История России полна подлинного величия. Мы гордимся боевой и трудовой славой, научными и культурными достижениями наших предков, которые отдали Родине свои силы, таланты, мужество, а многие оказались принесены в жертву ее истории.
Одна из самых трагических страниц летописи страны и края — политические репрессии.
И до 1917 года Туруханский край был
известен в Российской империи как место
политической ссылки не меньше Нерчинских
рудников. Но самая тяжелая слава «Сибирской
каторги» связана с 20-м веком. Только с 23
августа 1937 по
15 июня 1938 в Красноярском крае было
расстреляно 11 620 человек, 5439 направлены в
лагеря. Сотни тысяч заключенных
содержались в Краслаге, Норильлаге, Горлаге,
Енисейстрое и в других лагерях. Руками
осужденных строилась железная дорога
Салехард-Игарка...
В эти же годы в Красноярский край было сослано 500 000 спецпоселенцев. Среди них были поволжские и украинские немцы, понтийские греки, литовцы, латыши, эстонцы, украинцы, финны, черкесы, поляки, белорусы, русские, калмыки... А сколько крестьян увезли «из Сибири в Сибирь» во время коллективизации!
Когда с середины пятидесятых годов ситуация в стране стала меняться и ссыльные получили возможность вернуться на родину, многие из них остались в Красноярском крае. Сейчас судьбы этих людей неотделимы от истории Красноярья.
Репрессии не пощадили и коренных красноярцев — ученых, врачей, музыкантов, крестьян, рабочих, руководителей всех уровней... В 30-е годы был расстреляна большая часть оркестра городского театра им. Пушкина, погибли руководители Енисейского речного пароходства. Тогда же было сфабриковано «дело геологов» и отправлен в Вятлаг основатель заповедника «Столбы» А.Л. Яворский. Страшная цифра — 60 тысяч осужденных по ложным обвинениям — не может быть забыта!
В 1991 г. был принят Закон РФ «О реабилитации жертв политических репрессий» и создана комиссия по восстановлению прав реабилитированных. Бывшие узники и спецпоселенцы стали получать льготы и компенсации за изъятое имущество. Конечно, ничто не может компенсировать ущерба, причиненного миллионам репрессированных и членам их семей. Однако государство тем самым признало вину перед своими гражданами, и это признание служит гарантией того, что в будущем политические репрессии не повторятся.
Книга памяти жертв политических репрессий Красноярского края — не только обвинительный документ. Главная цель ее авторов — напомнить читателю об этой трагедии, побудить задуматься и сделать все, чтобы подобное никогда не повторилось. Жертвы взывают к нашей памяти, и мы обязаны восстановить их честные имена ради наших детей.
Настоящее и будущее напрямую связаны с прошлым. Поэтому мы не имеем права забывать о страшных уроках истории.
Губернатор
Красноярского края
А.Г. Хлопонин
Книга памяти жертв политических репрессий Красноярского края. Том 1 (А-Б)