилитированы, как восприняли это известие?
-ездили ли вы на родину, почему не остались там?
-знаете ли вы о положенных вам льготах, пользуетесь ими или нет?
-как с позиции сегодняшнего дня оцениваете события тех лет?
Чуть позже по времени следует провести ещё один семинар практикум «Проведение мониторинга социально – бытовых условий реабилитированных лиц и выполнения Закона о реабилитации». Памятка реабилитированного должна быть на руках у каждого члена экспедиции. Позаботьтесь об этом до отъезда.

Памятка реабилитированного

Вы являетесь реабилитированным лицом и в соответствии с Законом Красноярского края «О мерах социальной поддержки реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий» с 01.01.05 на основании специального свидетельства соответствующего образца, установленного Правительством Российской Федерации, имеете право на следующие меры социальной поддержки:

1.Льготу по оплате жилищно-коммунальных услуг в размере 50 процентов (в том числе для проживающих совместно с вами членов семей).
2.Обеспечение лекарственными средствами по рецептам врачей со скидкой 50 процентов их стоимости. Для получения льготы необходимо обратиться за рецептом к лечащему врачу, а затем в аптечное учреждение за выписанным лекарственным средством.
3.Внеочередное оказание медицинской помощи в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения.
4.Бесплатный проезд на всех видах городского пассажирского транспорта (кроме такси)
Бесплатный проезд на железнодорожном и водном транспорте пригородного сообщения и автомобильном транспорте общего пользования (кроме такси) пригородных маршрутов.
Для проезда на транспорте городского и пригородного сообщения дополнительно представляется проездное удостоверение, выдаваемое органом социальной защиты населения по месту жительства.
5. Внеочередной приём в дома-интернаты для престарелых и инвалидов, центры социального обслуживания, на обслуживание отделениями социальной помощи на дому. Заявки подаются в органы социальной защиты населения по месту жительства.
6.Бесплатное изготовление и ремонт зубных протезов (кроме протезов из драгоценных металлов и металлокерамики). Данную льготу представляет лечебное медицинское учреждение
7.Льготное обеспечение протезно-ортопедическими изделиями (осуществляется протезно-ортопедическими предприятиями).
8.Денежную компенсацию в размере100 процентов стоимости установки квартирного телефона или единовременную денежную компенсацию стоимости приобретения и подключения сотового телефона при условии отсутствия технической возможности установки квартирного телефона и наличия роуминга оператора сотовой связи, но не более 3 тысяч рублей.
Для компенсации расходов за установку телефона или приобретение и подключение сотового телефона в орган социальной защиты по месту жительства дополнительно представляются не позднее 6 месяцев со дня установки телефона или приобретения сотового телефона договор на оказание услуг связи и оригиналы платёжных документов, подтверждающих расходы.
9.Денежную компенсацию в размере 100 процентов стоимости проезда в пределах территории Российской Федерации один раз в год по имеющемуся прямому сообщению ( до пункта следования и обратно) на железно дорожном транспорте (кроме проезда в вагонах повышенной комфортности), а в районах, не имеющих железнодорожного сообщения- в размере 50 процентов стоимости проезда на междугороднем водном, автомобильном и воздушном транспорте.
Для компенсации проезда 1 раз в год по территории Российской Федерации в орган социальной защиты по месту жительства дополнительно представляются проездные билеты не позднее 6 месяцев со дня осуществления поездки.

Сама как таковая методика фиксации устной истории достаточно полно и подробно описана в книге П.Томпсона «Голос прошлого. Устная история», на которую уже давались ссылки.

Если первый и второй этапы проекта достаточно специфичны и требуют пояснений, методических комментариев, то в основу третьего этапа – предъявления результатов - положена методология организации научно – исследовательской деятельности. Следует отметить, что копии записанных историй повседневности необходимо передать в фонды краеведческого музея, архива и Красноярского историко-правозащитного благотворительного общества «Мемориал» не только для дальнейшего хранения, но и для практического использования. А перед вами уже откроются новые горизонты – научных исследований.

ККИМК. Информационный вестник № 6. Методический семинар для исследователей, работающих по теме «Политические репрессии в СССР». 29 октября 2005. Красноярск 2006


  На оглавление сборника