Ольга Петровна Ермакова,
ведущий методист
Красноярского Литературного музея
им. В.П. Астафьева
Материалы периодической печати являются важным источником для изучения различных периодов истории.
Значение печатного слова в период становления власти определяется двумя основными аспектами. Первый из них – пропагандистский. Несмотря на то, что борьба велась в основном вооруженными методами, особое значение для каждой из сторон имела пропаганда собственной идеологии и «разоблачение» противника: во-первых, для укрепления морального духа собственных рядов, во-вторых, для привлечения на свою сторону колеблющихся слоев населения, в третьих, для разложения противника.
Второй аспект – общеполитический. Позиции различных органов печати отражали настроения социальных групп и политических партий, чьи интересы они представляли, их место в противоборстве сторон.
Вовлечение всех слоев населения в общественно-политическую жизнь не только создавало условия для расширения сети периодических изданий, но и побуждало партии и общественные движения обзаводиться печатными органами различных типов. Возникла ситуация, когда, не имея собственных средств массовой пропаганды и агитации, партии и общественные движения не могли утвердить себя как дееспособная политическая сила.
Советы рабочих, солдатских и крестьянских депутатов также обзавелись своими изданиями, в редакциях которых состояли представители входивших в них партий.
В апреле 1917 г. в Восточной Сибири выходило семь легальных газет социал-демократического направления, из которых только две – «Сибирская правда» в Красноярске и «Товарищ» в Минусинске выпускались большевистскими группами.
Минусинский «Товарищ» – орган комитета РСДРП - был большевистским с первого номера, вышедшего 16 апреля 1917 г., и редактировавшегося большевиком Ю.П. Гавеном.
В крупных городах Восточной Сибири кадеты создавали свои газеты. Появились официальные печатные издания местных организаций партии, использовались газеты других политических группировок, близких кадетам, в редакции которых их представители входили или в которых сотрудничали. Некоторые прокадетские газеты декларировались как внепартийные или прогрессивные, что затрудняло в более позднее время определение их партийной принадлежности.
Газета «Свободная Сибирь» издавалась красноярской организацией конституционных демократов. Официальных органов кадетских организаций в Восточной Сибири было в это время не много, но это были крупные, хорошо информированные и не испытывавшие денежных затруднений издания. Их редактора являлись заметными фигурами в политической жизни регионов, входили в местные властные и общественные структуры. Редактор «Свободной Сибири» - частный поверенный Ф.Ф.Филимонов - являлся членом комитета красноярского отдела конституционно-демократической партии и одновременно входил в редакцию томской газеты кадетов «Сибирская жизнь».
Как и во всех других изданиях кадетов, в деятельности «Свободной Сибири» непосредственное участие принимали руководители местной организации партии «Народная свобода». Финансовую помощь газете оказывало купечество, пожертвовавшее на ее издание 85 тысяч рублей.
«Свободная Сибирь» позиционировала себя как газета политическая, экономическая и литературная. В пропагандистских целях в периодике использовались, безусловно, и художественные тексты, которые являются предметом нашего интереса. Проанализируем поэтические тексты, опубликованные в газетах «Товарищ» и «Свободная Сибирь» в 1917-1918 годах. О художественной состоятельности представленных на газетных полосах текстах говорить не приходится: цели преследуются вовсе не эстетические. Хотя в качестве отправной точки используются (кто бы сомневался?!) произведения русских классиков (А. Пушкина, Ф. Тютчева, Н.Некрасова и др.):
***
Я верю, что пора придет
Когда восстанут все народы,
Когда насилие падет
И сгинут тяжкие невзгоды.
----
В часы смятений и тревог
Наш враг недолго поликует;
Я верю – день тот недалек,
Когда добро восторжествует.
Ив. М.
(«Товарищ», №46, сент.,1917)
Еще гремит
Еще гремит вдали весенний гром.
Еще не все открыты нами двери
Еще нас ждут тяжелые потери.
Еще гремит вдали весенний гром.
Еще гремит вдали весенний гром.
Еще звенят несбитыя оковы.
Еще кричат разбуженные совы.
Еще гремит вдали весенний гром.
Еще гремит вдали весенний гром.
Еще не расцвели цветы свободы.
Еще не встали дружно все народы…
Еще гремит вдали весенний гром.
«П.Ж.» С. Турчанинов.
(«Товарищ», №49, 5 октября 1917г.)
На страницах этих двух газет очень активно эксплуатируются литературные штампы, опять-таки незабвенной классикой когда-то порожденные. Только в газете «Свободная Сибирь» предпочитают «высокий стиль»: На счастье уповая, свободе гимн слагая - умру печальна и несчастна - распятая Родина - закружились бесы разны - и страшно, страшно мне: предела мукам нет - и т.п.
Газета «Товарищ» более конкретна: Каин злорадно смеется - Авель от ран умирает - Правда и воля рыдают - за право станем мы стеной - шайка струсивших Иуд – и т.п.
Нужно отметить, что по использованию поэтических текстов в количественном отношении «Свободная Сибирь» очень уступает «Товарищу», как-то больше ее клонит к суровой прозе.
«Товарищ» же работает многожанрово (употребляя весь спектр существующих поэтических жанров) и, главное, адресно. На страницах встречаются стихи, в которых адресат указан прямо в названии «Красногвардейцам», «Женщине-работнице», «Социал-предателям» и др. Называть стихи в газете «Товарищ» умеют: «ГИМН», «Из песен деревенской бедноты», «Рядовой», «Шахтерская Марсельеза», «Наша коммунистическая Марсельеза» (посвящается рабоче-крестьянской социалистической партии)
Что касается специфики употребления жанров, то здесь все верны традиции: гимны – на первой полосе, сатира – на последней.
Авторство либо скрыто за псевдонимом (Н.З., Ив.М., «П.Ж.», Дедушка Фаддей), либо указывается с четким обозначением социальной принадлежности. Так, гимны в газету «Товарищ» пишут Солдат С. Губергриц, матрос А.С, Гостьев и др.
О большинстве авторов, публикующихся в этих газетах нам ничего не известно. Знаем только, что за псевдонимом «Дедушка Фадей» стоял редактор «Свободной Сибири» Ф.Ф. Филимонов, расстрелянный в 1920 году.
Активно публикуется в «Товарище» с января 1918 года известный уже в то время в России Демьян Бедный (басня «Птицеловы», «Братьям (международному пролетариату)», «Марсельеза»).
Появляются стихи начинающего поэта Ивана Ерошина:
***
Рвут тело и душу гигантские когти –
Вихрь разрушений!
Борются дьявол и гений.
Крепкия руки, могилы готовьте
старым оковам
Делом и словом!
Пойте призывные песни,
утро встречайте улыбкой!
Души пусть будут, как скрипки,
С новым напевом чудесным.
Мир не слыхал наших звуков.
Пойте, рабы!
Знамя борьбы
Крепче держите рабочие руки!
Зори зловещи, багряны.
Хаос и гром,
Смерть и разгром
Создали наши тираны.
Видите, их колесница
Давит нас.
Грозный час!
Скоро весь мир загорится, вспыхнет вулкан,
Сметет преграды.
На баррикады! На барикады!
Тесней в ряды, шумит ураган!
Ив. Ерошин
(«Товарищ» №57, 2 ноября 1917 г.)
Большевистская печать и в революции 1917 года призвана была служить средством пропаганды и агитации масс и их организации на революционные действия силовыми методами, давая этим массам основные лозунги и итоги основных событий. Для В. Ленина – идеолога, стратега и тактика революции, но прежде всего политика и прагматика, печать являлась средством достижения конкретных политических целей и, как он сформулирует позднее, частью общепартийного дела. Создавая большевистскую печать, В. Ленин думал не о прессе как общественном институте демократии, а о том, чтобы «с ее помощью руководить партией при гигантском росте движения».
Тесно было на газетном рынке Красноярска где «сосуществовали» издания, выпускавшиеся издательством Среднесибирского бюро ЦК РСДРП(б) «Приступ», «Бюллетень Временной Енисейской губернской управы», эсеровская «Интернационалист», кадетская «Свободная Сибирь», меньшевистская «Дело рабочего», «Сибирский анархист» – орган организации анархо-синдикалистов и др.
Толерантность по отношению к оппозиционной печати исчезала по мере того, как большевики добивались большинства в Советах. Во время обсуждения 27 октября 1917 г. на заседании Красноярского Совета рабочих и солдатских депутатов сообщения из Петербурга о свержении Временного правительства в президиум поступила записка: «Единодушное желание солдат запретить газету кадетов «Свободная Сибирь» ввиду ее опасности в настоящий момент». При оглашении этой записки в зале слышны были возгласы: «Голос народа» тоже!» (Культурное строительство в Сибири в 1917-1960 гг. Новосибирск, 1962. – с.23.) . Газету не закрыли, но 11 января 1918 г. редакция «Свободной Сибири» была оштрафована на три тысячи рублей «за помещение ложных сведений», а 10 марта того же года газету закрыли «ввиду явно контрреволюционного направления». (Культурное строительство в Сибири в 1917-1960 гг. Новосибирск, 1962. – с.24.)
ККИМК. Информационный вестник № 10. Методический семинар для исследователей, работающих по теме «Политические репрессии в СССР». Октябрь 2007. Красноярск 2008