Елена Валентиновна Балыбердина
г. Красноярск
«На Ваше заявление... сообщаем, что сведениями в отношении Герасимова Александра Андреевича и Герасимова Василия Александровича Управление ФСБ России по РБ не располагает. В числе лиц, репрессированных органами ГПУ-НКВД, они не значатся", - сколько подобных писем получала наша семья в ответ на запросы о родных в компетентные органы.
Отрицательные ответы позволяли надеяться, что отцу и сыну Герасимовым удалось избежать трагической участи в годы массовых репрессий. Такие ответы приходили и в 80-е, и в 90-е, а родные продолжали искать своих близких. Сначала брата и отца искал Иван Герасимов, затем к поискам присоединилась наша семья, дядю и деда стали разыскивать Эмма и Светлана Герасимовы.
Осенью 2006 ими был сделан очередной запрос в Главный информационно-аналитический центр МВД РФ. Ответ пришёл вскоре – центр сведениями не располагает, а в марте неожиданно получили письмо из Центрального архива ФСБ. В официальном письме сообщалось о судьбе и участи маминого дяди, священнике Василии Герасимове, арестованном в Харбине в 1948 году и вывезенном в СССР. В официальной справке говорилось также о существовании дочери Василия, маминой двоюродной сестры - Галине. Можете себе представить, как поразило нас это письмо, как захотелось найти Галину, узнать всё из первых уст, обнять её. Всё взвесив, решили, что это невозможно, нереально, прошли десятилетия. Где искать следы семьи Василия Герасимова – неизвестно. Но, взялись за дело. Напомню, первое известие получили 1 марта 2007 года, а 30 мая 2007 в руках мы держали письмо из Австралии, ещё не понимая, что письмо это от маминой сестры.
Бог помог нам! За три месяца, через "годы, через расстояния", на другом континенте нашёлся родной человек, о котором из справки ФСБ узнали только: "...дочь Герасимова Галина Васильевна, 1931 г.р., учащаяся...", и всё. А 14 октября 2007, в Покров день пришло письмо, поведавшее нам о трагической судьбе прадеда - о. Александре, расстрелянном в Бийске в 1937 году. Пришло время собирать камни. По крупицам я восстанавливаю страницы жизни двух священников, отца и сына Герасимовых, а в жизни моего прадеда и двоюродного деда. В этом мне помогают родные и совершенно чужие люди, которым небезразличны судьбы людские, история нашей многострадальной родины.
Александр Андреевич Герасимов (о.Александр) родился 21 ноября 1875 года в селе Янцовары Казанской губернии. Мамадышский уезд, к которому принадлежали Янцовары, - место компактного проживания крестьян русского и татарского происхождения, крещеных ещё при Иване Грозном. Села Мамадышского уезда жили обособленно от мусульманского мира, имели свои традиции и устои. В каждом крупном селе была православная церковь, детей обязательно крестили, жили по канонам веры.
Мои предки, выходцы из этих мест, становились либо священниками, либо учителями. Тяга к богословию и знаниям в семье приветствовалась. Так, и прадед Александр, окончив Казанскую семинарию, женившись на Анастасии Алексеевой, был рукоположен в священники, служил в церквях Казанской и Уфимской губерний. Позднее получил приход в селе Азмееве, где и прослужил, видимо, до первого ареста. Достоверно известно, что с 1910 по 1917 год о.Александр служил в Гурьевской церкви села Азмеево. Супруга о.Александра матушка Анастасия была русоволосой, голубоглазой женщиной хрупкого телосложения, конституция которой, однако, не помешала родить 11 детей отцу Александру. Первенца Михаила они потеряли, старшим сыном стал Василий, родившийся 4 февраля 1899 года в Янцоварах. Вслед за Василием родились Николай (1901), Александра (1903), Иван (1906), Алексей (1910), мой дед, а в 1912 появилась на свет двойня Петр и Павел, затем два Александра, а уже после революции в 1919 родилась Варвара.
В начале 20-х годов, с началом гонений, репрессий против духовенства и членов их семей, по воле отца и с его благословения сыновья разъехались по городам России, буквально рассыпались по стране. О.Александр добровольно взял на себя муки "забвения", одиночества ради спасения жизни детей. С ужесточением репрессий он отослал от себя и жену с дочерьми, о. Александр остался в Поволжье один. Продолжал служить церкви и людям в то время, когда, казалось, в этом отпала в раз всякая необходимость. Люди, вместо молитвы, несли в храм динамит или кирки для разрушения. Протоиерей Александр Герасимов встал на защиту веры и церкви.
О том, какая складывалась ситуация в Поволжье, можно довольно ярко представить по воспоминаниям сына Василия. Он описал события того времени годы спустя в Китае в статье "Спасенный монастырь" (Из первых лет смуты).
Компания, организованная против священников, выхватила о.Александра из потока жизни, он был арестован, осуждён по ст.58-10 на 5 лет лагерей. Выйдя на свободу, принял приход в "шукшинском" селе Сростки. Летом 1937 года о.Александра снова арестовали, обвинив в организации и руководстве контрреволюционной монархической группой, приговорили к расстрелу. Приговор был приведен в исполнение 6.10.37 в городе Бийске.
Сросткинская церковь, место последнего служения о.Александра
Из архивного дела, спустя 70 лет удалось узнать, что прадед на допросах продолжал спасать детей и жену от судьбы ЧСИР, а может и от ВМН. Детей он не назвал, а жене "придумал" новое отчество, сказал, что не знает где она живёт в настоящее время.
Василий выбрал стезю отца. После окончания духовного училища он поступил в Уфимскую духовную семинарию, успел окончить её. К этому времени на территории Уфимской и Казанской губерний кипела гражданская война. Василий добровольцем вступает в армию под командованием Каппеля. Идеи белого движения ему близки, воспитан в вере царю и отечеству. Он становится военным корреспондентом, а это совпадает с его желаниями и устремлениями. В юношеские годы в душе Василия боролись два призвания - духовное и …неимоверная тяга к литературному творчеству. Учась в семинарии, он уже печатался в периодических изданиях Казани и Уфы. Прошёл с войсками путь, известный под названием "Великий Ледяной поход", путь лишений, голода, болезней, но не лишенный воинской чести. За боевой поход награждён золотым орденом - Терновый венок, пронзенный Мечом.
С войсками оказался в Маньчжурии, где годы работал корреспондентом в периодических изданиях, освещая в основном религиозную тематику. С 1921 служил иподиаконом при Иверской церкви и других храмах Харбина. Рукоположен Архиепископом Нестором в сан священника. В 1938 году был членом Харбинского епархиального совета, личным секретарём Митрополита Нестора, занимался благотворительной и издательской деятельностью, редактировал газету "Воскресное чтение" и журнал "Вестник". За труды удостоен ордена Камчатского братства высшей степени.
В 1943 году в Харбине вышла в свет книга о.Василия "Свете тихий". Свой труд Василий Александрович посвятил отцу – протоиерею Александру Андреевичу Герасимову, а в его лице всему многострадальному российскому духовенству.
О.Василий ничего не знал об отце с 20-х годов, но мог предположить, что уготовано ему в эти страшные годы в России.
В июне 1948 года о.Василий арестовывается китайцами и тайно передается СССР. Особым Совещанием при МГБ (Москва, Лубянка) осуждён по ст.58 п.3 и п.10 к 10 годам заключения и отбывания срока в Мордовских лагерях. Его жена и дочь остались в Китае в полном неведении о судьбе отца и мужа, связь с семьёй прервалась.
После освобождения в 1956 году о.Василий успел написать две книги: "Торжок и его святыни", "Свете тихий" (том 2), передал в археологический кабинет Московской Духовной Академии уникальные древние издания и рукописи.
За службу Русской Православной церкви Святейшим Патриархом Алексием (Симанским) по ходатайству прихожан города Торжка и соседних приходов на протоирея Василия Герасимова возложен Святой Крест с украшениями. Произошло это событие на приеме у Патриарха 12/25.XII. 1957 года.
В лагере Василий Александрович потерял здоровье, да и на свободе покоя ему не давали, замучили жалобами, бесконечными проверками. Он слег и вскоре умер. Его не стало 13 апреля 1961 года. Прах его покоится на кладбище при церкви Иоана-Богослова в городе Торжке, на месте его последнего служения Новоторжским благочинным.
Фото 1. Протоиерей Александр Герасимов (единственный снимок, получен от Галины
Герасимовой из Австралии в 2007 г.)
Фото 2. Сросткинская церковь, место последнего служения о.Александра.
Фото 3. Митрополит Нестор и о.Василий Герасимов, Харбин, 29.XI.41г.
(фотография с дарственной подписью от Митрополита Нестора).
Фото 4. Протоиерей Василий Герасимов с возложенным на него Св. Крестом.
1. УАД АК, отдел спецдокументации. ФР.-2.оп.7, д.7752 л.42
2. ЦГИА РБ, справка за н.8572 от 26.12.2007
3. ЦГИА РБ, справка за н.7024 от 08.10.2007
4. ЦА ФСБ РФ, справка за н.10/А-К-53 от 15.02.2007
5. УАД АК, Ф.Р.-2, оп.7, д.7752,л.100,101,142
6. Семейный архив (письма, фотографии)
7. Архив Тверской епархии
8. «Вернувшиеся домой», жизнеописание и сборник трудов Митрополита
Нестора, автор - составитель Косик О.В., из-во Свято-Тихоновского
богословского института, 2003 год
9. Герасимов В.А. "Свете тихий", Харбин, 1943 г.
ККИМК. Информационный вестник № 10. Методический семинар для исследователей, работающих по теме «Политические репрессии в СССР». Октябрь 2007. Красноярск 2008