Новости
О сайте
Часто задавамые вопросы
Мартиролог
Аресты, осуждения
Лагеря Красноярского края
Ссылка
Документы
Реабилитация
Наша работа
Поиск
English  Deutsch

Книга памяти жертв политических репрессий Республики Хакасия. Том 1


«Буржуазные националисты»

Чтобы коренные народы Южной Сибири даже не смели думать о смене формы общественного правления, которую установила советская власть, и не мечтали об объединении между собой, карательным органам власти необходим был показательный судебный процесс. И его устроили над представителями молодой интеллигенции Хакасии, Горной Шории и Ойротии.

30-31 августа 1934 года в Новосибирске Специальная Коллегия Западно-Сибирского краевого суда приговорила их к различным срокам лишения свободы на основании ст.ст.58-2, 58-11, 58-12 УК РСФСР.

Руководствуясь данными, добытыми предварительным расследованием и судебным следствием, суд нашел, что еще в 1923-1924 годах в Хакасии, Горной Шории и Ойротии зарождалось буржуазно-националистическое движение за объединение хакасов, шорцев и ойротов в одну автономную социалистическую республику.

Эту идею вынашивали: в Хакасии – бывший председатель окрисполкома Г.И.Итыгин, в Горной Шории – редактор Шорской секции ОГИЗа Я.К.Тельгереков и в Ойротии – ст. инспектор Западно-Си¬бирского крайоно И.Н.Михайлов-Очи, художник Г.И.Гуркин-Чорос. В 1932 году К.А.Майтаков, в прошлом председатель Таштыпского райисполкома, принимает решение взяться за осуществление идеи Итыгина. В приговоре Западно-Сибирского суда говорится, что, создав первичные (улусные) ячейки и районные штабы в Таштыпском и Аскизском районах, приступив к созданию таких же ячеек в Ширинском районе, а также сформировав Хакасский областной штаб контрреволюционной националистической организации, Майтаков вместе со сподвижниками, в частности с А.М.Топановым, поставил задачу создать краевой штаб в Новосибирске. Этот штаб, который возглавил бывший инструктор отдела национальностей крайисполкома Н.А.Аешин, должен был заняться формированием ячеек контрреволюционной националистической организации в Ойротии и Горной Шории.

Эта организация имела устав и программу «Союз объединения турецких народов Сибири», в последующем переименованную в «Союз Сибирских тюрок».

Летом 1933 года организация пришла к выводу, «что существующее экономическое положение по сравнению с прошлыми годами не только не улучшилось, наоборот, имеет место ухудшение материального положения хакасского населения, поэтому единственно правильной формой управления будет буржуазно-демократическое государство с двухпалатной парламентской системой управления по образцу Турции с мелким частнособственническим капитализмом в сельском хозяйстве, кустарничеством... и с государственным капитализмом в крупной промышленности, оптовой внутренней и внешней торговле.

Выполнение поставленной задачи было непосильно для представителей трех национальностей (шорцев, хакасов, ойротов), и поэтому возникла необходимость реализовать ее с помощью иностранных держав, ориентируясь на контрреволюционные силы извне в лице сильнейших капиталистических стран, в частности на Японию...»

В приговоре Западно-Сибирского суда говорится, что на совещании краевого штаба было принято решение «завязать связь с Японией на предмет получения установок, средств для организации и оружия, для чего были выделены члены краевого штаба Коков И.И. и Топанов А.М.» Было также решено включить в состав будущего буржуазно-демократического государства Тувинскую республику, установить связи с контрреволюционными элементами Средней Азии.

В числе предъявленных обвинений были такие, как: «ставка на поднятие национальной культуры, внедрение родного языка и усиление коренизации государственного и хозяйственного аппарата».

Представители хакасской интеллигенции Н.А.Аешин, А.Н.Амзараков, П.Н.Амзараков, П.С.Боргояков, Т.И.Боргояков, Г.П.Бытотов, В.И.Канзычакова, В.В.Коков, К.А.Майтаков, Е.П.Миягашев, А.П.Отургашев, В.И.Сунчугашев, М.П.Топоев, П.Н.Токмашова, А.П.Тодышев, Е.А.Тимереков (Тюмереков), Н.А.Шулбаев, В.К.Шулбаев, И.С.Шулбаев, А.Т.Шулбаев, Е.А.Шулбаев, М.В.Шулбаев, Д.-М.Н.Шулбаев, Я.Е.Чебодаев, Г.Г.Чебодаев были приговорены к различным срокам лишения свободы (от 2 до 8 лет ИТЛ). Были осуждены и «буржуазные националисты» из Ойротии, Горной Шории и Новосибирска.

Семь человек были оправданы судом, но при этом в приговоре записано: «Принимая во внимание, что вышеуказанные оправданные лица были националистически настроены и вели различные, националистического содержания разговоры, на основании 43-й ст. УК суд предостерегает их, что подобного рода поведение и разговоры могут их привести вновь на скамью подсудимых».

По ходатайству Хакасской республиканской ассоциации жертв незаконных политических репрессий постановлением прокурора Новосибирской области от 4 августа 1992 года все осужденные представители хакасской интеллигенции реабилитированы.

Некоторые из осужденных после отбытия срока наказания вновь были репрессированы в 1937 году.

***

Политическим репрессиям в 1937-1938 годах подверглись все наиболее подготовленные кадры взращенной при советской власти местной интеллигенции, наиболее активная часть рабочих и колхозников. Все они были оклеветаны, огульно превращены в «буржуазных националистов».
Так, по указанию «сверху» была арестована большая группа партийных, советских и хозяйственных работников автономной области. Им было предъявлено обвинение в том, что они продолжают добивать¬ся осуществления идеи Г.И.Итыгина и «буржуазных националистов», осужденных в 1934 году судом Западно-Сибирского края, о выделении Хакасии в самостоятельную автономную республику «с непосредственным подчинением в СССР, а в крайнем случае – с подчинением в РСФСР».

Следователи УНКВД «выявили» областной штаб националистической организации, руководивший боевыми дружинами (в дружинах насчитывалось 70 человек). По версии работников УНКВД, областной штаб готовился к совершению террористических актов над руководителями ВКП(б) и Советского правительства во время их посещения Хакасии. В Москве же терракты над Сталиным, Молотовым и Кагановичем должны были «провести» члены националистической организации, которые выезжали на съезды Советов в Москву или же там учились.

Членам контрреволюционной националистической организации были предъявлены и такие обвинения, как: стремление к установлению связей с Тувой, перевод Конституции СССР на хакасский язык «с контрреволюционными формулировками и националистическими направлениями», пропаганда идеи о невозможности построения коммунизма в СССР и т.д.

Выездная сессия Военной Коллегии Верховного Суда СССР, работавшая в г.Красноярске по распоряжению Сталина, приговорила:

13 июля 1938 года

председателя Хакоблисполкома М.Г.Торосова, ответственного секретаря облисполкома Н.И.Конгарова, секретаря Хакасского обкома ВЛКСМ К.А.Чульжанова, начальника областного управления искусств И.В.Тогдина, преподавателя техникума Г.П.Бытотова, председателя областного суда Ф.С.Толстихина, заведующего Аскизским райфинотделом И.И.Абдина к расстрелу;

17 июля 1938 года
заведующего облоно И.Г.Худякова – к расстрелу;

21 июля 1938 года
председателя облпотребсоюза Р.А.Кызласова – к расстрелу, заведующего отделом политучебы обкома ВЛКСМ Н.И.Киштеева – к 10 годам тюремного заключения, преподавателя педтехникума В.П.Субракова, директора национального драмтеатра П.Н.Майнагашева – к 10 годам ИТЛ.

Прозвучали приговоры ВКВС СССР и в отношении других представителей хакасской интеллигенции.

Определением Военной Коллегии Верховного Суда СССР все они реабилитированы в 50-х годах.


На оглавление