Мы были и есть граждане финской национальности, насильственно вывезенные из родных мест. Мы и наши родители, деды и прадеды родились на земле Ленинградской области Ломоносовского р-на, дер. старые Калище. Высланы сталинским режимом в Сибирь, в Хакасию. Сопровождающий нас комендант по списку сдал на спецучет в Копьево Орджоникидзевского р-на. Здесь мы дважды в месяц ходили отмечаться в комендатуру. В паспорте был поставлен штамп о строгой обязательной отметке.
Страшно и стыдно было нам жить с клеймом фашиста.
24 марта 1942 года пришли к нам представители военной комендатуры, которые сказали, чтобы к утру были готовы и вас, финнов, вывезут неизвестно куда. Установили норму вывоза багажа на каждого человека в виде продуктов или одежды весом 8 кг.
Идет война, рвутся бомбы и снаряды, голод и выселение с родных мест – все это повергло нас в ужасное горе. Всю ночь провели в слезах.
Утром подали машины для всех финнов. Нашу семью: отца, мать, двух братьев и нас, двух сестер, под охраной на автомашинах повезли по Ладожскому озеру.
Невозможно представить, как мы пересекли озеро. Всюду рвались снаряды, некоторые снаряды попадали в машины, которые вместе с людьми тонули в озере. Наша машина уцелела. После переезда озера нас погрузили в телячьи вагоны и повезли на восток, в Сибирь. Везли нас больше одного месяца. 28 апреля 1942 г. выгрузили нас на ст. Копьево. Условия жизни на спецпоселении были тяжелые, голодные и холодные.
Но мы духом не падали. На работу определили в леспромхоз на сплав леса. Работали хорошо. Руководители Копьевского леспромхоза нас уважали за добросовестный труд, но поощрять им было запрещено, т.к. мы были ссыльными. Отец умер в 1964 году, так и не дождавшись разрешения поехать обратно на родину. Братья в 1982 году (через 40 лет) уехали обратно. Их долго не прописывали. Помог мэр Ленинграда. Многие финны после войны без расчета и документов уезжали обратно домой. Их сразу выгоняли и заставляли покинуть родные места. Вынуждены были уехать в Эстонию или Карелию, где их жалели и давали местожительство.
Мы остались жить в Хакасии, ждем, когда государство – виновник наших несчастий, повезет обратно в пассажирских вагонах, как увозили на родину калмыков. Нас в Орджоникидзевском районе проживают где-то 20 человек финнской национальности.
Мы получили свидетельства о жертвах репрессий. Имеем кое-какие льготы. Спасибо Вам, Николай Степанович, что вспомнили о нас.
Азабовик О.Н.,
Азабовик В.Н., инвалид по зрению
Управление Министерства
безопасности по Санкт-
Петербургу от 24.03.93
СПРАВКА
о снятии ограничения
Выдана Ризо Валентине Николаевне, 1932 г. р., в том, что 31 марта 1942 г. на основании решения военного совета Ленинградского фронта № 00713 от 11 марта 1942 г. и в связи с обстоятельствами военного времени была эвакуирована из Ленинграда.
На основании Указа Президиума Верховного Совета СССР от 3 сентября 1972 года ограничения в связи с принудительной эвакуацией с Ризо Валентины Николаевны сняты.
Подпись