Новости
О сайте
Часто задавамые вопросы
Мартиролог
Аресты, осуждения
Лагеря Красноярского края
Ссылка
Документы
Реабилитация
Наша работа
Поиск
English  Deutsch

Книга памяти жертв политических репрессий Республики Хакасия. Том 1


«Реабилитации не подлежат...»

Следственный отдел НКВД СССР установил, что бывшие работники Минусинского оперсектора УНКВД по Красноярскому краю и Хакасского областного управления НКВД А.С.Алексеев, А.И.Королев, И.К.Новоселов и И.И.Дзедатайс в 1938 году совершали грубые нарушения соцзаконности и должностные преступления. Начальник Минусинского оперсектора УНКВД А.С.Алексеев и помощник начальника Хакасского облуправления НКВД И.И.Дзедатайс как руководители операций по приведению в исполнение приговоров над лицами, которым назначалась высшая мера наказания, проявляли халатность и бесконтрольность по отношению к подчиненным. Это приводило к систематическому употреблению спиртных напитков сотрудниками во время проведения данных операций. Дзедатайс, кроме того, совместно с Новоселовым, Королевым и другими работниками лично участвовал в издевательствах над осужденными. Новоселов занимался мародерством, присваивая личные вещи расстрелянных.

Вина всех привлеченных по данному делу доказана.

Так, свидетель Никитин показал, что процесс приведения постановлений о расстреле в исполнение носил мучительный характер, так как многие из репрессированных при расстреле оставались ранеными и по указанию Алексеева их добивали ломом.

Свидетель А.В.Самойлов показал, что во время расстрела репрессированных в октябре 1937 года он был очевидцем и лично докладывал А.С.Алексееву о фактах издевательств и попытке А.И.Королева взорвать одного из осужденных с помощью электродетонатора. На что Алексеев заявил: «Не то еще делали, главное – быстрее расстреливать да беречь патроны».

А вот показания свидетеля М.И.Дементьева: «... Один раз, в октябре 1937 года, пришлось быть в подвале при проведении одной из операций и видеть, что расстрел производился сотрудниками, находившимися в нетрезвом состоянии и в обстановке полной дезорганизации».

Проверка также показала, что под руководством Алексеева в течение ряда лет в Минусинском оперсекторе УНКВД фальсифицировались материалы уголовных дел, грубо нарушалась социалистическая законность.

Так, в 1937 году необоснованно были привлечены к уголовной ответственности и осуждены за контрреволюционную деятельность десять человек, в том числе секретари Курагинского РК ВКП(б) М.М.Иванов, А.А.Иванов, председатель Курагинского райисполкома П.Л.Высокос, зам. председателя райисполкома А.С.Козлов, прокурор района Э.Ф.Лагздин, а также председатели сельских Советов, работники потребительской кооперации. По сфабрикованному Минусинским оперсектором УНКВД делу, расследованием которого руководил А.С.Алексеев, семь человек из десяти были приговорены к высшей мере наказания.

Постановлением Президиума Верховного Суда РСФСР от 21 мая 1955 года приговор Красноярского крайсуда от 18-22.09.1937 года по этому делу отменен и оно производством в отношении всех осужденных прекращено, все они реабилитированы.

По постановлению Особого совещания при НКВД СССР от 22 октября 1938 года Алексеев, Дзедатайс, Королев, Новоселов были уволены из органов госбезопасности за дискредитацию звания сотрудников НКВД, привлечены к уголовной ответственности за должностные преступления и приговорены к различным срокам заключения в ИТЛ.

Находясь в местах лишения свободы, Алексеев неоднократно обращался в инстанции с просьбой пересмотреть его дело, т.к. считал себя невиновным. Так, в 1939 году, обращаясь к Ежову, он сообщил, что 17 лет честно работал в органах ВЧК–ОГПУ–НКВД и только за 1937 год им лично было арестовано и привлечено к уголовной ответственности 2300 троцкистов, причем более 1500 человек из них расстрелял. Писал Алексеев и о том, что его, мол, оговорили «враги народа». Дзедатайс, Новоселов, обращаясь в различные инстанции, подчеркивали, что совершенные ими деяния допускались по мотивам классовой ненависти к врагам советской власти.

В 1941 году Особым совещанием при НКВД СССР Алексеев условно-досрочно из-под стражи был освобожден, а в 1943 году с него сняты судимость и связанные с ней ограничения. Обоснованием для такого решения послужили «прежние заслуги Алексеева перед органами НКВД, глубокое осознание допущенных в 1938 году ошибок и честное отношение к труду в период отбытия наказания».

В отношении Дзедатайса, Новоселова, Королева дело не было пересмотрено.

За совершенные преступления работники УНКВД по Красноярскому краю Алексеев, Дзедатайс, Королев и Новоселов не подпадают под действие Указа Президиума Верховного Совета СССР от 16.01.1989 г. и реабилитации не подлежат.


На оглавление