Новости
О сайте
Часто задавамые вопросы
Мартиролог
Аресты, осуждения
Лагеря Красноярского края
Ссылка
Документы
Реабилитация
Наша работа
Поиск
English  Deutsch

Из Парижа на Колыму


Татьяна Михайловна Кикилова,
ст. научный сотрудник
музея-заповедника «Шушенское»

Ценными экспонатами музея-заповедника «Шушенское» являются мемориальные доски, установленные на домах, в которых жил в ссылке в конце ХIХ века В.И. Ленин. Их автором является заслуженный художник РСФСР Георгий Дмитриевич Лавров. Он изготовил их в 1946г., вскоре после возвращения с Колымы.

Г.Д. Лавров родом из Енисейской губернии. Родился в 1895 г. в селе Назимово Енисейского округа. В семье иконописца Дмитрия Ивановича и Феоктисты Гавриловны Лавровых росло 12 детей. Георгий был десятым ребенком. С детства, мечтая стать художником, он рисовал всегда и везде. Любил лепить, особенно «человечиков» и мчащихся лошадок.

«В нашей семье, - рассказывал скульптор - это было естественно, так как отец, не имея отдельной мастерской, занимался живописью и лепкой прямо в нашей жилой квартире, а мы, дети, наблюдая за его работой, пытались молча заниматься тем же. Отец не учил нас «баловаться» с карандашом, красками и глиной. Мать тоже не бранила нас за грязь, которая неизбежно оставалась после наших творческих занятий» 1.

Путевкой в художественную жизнь стал карандашный портрет М.В. Ломоносова, скопированный с маленькой гравюры по поручению ректора семинарии, где учился будущий художник. Эта работа 17-летнего юноши произвела большое впечатление на публику, собравшуюся в актовом зале по случаю юбилея М. Ломоносова. На следующий день ректор вручил Георгию Лаврову рекомендательное письмо, адресованное художнику Д.И. Каратанову, который вел рисунок в красноярской вечерней городской студии рисования и живописи.

В 1915г., закончив семинарию и не имея материальной возможности поехать в Москву или Петербург, чтобы продолжить художественное образование, Георгий поступил на медицинский факультет Томского университета. Однако параллельно в течение 3-х лет студент-медик занимался в классах рисования и живописи общества томских художников.

В 1917 году свершилась Великая Октябрьская революция. Вскоре началась гражданская война и Георгий Дмитриевич участвовал в ней на стороне красных, он состоял в рядах партизанского отряда 6-й Горностепной Алейской дивизии Архипова. 2

От штаба дивизии имел ответственное задание – в освобожденных от белоказаков населенных пунктах восстанавливать органы Советской власти. Работал в ревкомах Красноярска, Бийска, Тутаева.

В 1923г. приехал в Москву для поступления в художественный институт, мечтал заниматься скульптурой. Уже в это время он являлся автором памятника русскому драматургу А.Н. Островскому для Ставропольского драматического театра и памятника Я. Свердлову в этом же городе. При себе у него был бюст В.И. Ленина. Этот скульптурный портрет был показан Марии Ильиничне Ульяновой, и от имени редакции газеты «Правда» подарен Дулевскому фарфоровому заводу.

В Москве Лавров вступил в члены профессионального союза работников искусства и Ассоциацию художников революционной России, стал экспонировать свои работы на выставках.

В 1924 году принял участие во Всесоюзном конкурсе проектов памятника Я.М. Свердлову для Москвы и был удостоен премии. В этом же году Комиссией ЦИК ВКП(б) по увековечиванию памяти В.И. Ленина была утверждена для массового тиражирования его настольная композиция «В.И. Ленин за книгой».

В 1927г. по рекомендации Луначарского Лавров командируется Наркопросом в Париж для повышения творческой квалификации. Работает в ателье таких мастеров как А.Э. Бурдель, А. Майоль, Ш. Деспио, Ф. Помпон.

Творчество Лаврова быстро приобрело известность среди парижского пролетариата. Выполняемые по заказу французских коммунистов портреты В.И. Ленина, К. Маркса тиражировались и распространялись в рабочих предместьях Парижа.

Очень тесным было сотрудничество с газетой «Юманите», для которой Георгий Дмитриевич как художник выполнял различные задания и однажды даже участвовал в благотворительном концерте, сбор от которого полностью пошел в поддержку газеты.

Интересны воспоминания скульптора по этому поводу. В его многодетной семье все пели и играли на каком-нибудь инструменте. Георгий играл на мандолине. В заграничной командировке, тоскуя по Родине, он частенько брал инструмент и играл. Французские друзья, услышав его игру, попросили участвовать в концерте в пользу газеты. Лавров никогда не выступал публично, но пришлось согласиться. На концерт собралось около двух тысяч зрителей. Г.Д. Лавров исполнял «Полонез» М. Огинского. После первых тактов сбился, умолк, а через мгновение, овладев собой, скомандовал аккомпаниатору: «Начинайте сначала!». И они начали сначала и закончили под бурные аплодисменты. Так прошло его первое и последнее выступление в Париже. 3

В домашней обстановке Георгий Дмитриевич играл произведения П. Чайковского, Шопена, Глинки. Очень любил музыку Сен-Санса, под которую танцевала Анна Павлова, знаменитая русская балерина. Знакомство Г.Д. Лаврова с нею произошло в Париже в 1930 году, и он ей посвятил целую серию своих скульптур.

Сохранились ее высказывания о первых эскизах художника: «Так интересно меня еще никто не лепил. Скажите, что Вам нужно для работы? Я сделаю для Вас все, все, все!». 4

По распоряжению А. Павловой Лавров имел пропуск на все спектакли и репетиции и мог лепить прямо в театре.
«Созданное мной за короткий месячный период работы с Анной Павловой, естественно, не все завершено, не все равноценно, но все хранит тепло воспоминаний о замечательной актрисе и чудеснейшем человеке», 5 - вспоминал Г.Д. Лавров.

Его работы, посвященные балерине, хранятся в Государственном Центральном Театральном музее им. Бахрушина в Москве, в парижском музее Сан Дени и в британском музее в Лондоне.

За 8,5 лет пребывания во Франции Георгий Дмитриевич прошел прекрасную профессиональную школу. В 1935 году он возвратился в Москву. Через три года он снова покидает Москву, чтобы вернуться только в 1954г.

Через два года после смерти Г.Д. Лаврова в 1993 г. его жена, Валентина Пименовна поделилась его воспоминания о пережитом за эти годы, поместив их в газете «Московский художник».

В течение трех лет, живя в Москве, он творил скульптурные портреты партийных деятелей. Наступил 1937 год, настала вакханалия террора. Большая часть из окружения Лаврова были арестованы, среди них был и его друг Константин Иванович Максимов. В ночь с 15 на 16 сентября 1938 г. арестовали и самого Лаврова, предъявив ему ордер на арест с крупной размашистой подписью синим карандашом «Берия». При обыске были изъяты документы, письма, дневники, сберегательная книжка.

Допросив на Лубянке, его поместили в Бутырскую тюрьму, в камеру, где находилась советская интеллигенция: ученые, инженеры, директора заводов и советских учреждений, кадровые командиры армии, писатели, изобретатели и др. Люди были изнурены, подавлены допросами.

Через две недели Лаврова вызвали на допрос. Он сам по этому поводу вспоминал: «Молодой следователь, зачитав мои паспортные данные, произнес: «Вы, Лавров Георгий Дмитриевич, обвиняетесь в участии антисоветской террористической организации и подготовке покушения на Иосифа Виссарионовича Сталина по статье №58, пунктам 8 и 11 Уголовного Кодекса РСФСР». Затем он положил передо мной чистый лист бумаги и уже жестче сказал: «Пиши, кто завербовал тебя и кого завербовал ты»». 6

Георгий Дмитриевич, несмотря на ужас, который его охватил, отказался писать и ответил, что он не виновен. Начались бесконечные дни допросов. Истязали жестоко и изуверски. Пытались убедить Лаврова в том, что его друг Максимов создал террористическую группу и вовлек в нее его. Но Георгий Дмитриевич все отрицал. Тогда устроили очную ставку, на которой Максимов, уже сломленный, повторил все предъявленные ему обвинения. Лавров, шокированный поведением своего друга, ответил, что его показания клеветнические. После чего Максимов закрыл лицо руками и отвернулся. После этого, вспоминал Георгий Дмитриевич, допросы стали еще более бесчеловечными. Они закончились в феврале 1939 года, а лишь 6 сентября этого же года был объявлен приговор особого совещания, по которому он был приговорен к 5 годам заключения в исправительно-трудовых лагерях. Больше месяца тащился этапный поезд из Москвы до Владивостока, откуда в закрытых трюмах грузового морского корабля их везли в Магадан. А от Магадана на открытой грузовой машине в 40 -градусный мороз перемещали до золотого прииска «Разведчик».

Дальше до участка «Скрытый» их вели пешком через крутую, высокую, покрытую снегом, сопку. Условия жизни и работы заключенных были настолько тяжелыми, что редко кто выживал более трех месяцев. Георгий Дмитриевич вспоминал: «Я, от природы здоровый человек, через полтора месяца работы на участке «Скрытый» оказался на грани жизни и смерти. Как и многие другие заключенные в первые же дни заболел цингой и водянкой. Мое тело от головы до пояса представляло скелет, обтянутый кожей, а от пояса до пяток – наполненный водой мешок. Работали по 14-15 часов в сутки на любом морозе. А я не только физически работать, но и ходить был не в состоянии». Георгий Дмитриевич чудом спасся. Его отвезли работать сторожем в опорный пункт «Оротухан» с использованием как скульптора на строительных работах. Весной 1941г. перебросили в Магадан на строительство Дома культуры. Там он изготовил четыре 3-метровые статуи: «Забойщик», «Бурильщик», «Партизанка» и «Красноармеец». Изготовил бюсты Ленина, Станиславского, Островского, Горького.

За все эти работы был премирован буханкой черного хлеба, восьмушкой махорки, 50 граммами спирта. Он вспоминал: «Хлеб я съел, махорку отдал заключенным, а спирт «за мое здоровье» выпил начальник охраны».

Его перевели на общие работы.

После разгрома гитлеровских войск под Москвой ему поручили сделать скульптуру на эту тему. Он, при помощи проволоки и сетки, из бетона сделал композицию под названием «Героическая эпопея». Политуправление выдвинуло его на соискание сталинской премии, но так как он был из репрессированных, то эту кандидатуру не стали рассматривать.

29 ноября 1943г. Лавров был освобожден из под стражи без права выезда из Колымы.

Весной 1945 года Министр внутренних дел СССР А.П. Завенягин распорядился отправить Г.Д. Лаврова в г. Красноярск для выполнения какой-то скульптуры из металлов, добываемых в Норильске. Но задание оказалось невыполнимым. Однако ему разрешили остаться жить и работать в Красноярске.

В Красноярске в 1945г. он познакомился с художницей-живописцем Валентиной Пименовной Солдатовой. С 1946г. она стала неразлучной спутницей всей его последующей жизни.

В 1948г. был объявлен указ, по которому лица, репрессированные по 58 статье, не имели права прописки и проживания в режимных городах, каковым оказался и Красноярск. Лавров в это время лежал в больнице, где ему сделали операцию флегмоны правой ноги. Приказали немедленно выписать его и тот час же выехать из Красноярска, а он даже не мог надеть обувь на ногу. Его выслали в Черногорск. Живя уже в Минусинске, они получили сообщение об отмене дела по его обвинению, предъявленного постановлением особого совещания от 11 июля 1939г.

«Это реабилитация!!! Мы думали, что до этого настоящего освобождения мы не доживем», - писал Георгий Дмитриевич.

Вместе с женой он вернулся в Москву 5 ноября 1954года. В военной коллегии Верховного суда СССР получил официальную справку о реабилитации. Предстояла большая творческая работа в его мастерской и участие в многочисленных художественных выставках.

Примечания:

1. Л. Макоед. Георгий Дмитриевич Лавров. Каталог выставки. М. 1982г. с.5.
2. Там же с.6.
3. Там же с.8.
4. Г. Лавров. Бессмертный Лебедь Анны Павловой. «Московский журнал». 1 января 1968г.
5. Там же.
6. Г. Лавров «Командировка в Париж и этап на Колыму». «Московский художник».
24 сентября 1993г.
7. Там же.
8. Там же.
9. Там же.

ККИМК. Информационный вестник № 8. Методический семинар для исследователей, работающих по теме «Политические репрессии в СССР».  Октябрь 2006. Красноярск 2006