Валентина Дмитриевна Тайшихина,
директор краеведческого музея
Григорий Елисеевич Чуприков,
краевед, село Рыбное
Встречаясь с бывшими политзаключенными, и вызывая на откровенную беседу, они, как правило, стараются уйти от разговора о своей прошлой жизни. Они просто стесняются приписанного им ярлыка «враг народа», именно своего народа, своих соседей, друзей, родных и близких, которые порой от них отказывались, боясь, что и им привесят ярлык «врага народа», да такое было не редкостью в то время, тяжёлое время недоверия друг к другу.
Вот, передо мной печатный текст писем политзаключенного из Большого Невера (под Уссурийском), а впоследствии политссыльного из деревни Брагино Томской области. Подлинники этих писем были переданы в Канский краеведческий музей, о чем была информация в «Красноярском рабочем». А вот, публикации различных газет, в которых герои очерков «Как становились врагами народа», «Из армии в зону», «Из руководителя стройки в З.К» и другие, в которых прослеживается судьба людей самоотверженно преданных советской власти, советскому строю, и как советская власть их за это «благодарила». Об этом очень много писалось и пишется, проводятся различные научные исследования с публикациями.… Об одном из таких ГЕРОЕВ расскажу и я.
Шредер Эдмунд Адольфович родился 2 ноября 1903 года. Рос, как и все молодые того времени: учились, работали…. После окончания строительного техникума работа строителем.
Все шло хорошо. Планы строительства не только выполняются, но и перевыполняются. Шредера отмечают наградами. 1932 г. Почётная грамота, 1933 г. ежедневная листовка типа «Молния», выпускаемая каждые два часа отмечает ударную работу бригады его участка.
Вот несколько слов из листовки «Удар» от 6 мая 1933 г., 9 часов утра: … «Эти бригады и командир баталиона Шредер штурмовали дни и ночи в буквальном смысле этих слов. Например, комсомольская бригада тов. Матвиенко работала с 4-го на 5-е мая 20 часов, а бригада тов. Коновенко 23 часа подряд….
Штурмовой баталион получил новое ответственное задание!
Оперативная группа «Крам. Правды»
И они штурмовали. Брали штурмом задачи поставленные перед ними руководством,
страной. Завод был построен.
Трест строительной индустрии «ИНДУСТРОЙ» в юбилейный день своего образования
чествует своего героя, награждая его грамотой и премирует его радиоприемником.
Было это в 1936 году.
А через год, как раз под новый 1937 г., он был арестован и осужден.
С этого времени для него наступила «черная полоса» жизни. Несмотря на тяжёлые условия жизни заключённых того времени, он продолжал добросовестно работать как «ПЗК». Работал и разнорабочим, и на лесозаготовках, и на строительстве дорог. Особенно тяжело приходилось работать в годы Великой Отечественной войны: есть было нечего, многие «ПЗК» пытались выступить против тяжёлых условий содержания, а некоторые даже делали попытку побега, за что строго наказывались, или даже были убиты «при попытке к побегу». Об этих временах жизни «ПЗК» очень подробно рассказывала Ляндикова Татьяна Николаевна, работавшая в системе Тугачинского лагеря в 3-ем отделе НКВД. Работая в лагере в Тугаче, она всячески старалась помочь «ПЗК». Э. А. Шредер после «нескольких выходов на разные работы обратил на себя внимание своей культурой, образованностью, что позволило ему встать на пост руководителя – его ставят мастером по строительству дорог. Насыпь дорог делали вручную лопатами, силами «ПЗК». Рыли кюветы, делали выравнивание полотна. Гравий подвозили на конях. Работа шла круглый год: зимой и летом, независимо от погоды. За хорошую его работу по строительству дорог он награждался. Вот сохранился любопытный документ:
П Р И К А З
по ТУГАЧИНСКОМУ ОЛП № 8 КРАСЛАГА МВД
пос. Тугач 11/1Х –«» года
1460
За честное отношение к порученной работе по сооружению плотины нач. Строй. колонны З/К Гранковского, Зав. Вывозкой грунта З/К Шредер, инженеру Широкову объявить благодарность и выдать через ларек за наличный расчет яблок по 3 кг.
Нач. ОЛП № 8 Гв. майор /Савватетев/
После окончания Великой Отечественной войны, отбывшие свой срок «ПЗК», как правило, оставались работать в местах отбывания своего срока определённого судом, продолжая работу. Не многие из них осмеливались выехать в родные места, где на них продолжали смотреть, как на «врагов народа». Эдмунд Адольфович на родину не поехал – он остался жить и работать в Тугаче, одновременно занимаясь любимым делом, выращиванием помидоров.
В 1957 г. Президиумом Сталинского областного суда от 20 февраля сфабрикованное Постановление от 9 февраля 1936 г. о его осуждении было отменено, и он мог бы поехать на родину. Но решил остаться, а затем переехал в село Успенка Рыбинского района, где и нашел свое пристанище. Уйдя из жизни в 1972 г. в 69 лет, оставив после себя добрую ПАМЯТЬ, в виде построенных дорог соединяющих Тугач – Орьё – Агинск, ну, и конечно, капитальный труд почти двенадцатилетней работы и наблюдений за выращиванием помидоров в сложных сибирских условиях – «Как выращивать помидоры», вышедшее в Красноярском книжном издательстве в 1970 г. сорока тысячным тиражом…
Вот какие были они «ПЗК», «враги народа», память о которых живет и продолжает жить среди их потомков.