№ 2162 г. Абакан 12 сентября 1956 г.
Сов. секретно
В Управление КГБ по Хакасской автономной области все больше и больше поступает данных о стремлении немцев на жительство в Западную Германию.
Отдельные лица ведут агитацию за выезд за границу и вместе с этим распространяют мнение о якобы более обеспеченной материальной жизни и более высокой культуре в буржуазной Европе. Такое мнение распространяется через переписку с родственниками, проживающими за границей, или знакомыми, выехавшими из СССР в Западную Германию.
Так, например, выехавший в декабре 1955 года в Западную Германию из Хакасского совхоза Зейгис Вальтер, сын Адамаса из г. Вюртенберга, пишет своей знакомой девушке – литовке, Яшельските Ядвиге, в Хакасский овцесовхоз о своих впечатлениях при приезде в Германию:
«...Приехала машина с разными товарами – не сравнить здесь с нашими городами.
Были такие товары, что у нас никогда не видели. Цены не сравнить с русскими...
Что только сердце пожелало. Ехали в автобусе до Магдебурга, как только выехали в запретную зону, пришли со всякими подарками – шоколад, папиросы, вино, всех надарили... пожелания, пожатие рук... Неописуемое поздравление от имени Красного Креста с цветами, с горячими закусками в ресторане. Не можете вы представить.
После этого поехали до лагеря Фридлано. Здесь опять Красный Крест встретил тепло и сердечно. В комнаты пришли служащие церкви с подарками, пригласили на обедню. Ксендз отслужил обедню, благословил возвращенцев. У каждого сердце было взволновано. Не могу даже подробно все описать...»
В последующих письмах он также восторженно описывает свои впечатления, что якобы всем возвращенцам предоставили право путешествовать по Германии, отправляют на курорты и выделяют большие денежные суммы на приобретение хозяйства, одежды и др. предметов домашнего обихода.
Характерно, что Зейгис Вальтер и др. немцы, выехавшие из этого совхоза, пишут многим лицам письма аналогичного содержания, и они оказывают вредное влияние на других лиц, подогревают желания и стремления выехать из Советского Союза; распространяют такое вредное воззрение, что якобы в капиталистических странах лучше и легче живется. Кроме того, авторы обращаются с просьбой собрать сведения о лицах, желающих выехать за границу, и по определенной форме выслать сведения туда для последующего оформления.
В результате такого воздействия подобной переписки, которая может быть организована не без влияния западно-германских заинтересованных органов, среди спецпереселенцев сильно распространяется желание изменить Родине, покинуть Советский Союз и изыскать предлог и повод к возбуждению ходатайства за выезд в Германию.
В Хакасском совхозе такая агитация получила особенно широкое распространение среди немцев, выселенных вместе с кулаками – литовцами из бывшей Мемельской области. 20 человек уже включено в списки, предъявленные в Министерство иностранных дел СССР Правительством Федеративной Республики Германия.
Активную агитацию путем распространения содержания переписки ведет немка Клингбайл Мета и ее сыновья.
Возбуждают ходатайство за выезд в Германию не только мемельские немцы, но и немцы, ранее проживавшие в Одесской области, в Поволжье и других городах СССР, которые никогда не были подданными Германии, а всегда являлись и являются гражданами СССР.
Такую деятельность ведет в Черногорске Зильберт Маргарита. Она связана с немцами, проживающими в Хакасском овцесовхозе и Томской области. Туда с каким-то нарочным переправлен список для передачи его в посольство ФРГ в г. Москве.
В Орджоникидзевском районе особенно усердствует Сатин Георгий Владимирович, 1911 года рождения, уроженец Тамбовской области, с 1922 года проживал в Германии как эмигрант.
Есть данные о том, что им собраны сведения о девяти тысячах немцев и через переписку он эти данные сообщает за границу. Его родственниками предпринимаются меры к выезду Сатина за границу.
В пос. Дзержинском Усть-Абаканского района среди немцев такую разложенческую работу возглавила Мауль Ида Ивановна, 1931 года рождения, немка, домохозяйка.
Она в июле 1956 года выезжала в Москву, в посольство ФРГ, где встречалась с одним из сотрудников посольства, передала ему списки и получила якобы формы анкет для заполнения на желающих покинуть СССР. Несколько человек одесских немцев Мауль уже склонила на свою сторону, а немец Гольман М.М., 1927 года рождения, в беседе заявил оперработнику: «Если бы разрешили, то из Советского Союза уехали бы в Германию тысячи немцев».
Вышеизложенные факты говорят о том, что часть немцев, а также литовцев, эстонцев и других категорий, попадают под влияние таких «агитаторов», которые ратуют за выезд в капиталистические страны и склоняют людей физически к измене Родине, довольно успешно распространяют вредную идеологию о якобы имеющихся преимуществах капиталистической системы перед социалистической.
Наряду с агентурной разработкой, считаем необходимым усилить идеологическую работу среди немцев и других категорий спецпереселенцев, воспитывать у них чувство любви к Родине, чувство гордости за ее успехи, чувство высокого патриотизма.
Приобщить к этой работе партийные, комсомольские, профсоюзные органы, печать и наглядную агитацию. Наступлением общественности парализовать деятельность «агитаторов» за выезд за границу...
Настоящее сообщаю в Ваше распоряжение
Начальник УКГБ при СМ СССР по
Хакасской автономной области майор Забатурин
ОДНИГА РХ, ф.2, oп.1, д.2297, лл.14-18. Подлинник. Машинопись.