Новости
О сайте
Часто задавамые вопросы
Мартиролог
Аресты, осуждения
Лагеря Красноярского края
Ссылка
Документы
Реабилитация
Наша работа
Поиск
English  Deutsch

Докладная записка отдела УКГБ при СМ СССР по Красноярскому краю в Хакасской автономной области первому секретарю Хакасского обкома КПСС Данковцеву А.Г. «О немцах-автономистах в Хакасской автономной области» № 14-9-564 г.

Абакан 24 апреля 1964 г.
Секретно

В Хакасской автономной области проживают и активно действуют два немца-автономиста. Это Кайзер Генрих Филиппович, 1901 года рождения, и Шесслер Фридрих Георгиевич, 1902 года рождения. Оба пенсионеры. Продолжительное время они занимаются организационной деятельностью и идеологической подготовкой немцев из бывшей республики немцев Поволжья для активных дел за «реабилитацию» волжских немцев, за восстановление на Волге немецкой автономии.

Как видно из переписки, да и сами лично они поддерживают предложения немки Хромовой Терезии Христиановны, проживающей в г. Фрунзе, Хромова первая предложила послать из немцев делегацию в ЦК КПСС и др. правительственные органы и любыми средствами добиваться своего.

Так, в письме Кайзеру Г.Ф. Юстус Александр Давыдович, проживающий в Новосибирской области, 13 сентября 1963 года писал:

«...Идею послать делегацию представителей в Москву и стучать в двери ЦК, пока не откроют (даже капли подтачивают камень), я нахожу правильной и своевременной, к 200-летнему юбилею как раз подходит и будет уместна...

Но эта акция должна быть хорошо подготовлена, продумана. Запланированная делегация должна привезти с собой в Москву не меньше, чем несколько тысяч подписей от немцев различных возрастов, профессий и положений...

...Безусловно, прежде чем ехать в Москву, делегаты где-то должны собраться (в июле или августе 1964 года) с тем, чтобы выработать единые требования, переговорить по важнейшим пунктам программы, чтобы выступить как один человек. Сначала должна быть осуществлена программа минимум – изменение Указа от 28 августа 1941 года.

Это должно быть основным вопросом делегации.

Только после этого должен быть сделан второй шаг – наша программа максимум: восстановление автономии республики немцев Поволжья, а не реабилитация немцев в отдельности, т.к. это требование времени, и тогда возникнут многие проблемы и вопросы, на которые члены делегации должны отвечать сами. Поэтому-то они и должны перед поездкой собраться, чтобы обсудить все вопросы (может быть, в январе 1964 года).

...Как нам привлечь на свою сторону в нашем деле таких людей, как проф. Дульсон, врач Гергенредер, пианист Келер...

...Как можем мы нашему движению создать широкую базу, особенно среди молодежи, при обстоятельствах распыления и отсутствия единой национальной газеты? Я конкретно предлагаю следующее:

1. Инициативная группа должна собраться 6 января 1964 года в Красноярске или Барнауле (последний срок 1 июля 1964 года).

2. Просить Гольмана обратиться с воззванием от имени инициативной группы к Клейну, Бекеру и т.д. с тем, чтобы они присоединились к нашему делу.

3. Составить уже теперь список немцев (с адресами), которые стоят за восстановление или образование немецкой республики (с данными профессии, возраста, места работы, принадлежность к партии)...

Врач Гергенредер Федор Александрович проживает в г. Абакане, заведует хирургическим отделением областной больницы, весьма авторитетный и популярный хирург. Его авторитет и известность автономисты хотят использовать в своих целях.

Кайзер и Шесслер ведут оживленную переписку со своими связями –единомышленниками, не менее активными автономистами. Из переписки видна их преданность начатому делу.

Например: Фукс, проживающий в г. Красноярске, в письме Шесслеру 3 ноября 1963 года писал:

«С нашей делегацией ничего не вышло в прошлое лето. По поручению Гольмана я послал телеграмму Юстусу...

В своем последнем письме к Гольману он (Юстус) писал, что сейчас нужно готовиться к созданию делегации для следующего лета, к 200-летнему юбилею переселения немцев на Волгу. Но делегаты прежде должны собраться или 6 января 1964 года, или в июне следующего года, чтобы выработать единую программу требований. Потом должны быть собраны тысячи подписей от старых и малых. Юстус ставит вопрос об автономии, но мне кажется, что это преждевременно, и боюсь, что тогда ничего не выйдет.

В первую очередь мы должны поставить вопрос о ликвидации Указов. А те, которые переселятся туда, могут, смотря по обстоятельствам, ставить вопрос об автономии.

Тогда бы специальное совещание комиссии было бы не обязательно. Это можно было бы сделать письменно и собраться одновременно в Москве. Собирать комиссию где-либо без разрешения нельзя, а оно вряд ли будет дано.

Намеревались от каждой республики и области, где много немцев, послать по 2 человека, а это немало. Сейчас уже нужно энергичнее укреплять связи и принимать меры.

Как ваше мнение?!»...

Шесслер в своем письме Кельн Рейнгарду Рейнгардовичу, проживающему в г. Крымске Краснодарского края, 3 декабря 1963 года писал:

«...За это время собралось много, причем такого, на что нельзя промолчать, и придется опять открывать рот и напомнить ЦК, что мы, немцы с Волги, все еще ссыльные и ждем решения, которые должны дать сверху. Я с тобой согласен, что, как Вы на юге, так и мы в Сибири, ничего не сможем решить одни, если массы не примут участие в нашей реабилитации...

...Я писал Юстусу и Гольману в отношении делегации и предлагал проводить работу среди волжских немцев, чтобы собрать те тысячи подписей, которыми будет вооружена делегация и отправится прямо к Хрущеву...

...Я такого мнения, что только делегация может разрешить наш вопрос, все остальное только бумага...

...Возможно, что нашу делегацию сразу не примут – тогда нужно из одной двери идти в другую. Ясно одно, что наши письма не действуют, хотя и написаны хорошо.

А что касается «НЛ» («Нойес Лебен»), как ты пишешь, которая нас только смешит, то ты прав, т.к. я давно уже убежден, что это просто политическая проститутка, которая усиленно работает против нас».

«Автономисты» не только обсуждают план посылки делегации, но и предпринимают в этом направлении практические меры. По сообщению 2-го Управления КГБ при СМ Казахской ССР в с. Иссык Энбекши Казахского района, в сентябре 1963 года приезжала немка Рудольф Ирма Александровна, проживающая в гор. Абакане, и проводила среди немцев работу по разжиганию автономистских настроений, занималась сбором подписей под обращением к Советскому правительству с ходатайством о восстановлении немецкой автономной республики.

После возвращения Рудольф Ирмы Александровны в Абакан от Шесслера проследовал документ в адрес Шмидта Ивана Ивановича, проживающего в с. Иссык Энбекши Казахского района Казахской ССР (25.X – 1963 года), в котором он писал:

«...работа по нашему делу ведется дальше несколькими нашими автономистами.

Сейчас дело идет о том, чтобы составить делегацию из представителей каждой области и сделать первую попытку послать делегацию в Москву в ЦК и Президиум Верховного Совета. Это будет нелегко, потому что в ЦК еще в 1957 году был решен вопрос окончательно о нашей постоянной ссылке, поэтому сейчас надо будет приложить много труда, желания, бесстрашия для того, чтобы вернуться к пересмотру нашего дела как в ЦК, так и в правительственных органах...

...Наши товарищи в Красноярске, Новосибирске, Омске, Волгограде, где живут многие немцы, проводят сейчас среди волжских немцев подготовительную работу с целью массового обращения к правительству и отбору надежных людей для состава делегации. Но это должно быть проведено с величайшей осторожностью, чтобы избежать неприятностей...».

Рудольф Ирма Александровна, 1923 года рождения, уроженка с. Штрауб Кукусского района Саратовской области, немка, работает рабочей на Абаканском мясокомбинате, проживает в городе Абакане, проспект Ленина, 43, кв. 13, характеризуется положительно.

На наш запрос уполномоченный УКГБ по Волгоградской области в гор. Жирновске, где проживают связи Шесслера и Кайзера, Борниман Константин Карлович и Гюнтер Иосиф Иосифович, ответил, что Гюнтер предпринимал меры к передаче в правительственные органы ФРГ письма с жалобой на положение немцев в СССР и просьбой поставить этот вопрос в ООН о предоставлении советским немцам автономии или дачи разрешения на выезд за границу, предпринимал попытку выезда в Москву для посещения посольства, изучал возможности направления документа Западно-Германскому правительству через подставные лица.

Юстус А.Д. 6 ноября 1963 года, поздравляя Шесслера с праздником 46-й годовщины Октября, писал:

«Наши земляки все же восстанут ото сна и преодолеют в себе чувство неуверенности. Об этом говорят многие факты. Будем и дальше проводить нашу работу по привлечению людей к нашему делу. Не забывай: боги пролили много потов, прежде чем достигли большого успеха. Мир никогда не видел нас, волжских немцев, в роли разрушителей, а только в роли созидателей».

Он же, поздравляя Шесслера с новым 1964 годом, писал:

«...Мы должны бороться всеми силами, даже последними средствами за легализацию нашего народа...»

Решимость «автономистов» и предосторожности могут привести их к нежелательным действиям, подобным тем, к каким пытался прибегнуть Гюнтер, т.е. к обращению в инопредставительства или другим противоправным мерам.

Кайзер допускает резкие националистические высказывания. Одному из наших источников в декабре месяце 1963 года он говорил:

«Он пишет только о проклятых немцах, которых каждый русский может обидеть.

Немец ничуть не хуже великого русского брата, на тысячу немцев найдешь одного  паршивца, а на сотню русских – десятки хулиганов, воров, спекулянтов и прочей нечисти».

Шесслер 3 декабря 1963 года в адрес Кельн Рейнгарда Рейнгардовича, проживающего в Красноярском крае, писал:

«...Могу тебе сообщить, что в отношении моих писем Фурцевой и Союзу советских писателей о романах Коптяевой «Дружба» и Ардамасского «Сатурн почти не виден» меня вызывали в Управление госбезопасности и хотели меня напугать, но им это не удалось. Я на это написал в ЦК».

Своим связям в гор. Абакане Шесслер заявил, что он по хлебному вопросу написал письмо в ЦК партии и в обком КПСС и его якобы вызывали в областной комитет партии для беседы.

Однако Шесслера в отдел УКГБ не вызывали и с ним не беседовали. Как будто бы его не вызывали и в обком КПСС и никаких разговоров с ним не вели. Совершенно непонятно, из каких побуждений он дезинформирует своих единомышленников.

Вышеизложенное сообщаем на Ваше распоряжение.

Начальник отдела УКГБ при СМ
СССР по Красноярскому краю в
Хакасской автономной области
подполковник Забатурин

ОДНИГА РХ, ф.2, oп.1, д.3017, лл.33-37. Подлинник. Машинопись.