Новости
О сайте
Часто задавамые вопросы
Мартиролог
Аресты, осуждения
Лагеря Красноярского края
Ссылка
Документы
Реабилитация
Наша работа
Поиск
English  Deutsch

Безвинно расстрелянные


Репрессии коммунистов Хакасии в 37-ом

Пик репрессий в СССР пришелся на вторую половину 30 –х годов ХХ века. Сегодня уже ясны цели и задачи этой кровавой компании, рассекречены, изучены и прочитаны подлинные документы. Точных данных, сколько расстреляно и погибло безвинных в лагерях, сколько умерло с голоду, оставшись без работы, без единственного кормильца в семье, который случайно был соседом врага народа или жил в одном доме.

Не обошла эта кампания, казалось бы, самых преданных – коммунистов, комсомольцев, они тоже попали под эти жернова.

Особенно страшным оказался 1937 год. Почему именно он, об этом много писалось и говорилось. Я лишь приведу несколько фактов, взятых из документов Хакасского обкома партии за этот период.

Напомню несколько дат из книги «Россия. Хроника основных событий. XIХ – ХХ вв.»

19 - 24 августа 1936 г. и 23 – 30 января 1937 г. состоялись два открытых политических процесса по делу «Троцкистского центра», 19 человек были расстреляны. Среди них крупные политические деятели Г.Е. Зиновьев, Л.Б. Каменев и др.

23 февраля 1937 г. на пленуме ЦК ВКП (б) исключены из партии, а затем арестованы Н.И. Бухарин, А.И. Рыков. Ранее следствие было по ним прекращено, за что был снят с работы всем известный Г.Г. Ягода, а на место Наркома внутренних дел СССР назначен не менее известный Н.И. Ежов.

Воистину говорят, что фамилия соответствует характеру человека. Старшее поколение до сих пор при упоминании этой фамилии съеживается.

За этим последовали массовые репрессии в наркоматах, в мае начались массовые репрессии в Красной Армии с ареста маршала М.Н. Тухачевского, командармов А.И. Корка, И.Э. Якира и др. За 1936 – 1939гг. было репрессировано более 36 тысяч военных от маршала до офицера.

Отправной точкой к началу массовых репрессии среди коммунистов, как свидетельствуют документы, стал февральско – мартовский пленум ЦК ВКП (б) 1937 г., на котором выступил И.В. Сталин.

Несколько цитат из выступления И.В. Сталина на этом пленуме: «…наши партийные товарищи, будучи увлечены хозяйственными компаниями и колоссальными успехами на фронте хозяйственного строительства, забыли просто о некоторых очень важных фактах…, имеющих прямое отношение к нынешним вредителям, шпионам, диверсантам и убийцам, прикрывающимся партийным билетом и маскирующимся под большевика… Далее, ведя борьбу с троцкистскими агентами, наши партийные товарищи не заметили, проглядели, что нынешний троцкизм уже не тот, чем он был, скажем, лет 7 – 8 тому назад… В чем же таком состоит сила современных вредителей, троцкистов?… Их сила состоит в том, что партийный билет дает им политическое доверие и открывает им доступ во все наши учреждения и организации…».*
*ФЦГАРХ, ф.2, оп.1, д.555, лл.42-43

Н.И. Ежов, выступая на пленуме ЦК ВКП (б), который проходил 23 – 29 июня 1937 г., уже докладывал о «массовом заговоре» во всех звеньях партии и государства. Пленум исключил из состава Центрального комитета ВКП (б) 17 членов и 19 кандидатов в члены ЦК ВКП (б).

2 июля 1937 г. директива ЦК ВКП (б), подписанная И.В. Сталиным и В.М. Молотовым, о развертывании массовых репрессий против врагов народа была направлена на места.

Эти документы послужили развертыванию кампании по проведению массовых репрессии среди коммунистов, комсомольцев, независимо от должности и звания на местах.

Не обошли они и Хакасию. Как исполнялись постановления пленумов и директив ЦК ВКП (б) на местах, красноречиво говорят документы Хакасского обкома партии.

Анализируя содержание пленумов, бюро Хакасского обкома ВКП(б), различные информации, обзоры, направляемые как в обком партии, так и в партийные организации Хакасии, можно сказать, что репрессии среди коммунистов начались намного ранее 1937 г., но 37-ой побил все рекорды.

Пленум Хакасского ОК ВКП (б), который состоялся 7 – 9 февраля 1937 г., подводя итоги обмена партийных документов, отметил факты разоблачения ряда троцкистов в областной партийной организации.

Первыми троцкистами, объявленными на пленуме, стали члены бюро Таштыпского райкома ВКП (б) вместе с первым секретарем Никитиным, «которые не вскрыли контрреволюционную деятельность в Таштыпском молсовхозе и Балыксинском приисковом управлении!».

Отмечалось «запоздалое вскрытие» правооппортунистического настроения в Орджоникидзевском районе, «запоздалое вскрытие Черногорской парторганизацией вредительской деятельности троцкистско – диверсионной группы, орудовавшей на руднике».

Уже на этом же пленуме исключают из кандидатов в члены пленума ОК ВКП (б) Л. Букину, «как аферистку и троцкистку, разоблаченную в период обмена партийных документов».

На этом же пленуме избирается первый секретарь ОК ВКП (б) Борис Васильевич Кубасов, который был снят с работы на следующем пленуме 20 октября 1937 г. О причине его увольнения вы узнаете из выступления Хмарина. Здесь очень уместна поговорка « Не рой яму другому, сам в нее попадешь».

К этому времени только по Таштыпскому району было исключено из партии 23 коммуниста.

На этом же пленуме исключены из членов партии, как враги народа,
М.Г. Торосов, Н.И. Конгаров, А.И. Интутова, Я.И. Интутова, К.А Чульжанова, Малышева, Кучендаева.

На этом пленуме еще в должности начальника Хакасского областного управления НКВД выступал Хмарин, который еще и не предполагал, что появится рукописная приписка в конце постановления, утвержденного, по-видимому, этим же пленумом, привожу дословно: «К постановлению: т. Хмарина, Малышева из состава членов обкома отвести и с работы снять, как скомпроментировал себя в пьянке с врагами народа».*
* ФЦГАРХ, ф.2,оп.1, д.489

А как он говорил на пленуме о разоблачении врагов народа:
«В части врагов народа в области был блок правых троцкистов и националистов. Этот блок объединяли бывшие работники, члены бюро были врагами народа, членами к-р (контрреволюционной) организации нет ни одного участка в советских и хозяйственных организациях, где бы враги народа не посадили своих ставленников. Цель, которая объединяла их, состояла в том, что они хотели ряд областей, в том числе и Тану – Туву, сделать буржуазным государством под протекторатом Японии…. Основная задача сейчас - это ликвидация последствий вредительства. Кубасов недостаточно вел борьбу с врагами народа и второе, связи Кубасова. Он одно время работал в Запсибкрайкоме, где один Эйхе член партии, а остальные разоблачены как враги народа. Нам необходимо передать в партколлегию (комиссия партийного контроля при ЦК ВКП (б) по Красноярскому краю) о связях Кубасова с врагами народа.

….О Кучендаеве, если данных о том, что он националист нет, так сейчас можно сказать, что он крепко запутался в связях с врагами народа…».

По поводу этого выступления Кубасов в заключительном слове сказал: «Что сейчас в Западной Сибири всех взяли, то ведь я там работал 4 года назад, так что я этого совершенно не знаю, и у меня с ними связей никаких не было…»**
* ФЦГАРХ, ф.2,оп.1, д.489

А сейчас вернемся на несколько месяцев ранее октябрьского пленума обкома партии и обратимся к справкам и обзорам, которые хранятся в фонде «Хакасского обкома КПСС». Уже известный вам, начальник Хакасского областного управления НКВД, в справке от 09.04.37 «Об антисоветской к-р вредительской деятельности троцкистов в Хакасской области» отмечает «недостаточную мобилизованность ряда партийных организации на вскрытие и разоблачение к-р троцкистских элементов, недостаточная большевистская бдительность отдельных коммунистов и партийных работников».*
* ФЦГАРХ, ф.2,оп.1, д.489

Троцкисты, согласно справке, были везде: в угольной, золотой промышленности, сельском хозяйстве, в советском аппарате и школах. Так, «в Таштыпской полной средней школе вскрыта к-р троцкистская группа из учащейся молодежи. Члены группы распространяли листовки к-р содержания, фашистскую свастику и к-р стихи… Надо сказать, что приведенные данные не являются показателями нашей работы по разоблачению к–р троцкистских элементов, а лишь указывают на размеры к–р троцкистской деятельности что работа партийных организаций и органов государственной безопасности только начинает разворачиваться».

В «Информационном обзоре секретаря Хакасского обкома партии от 09.05.37 «О состоянии борьбы по разоблачению и ликвидации последствия контрреволюционной работы фашистско – троцкистских и иных двурушников в Хакасской области».**
** ФЦГАРХ, ф.2,оп.1д. 525, лл. 16-20, 41 - 52

Это письмо появилось после второго открытого политического процесса против «Троцкистского центра». Все недостатки, выявленные во всех сферах жизни области, были отнесены к контрреволюционным заговорам троцкистов, которые, оказывается, были везде. Основанием могло послужить плохое кабельное оборудование или загазованность в шахтах, занижение планов и др. технические причины, которые возникали, скорее всего, из–за бесхозяйственности и неумелого руководства, а не связи с троцкистами.

В ноябре 1937 г. первым секретарем обкома партии избирается З.Б. Хаймс. Если на февральском пленуме о первом секретаре обкома ВКП (б) Сизых говорилось, что он уезжает на учебу в Москву, то на ноябрьском пленуме 1937 г. о нем говорится как о враге народа: «Враги народа под руководством бывшего секретаря ОК ВКП (б) Сизых и его компании много сделали вреда, последствия вредительства у нас в Хакасии еще ликвидируются».***
*** ФЦГАРХ, ф.2,оп.1, д. 557

Практически на каждом пленуме 1936 – 1939 гг. кто–то исключался из членов партии и выводился из членов пленума.

Насколько это, было правомерно, можно судить из примеров, приведенных на февральском 1938 г. пленуме обкома партии.

Поводом к созыву этого пленума послужил состоявшийся в январе 1938 г. Пленум ЦК ВКП (б), на который был вынесен вопрос «Об общих ошибках парторганизаций при исключении коммунистов из партии, о формально бюрократическом отношении к апелляциям исключенных из ВКП (б) и о мерах по устранению этих недостатков». На пленуме был дан неплохой анализ проведенной работы областной партийной организации за этот период.

Так, в своем выступлении первый секретарь ОК ВКП (б) З.Б. Хаймс сказал: «Наша партия в 1937 году проделала исключительную работу по очистке партии от врагов народа, от троцкистов, бухаринцев, буржуазных националистов, шпионов, от изменников нашей Родины. В этом заключается огромное значение истекшего года, который был годом подлинного разгрома над врагами народа, годом глубочайшей раскорчевки всех вражеских корней, на что была мобилизована наша партия решением февральского пленума ЦК ВКП (б), историческим докладом тов. Сталина на этом пленуме. На январском пленуме ЦК партии тов. Л.М. Коганович сказал, что 1937 год войдет в историю нашей партии, как год выкорчевывания врагов народа, как год разгрома над всеми предателями нашей партии и нашей Родины. И в этом, надо сказать, заключается историческое значение 1937 года, в котором Красноярская, а значит и Хакасская парторганизация, как и вся наша партия, проделала огромную работу по очищению партийных рядов от вражеских элементов.

В нашей области вскрыта троцкистско – бухаринская банда Сизых, Гусарова, Абрамсон и др. ….».*
* ФЦГАРХ, ф.2,оп.1, д.557

На этом пленуме впервые было сказано «о грубейших нарушениях, извращениях» в отношении отдельных коммунистов и названо число исключенных из партии.

Сколько же их было «отдельных»?

Это мы узнаем из продолжения выступления: «В Хакасской парторганизации в 1937 году исключено до 300 человек. В этом числе исключено много действительных врагов народа, которые арестованы органами НКВД и признались в своей враждебной деятельности. (А разве был другой выбор?)
Кроме того, среди исключенных есть такие люди, которые, хотя и не являются врагами народа, но исключены правильно за разные антипартийные проступки». **
** ФЦГАРХ, ф.2,оп.1, д.557

Просматривая именные списки коммунистов, исключенных из партии, я сделала отдельные подсчеты. Так, из 253 исключенных из членов партии по Хакасской организации на 15.12.37 по политическим мотивам, и как враги народа исключены 200 человек.

А вот и самобичевание, продолжаю цитировать выступление З.Б. Хаймс:  «Но, товарищи, у нас много исключено из партии было и честных людей, которых троцкистско – бухаринские мерзавцы исключали, как врагов народа, для того, чтобы их обозлить и настроить против нашей партии. В общем, я хочу сказать, что у нас тоже довольно много коммунистов получило ярлыки врагов народа и вредителей, хотя оснований в аресте их у НКВД ни каких не имелось и пока что не имеется. Мы, например, за последние 3 месяца рассмотрели 100 апелляционных дел…, восстановили в партии 24 человека. Это надо сказать, солидный процент, если учесть, что из 100 рассмотренных дел по 30 делам люди арестованы как враги народа».*
* ФЦГАРХ, ф.2,оп.1, д.557

Читаешь выступления коммунистов на пленумах в разницу за один год и, какие разительные перемены. Тот, кто был назван в начале 37-го «бдительными» в феврале 38-го - «лжебдительными крикунами, карьеристами, перестраховщиками» и вырисовывается новая задача - борьба с коммунистами – «карьеристами и самостраховщиками».

«У нас есть такие члены партии, - продолжает свое выступление секретарь обкома партии, - которые думают, что чем больше они пишут заявлений, тем значительнее будут их заслуги».

Далее он приводит массу примеров, когда коммунисты исключались без серьезных разбирательств, по отдельным наговорам и просто так, кому-то захотелось, кто-то кому-то не понравился, кто-то кого-то критиковал. Вот несколько из них.

Заместитель председателя облисполкома, обращаясь к секретарю обкома партии, говорит о председателе колхоза «Изых», орденоносце Каблукове: «Он должен быть обязательно кулаком».

А доводы просты: «Товарищ! Я брянский и Каблуков брянский, а у нас все брянские Каблуковы кулаки».

По его же инициативе исключен из партии Смоляков, как колчаковец. Его исключили за то, что в 1919 г. он был избит колчаковцами, посажен в тюрьму, затем ему удалось из тюрьмы освободиться. Это ему и показалось странным и подозрительным: «Как так – избит, посажен, но не расстрелян».

Были и другие причины исключения из партии. Например, С.К Микачев, электромонтер Саралинской гидростанции, исключен и снят с работы за то, что у него нашли журнал «Заря» за 1913 г. и газету «Рабочее дело» за 1917 г., объявив, что он вел контрреволюционную пропаганду. А его фраза: «Хорошо будет, когда не будет армий, так как все будут заниматься

А вот еще пример из 1938 г.

Таштыпский райком партии исключил члена партии, объявив его «аферистом, картежником, самогонщиком, грабителем хакасов, покровителем врагов народа, пьяницу и бытового разложенца».

Когда докладчик обратился к первому секретарю райкома, потребовав доказательств, тот дословно сказал: «Надо сознаться, что мы его … исключили из партии без проверки поступивших на него материалов». Ради справедливости надо добавить его фразу, сказанную уже в конце пленума: «Его следовало бы исключить за пьянство, но ему для крепости написали неправильные обвинения».

В Таштыпском районе из 218 коммунистов на 18.02.38 исключен 71 коммунист, из них - 41 % арестованы, 10 – под судом и следствием.

Больше - Сейский сельсовет Таштыпского района пошел дальше, он «всех учителей объявил врагами народа».

В Боградском районе исключили из партии райздравотделом, как пособника врага народа, за то, что жена объявленного врага народа оставила у них во дворе ящик с гусями и дружила с женою расстрелянного врага народа.

Не лучше обстояло и с комсомольцами. Доходило до абсурда. В этом же районе незаконно исключают из комсомола Лебедева, а вместе с ним его жену, которую «обвинили в связях со своим мужем, а так как она этого факта опровергнуть не сумела», то лишилась комсомольского билета.

В Озерном совхозе дело дошло до повального взаимного недоверия, каждый коммунист видел в другом (коммунисте) врага народа. В результате все были исключены из партии, а директор совхоза всех уволил с работы.

В Саралинском (ныне Орджоникидзевский) районе зав. учетом завела «книгу сигналов на членов партии», в которой было зарегистрировано 100 сигналов. Каково???

Все учителя Саралинской школы были объявлены врагами народа и отстранены от работы, школа 10 дней не работала. При проверке фактов все оказалось «вражеской клеветой».

В Бейском районе был коммунист, который представлял списки в райком партии пачками, в каждом из них наветы не менее чем на 15 человек.

За полгода в этом районе по данным секретаря крайкома партии, который выступил на этом пленуме, было исключено 25 человек, а в Таштыпском -20.
В Аскизском районе из 80 коммунистов исключено из партии 32 человека, практически половина.
* ФЦГАРХ, ф.2,оп.1, д.557

В Усть - Абаканском районе исключено 97 коммунистов.*
*ФЦГАРХ, ф.2,оп.1, д. 557

28 – 31 мая 1938 г. состоялась четвертая Хакасская областная партийная конференция, где был заслушан отчет обкома партии за 1934-1938гг.**
**ФЦГАРХ, ф.2,оп.1, д. 555

Большая часть доклада была направлена на работу обкома партии по выполнению февральского пленума ЦК ВКП (б) и выступлению на этом пленуме И.В. Сталина по борьбе с врагами народа и исправлению допущенных ошибок.

И вновь обращаюсь к цифрам, которые были приведены в выступлении первого секретаря обкома партии на данной конференции.

За период обмена документов с 1934 по 1936 гг. было исключено из партии 44 человека, а после обмена с 1937 по май 1938 гг. – 405 человек, из них: «…за связь с врагами народа и покровительство – 114 человек, как враги народа, буржуазные националисты - 86, как правые - 12, скрытие кулацкого происхождения - 27, участники контрреволюционных троцкистских группировок - 32, протаскивание контрреволюционной контрабанды - 7».

И вновь факты необоснованного исключения из партии, которые были обнародованы уже на конференции.

Так, сменный мастер рудника Знаменитый, стахановец С.Н. Арефьев (Ширинский район) был исключен из партии, только за то, что он занял 200 руб. у своего соседа, которого позднее объявили кулаком.

И.Л. Фатьянов, работая начальником транспорта Балыксинского приискового управления, был исключен из партии, не имея на то никаких оснований, «как участник вредительской организации Балыксинских приисков».

После январского пленума ЦК ВКП (б) 1938 г. уже на 20.01.38 в обком партии было подано 153 апелляции из них 49 - восстановлено в партии.***
*** ФЦГАРХ, ф.2, оп.1, д.555

В филиале Центрального государственного архива Республики Хакасия сохранены поименные списки коммунистов, исключенных из партии, датированные 1938 г. с указанием причины исключения.****
**** ФЦГАРХ, ф.2, оп.1, д.589

Таковы неполные итоги, так как репрессии продолжались и снова исключались из партии ни в чем неповинные люди. За рамками этой статьи остались многие факты из жизни репрессированных коммунистов, которые требуют дополнительного и более тщательного изучения архивных документов.

В.В. Цыбина
Председатель комитета по делам архивов
при Правительстве Республики Хакасия


Оглавление