Компания "Беркуты", достойный продолжатель дела основателей столбизма из Чернышевской компании, знаменита многими первовосхождениями. Манская стенка; Большой Беркут; Колокол на Первом столбе; Сумасшедший ход на Митре; ход, позднее названный Зверевским (на Перьях); и, конечно же, Леушинский ход на Втором столбе, названный в честь его первопроходца, Николая Леушина вот далеко не полный перечень. Один из основателей "Беркутов", Н.Л. Степанов, рассказывает о создании компании так:
"В северном развале 2-го столба в хаотически разбросанных огромных камнях, обосновалась в 1911 году, стоянка столбистов, носившая гордое название "Беркуты". Это была одна из лучших скалолазных стоянок того времени. Создавалась она не сразу и значительно раньше. Лично я, как один из основателей стоянки, бывал на Cтолбах, когда еще не заросло пепелище "Чернышевской избушки" у Третьего столба. <...> Весной 1910 года я возвратился в Красноярск и вновь побывал на Столбах. Они мне тогда еще больше понравились, особенно сохранившаяся простота, товарищеское отношение, гостеприимство.
На следующий раз мы пошли уже вдвоем с другом Леушиным Николаем слесарем железнодорожных мастерских. Останавливались с ним у катушек 1-го столба. Вскоре с нами стали ходить братья: мой Константин рабочий затона и его - Иван, тоже рабочий. Затем к нам примкнули Сергей Плесовских и Николай Шахматов учащиеся.
С тех пор посещение Столбов каждую субботу у нас вошло в постоянную потребность. Некоторое время ходил на Столбы и зять Леушиных Алексей Загайнов, потом вскоре стали ходить сестры: С. Плесовских Наташа Плесовских, Шахматова Зина, Надя Шапир, сестры Свищевы Нюра и Ага, Овсянникова Дуня. Все они учительницы. Это была передовая молодежь с жительством в районе Б. Овсянниковского переулка, Садовой и Береговой улиц, ныне занятых территорией завода "Комбайн". Вот эта-то группа и является основателем стоянки "Беркуты"<...> решили определиться уже, как вполне оформившаяся компания столбистов, избрав себе постоянную стоянку и кличку. Стоянку обосновали, как уже упоминалось, в 1911 году, в развале у 2-го столба, под камнем с нишей и назвались "Беркуты". Первоначально было предложено мною назваться "Кондор", но это слово было признано неудобопроизносимым и с общего согласия основателей было принято более простое, не меняющее значения и понятное название "Беркуты", что и было написано крупными буквами в нише камня. Название "Беркуты" вполне гармонировалось с окружающей обстановкой высоких суровых скал, доступных этой гордой породе птиц. В нише под камнем соорудили нары на 10-12 человек, настелили мха и травы. Тут же столик, сидения, неподалеку очаг, и стоянка готова. Сколько было романтики вокруг. Густые заросли травы и кустарника, громадные сосны и скалы, гряда огромных камней, поросших мхом и лишайником, узкие едва заметные тропки.
Встреча восхода солнца Беркутами на 2-ом
Столбе в июне 1914 г.
Внизу справа: Н. Леушин и Таня Степанова.
Вверху справа налево: Ага Свищева, Зина
Шахматова, Ваня Степанов,
Наташа Степанова, Лена Леушина, Лена
Потехина (Алена)
и ниже ее - Валя Яновская и др. Фото из архива
Н.Л. Степанова
"Беркуты" были заводилами на Столбах.
К вечеру собирались люди с соседних стоянок и начиналось веселье, шествия с факелами, пением и пляской, длившимися почти до восхода солнца.
Самый расцвет "Беркутов" как столбистов был в период с 1910 по 1919 год, когда они славились лучшими скалолазами и открывателями новых ходов на самые недоступные места скал".* (* Н.Л. Степанов. Красноярские Столбы (из воспоминаний). www.stolby.ru/Mat/Stepanov/02.asp)
Беркуты. 1912 г. Июль Фото из архива М.С.
Баженовой
Рассказывает Л.Т.Петренко:
"Поражает то, что все первопрохождения Н.Д. Леушина проходили без предварительных разведок, расчистки скал и какой-либо страховки. По сей день Сумасшедший Леушинский доступен без веревки лишь самым одаренным и дерзким скалолазам. Лаз сложен психологически: странное название, дурная слава, смертоносное дыхание западной пропасти. Очень строгий и крайне неудобный выбор опор исключает ошибку в свободном лазаньи. Переиграть поменять опоры практически невозможно. Свободное лазанье здесь игра в шахматы со Смертью. Стоит ошибиться и падение в западную пропасть неизбежно".* (* Леонид Петренко. Красноярская Мадонна. Митра. www.stolby.ru/Mat/Petrenko/ 030.asp)
Отчаянные скалолазы, "Беркуты" были не менее отчаянными революционерами - проводили на Столбах нелегальные сходки, обновляли надпись "Свобода" на Втором столбе. Особенно лихими были их выходки во время Гражданской войны. Первая история известна по советским источникам; правда, там не совсем точно называлась скала. Говорилось о Такмаке, хотя на самом деле это был Большой Беркут, в то время недоступный никому. Кроме Николая Леушина, который установил на нем красный флаг, видный со всего города. Белым пришлось стрелять по флагу, пока они не перебили древко. Вторая история известна меньше: это "война флагов" на Манской стенке, когда "Беркуты" устанавливали ночью красный флаг, а на следующую ночь анархисты из "Червонных валетов" - черный.
"Беркутовка" Агния Свищева была расстреляна белыми в Омске. Однако куда более жестоко обошлась с "Беркутами" та власть, которую они так весело и дерзко устанавливали.
ЛЕУШИН Николай Дмитриевич. Род. в 1892 в д. Климковская Слободского р-на Кировской обл. Русский, член ВКП(б), обр. низшее. Старший инспектор "Союзтрансторпита" НКПС, Арестован 25.12.1937. Приговорен ВКВС СССР 10.03.1938 по обв. в участии в к/р. террористической организации. Расстрелян 10.03.1938 в Москве* (* АП РФ, оп. 24, дело 415, лист 15. ). Реабилитирован 5.10.1955.
ЛЕУШИНА (Свещева) Анна Дмитриевна (1894.1946), русская. Жена Леушина Н.Д. Арестована в 1937. Прибыла в Акмолинской л/о (АЛЖИР) 06.05.1938 из Бутырской тюрьмы. 21.03.1946 освобождена.** (** Узницы АЛЖИРа. М.: Звенья. 2003. 103). После лагеря стала инвалидом. Умерла в Москве в 1946 г.
ГОРБУНОВ Семен Афанасьевич. Род. в 1892. Русский, уроженец Красноярска. До 1917 меньшевик, в 1917 г. вступил в РСДРП и после 1920 на руководящей партработе.
Директор физкультурного техникума, жил на Стеклозаводе в Красноярском крае. 19.11.35 ОСО НКВД СССР осужден на 3 года. Срок отбывал на Колыме, на прииске Ат-Урях.
6.04.38 был арестован и 11.05.1938 тройкой УНКВД по "Дальстрою" по статье "контрреволюционная троцкистская деятельность" приговорен к расстрелу. Расстрелян 01.06.1938, реабилитирован 02.09.1968.* (* HTTPS://www.memo.ru/memory/magadan/mag_4_2.htm) По первому сроку реабилитирован Постановлением президиума Красноярского краевого суда от 1.07.1968.
Семену Афанасьевичу на допросах вменяли вину то, что он в своих лекциях рассказывал о заслугах Троцкого, Зиновьева и Каменева. Горбунов недоумевает: "Виновным себя не признаю. Если говорил на студенческих собраниях о заслугах Зиновьева и Каменева перед рабочим классом и партией, то это был не вымысел, а несомненно история партии".** ( ** Архивно-следственное дело № П-14298 РУ ФСБ РФ по Красноярскому краю, л.д. 22.)
Пытались вменить ему и службу в армии Колчака, но оказалось, что в колчаковской армии он был по заданию партии (кстати, он член ВКП (б) с 1918 г, а у Колчака служил с 1919 по 1920 г).
Горбунов говорит: "Я не согласен был еще и с тем, что вышестоящие органы и руководители парторганизаций при выборах в руководящие партийный органы оказывали давление на партийные массы и не давали таковым самостоятельно без всякого давления выбирать партийные органы".*** (*** Архивно-следственное дело № П-14298 РУ ФСБ РФ по Красноярскому краю, л.д. 18. )
Какие только прегрешения не перечислялись в обвинительном заключении! "Умышленно не пошел на закрытое партсобрание при первой проработке закрытого письма ВКП(б) в связи с убийством тов. КИРОВА". **** (**** Архивно-следственное дело № П-14298 РУ ФСБ РФ по Красноярскому краю, л.д. 40.) Вот за это и давали три года лагеря в 1935 г. Двумя годами позже это могло кончиться и расстрелом. Впрочем, расстрелом и кончилось - уже на Колыме, в лагере. Видимо, и там красноярский столбист показался слишком вольномыслящим.
Кстати говоря, добилась реабилитации Семена Афанасьевича его дочь, Мария Семеновна (столбистское прозвище Куропатка). Она же добилась реабилитации своей матери Надежды Горбуновой-Шапир. Хотя ее родителей и разлучила жизнь, дочь осталась верна обоим.
ШАПИР (Горбунова) Надежда Матвеевна. Род. 1893. В 1911 окончила женскую гимназию, учительствовала в с. Новоселово КК. Занималась в политкружке при партклубе 3-го Интернационала под руководством Вейнбаума, Дубровинского и Лебедевой.
В 1917 вступила в РСДРП. Активный пропагандист среди рабочих ж.д. мастерских. С первых дней установления советов ведет делопроизводство в Совете нар. депутатов. Подпольная работа в Красном Крестесбор оружия для партизан, матпомощь политзаключенным и их семьям. После освобождения Красноярска организует детдом для детей, потерявших в годы революции родителей. В 1922 завуправделами уездного комитета ВКП(б), затем зав. секретной частью губкома ВКП(б). С 1924 секретарь Оркпрофсоюза, зав. культотделом. С 1928 зав. ОкрОНО. С 1935 второй секретарь Иркутского ГК партии.* (* memorial.krsk.ru/martirol/shal_shap.htm )
Арестована 29.04.37 г., приговором Военной коллегии Верховного суда СССР от14.10.38 г. по ст. ст. 58-7, 58-8, 58-11 УК РСФСР приговорена к расстрелу** (** АП РФ, оп. 24, дело 419, лист 50.) (исполнено 14.10.38 г. в г. Иркутске), реабилитирована определением Военной коллегии Верховного суда СССР от 08.02.58 г. Номер архивного дела . 6031.*** (*** HTTPS://memorial.ru/memorial/?SelfID=4867)
Сокамерница Надежды, Александра Васильева, рассказывает: "В камере я с трудом узнала ее. Худая, изможденная, а главное лицо. Я не могла глаз от него оторвать не лицо, а маска. "У нее же такие красивые черты,. думала я, почему они раньше были незаметны?. Все линии какие-то чистые, тонкие. Ни морщин на лбу, ни сдвинутых бровей, ни опущенных уголков рта, но все лицо проникнуто таким страданием, что в тот миг оно напомнило мне всемирно известную Джоконду с ее загадочной улыбкой. Только теперь передо мною была Джоконда страдающая. <...>Как и большинство из нас, она прошла через .конвейер.. Только он был не стоячий, а сидячий. Несколько суток день и ночь, без сна, сидела она на покореженном венском стуле, не имея права даже прислониться к спинке. <...> Надя не сдавалась. Следователи бесились. Однажды (их было двое), они сделали из бумаги рупоры, приставили к ее ушам и с двух сторон стали громко кричать: "Давай показания, давай показания!" Они повредили Надежде барабанную перепонку, она перестала слышать на одно ухо<...>
" Я была вконец измучена, рассказывала она той ночью в камере, понимала, что погибла. Жаль было только своего честного имени. Хотелось хотя бы своими собственными поступками не опозорить его. И я боролась. Боролась из последних сил. И все-таки они обманули меня. У меня на воле остались сын и дочь студенты. С мужем я рассталась еще в двадцатые годы из-за политических расхождений. И вот следователь вдруг говорит мне: "Не дашь показаний возьмем твоих детей". Эта угроза сломала меня. И я согласилась подписать протокол".**** (**** Александра Васильева. "И всем откроется истина" // Неделя, 1989.)
СТЕПАНОВ Константин Лаврентьевич. Род. в 1893, уроженец и житель г. Красноярска, инспектор по охране труда в Баскомрече Енисейского бассейна. Арестован 27 мая 1937 г. Обвинялся по ст. 58-7, 58-8, 58-9, 58-11. Был осужден ВК ВС СССР "по первой категории", т.е. к расстрелу, однако Постановлением УНКВД КК от 12.07. 1938 дело прекращено в связи со смертью обвиняемого 3.05.38. Реабилитирован ГВП 8 мая 1957 г.
Константин Лаврентьевич умер от туберкулеза и слабости сердечной деятельности. Заметим, что, когда он прошел освидетельствование сразу после ареста, в мае 1937, он был здоров и "годен к физической работе".
ХАЙМОВИЧ Леонид Моисеевич. Род. в 1897. Служил в армии Колчака. Фельдшер Водного здравотдела в Красноярске. 10.07.1937 арестован. 04.09.1937 тройкой УНКВД КК, протокол № 4, осужден на 10 лет ИТЛ. Срок отбывал в Тайшетлаге. Освобожден 31.10.1939. Леонид Хаймович начал ходить на Столбы с "Беркутами", однако вскоре организовал свою компанию "Перисты". Избушка "Перушка", затем многократно уничтожавшаяся и переносившаяся, послужила в конце сороковых опорной точкой для создания общества "Беркуты". Так осуществилась связь поколений. Леонида Моисеевича обвиняли во вредительстве. Он якобы сжег государственный музей и пытался сжечь бассейновую больницу. "Вредительски проводил ремонт водопровода ввиду чего систематически срывалось водоснабжение, что вызывало недовольство больных>.* (* Архивно-следственное дело № П-7004 РУ ФСБ РФ по Красноярскому краю, л.д.17.) Однако посадили Хаймовича по проверенной 58-10.
25.07.1939 Леонид Моисеевич пишет жалобу в порядке надзора: <Почему я считаю, что дело подлежит пересмотру. Основания следующие:
1) Мне вменено в вину, что я уклонился в 1923 г. от раскулачивания, а между тем я с 3-летнего возраста живу в г. Красноярске. В 1920.22 г. служил в Красной армии. В деревне никакого имущества и не было. В 1923 г. был у моего отца изъят дом дедушки в городе.
2) Мне поставлено на вид, что у дедушки была мельница. Это, по-видимому, недоразумение, так как это было еще до начала моей жизни.
3) Мне поставлен в вину недоброкачественный ремонт в бытность моей работы в качестве фельдшера в Водздравотделе. Как ремонт и ремонт чего был произведен, мне неизвестно и потому и отвечать за него не могу".* (* Архивно-следственное дело № П-7004 РУ ФСБ РФ по Красноярскому краю, л.д. 25.) Случилось чудо Хаймовича освободили. Дальнейшая его судьба неизвестна.
Загадочна и судьба Николая Шахматова (Ворчуна). Н.Л. Степанов пишет о нем так: Сергей Плесовских умер в 1915 году, простудившись на рыбалке. Николай Шахматов погиб на фронте в 1918 году. Леушин Иван умер в 1927 г., работая на Севере. Позже умерли Костя Шапир и мой брат Ваня, ра¬ботая в органах ЧК.** (** Н.Л. Степанов. Красноярские Столбы (из воспоминаний). www.stolby.ru/Mat/Stepanov/04.asp)
А Леонид Петренко в книге "Красноярская мадонна" сообщает, что в 1934 году начались "гонения ГК партии на редактора газеты "Красноярский рабочий", столбиста из компании Беркуты Н.Н. Шахматова, разоблачающего "самоснабжение" партийной верхушки. Правдоруб "за крупнейшие политические ошибки" снят с работы, вычищен из партии, позднее репрессирован". *** ( ***Леонид Петренко. Красноярская мадонна. Хронология столбизма. IV. Советский период.1934.) Скорее всего, прав был Н.Л. Степанов все-таки он писал о своей, хорошо знакомой компании. Н.Н. Шахматов-редактор был, видимо, однофамильцем. В архиве РУ ФСБ по Красноярскому краю есть сведения только об одном Николае Шахматове, крестьянине, жившем далеко за пределами Красноярска.
Сестра Николая Шахматова, Зинаида в 1912 г. участвовала в реставрации надписи СВОБОДА на Втором столбе.
А в 1950 г. Зинаида Шахматова поехала в ссылку за своим мужем Василием Букатым. Впрочем, об этом лучше в отдельной главе.
Книга памяти жертв политических репрессий Красноярского края. Том 2 (В-Г)