Докладная записка о судебном процессе в Курагино
СЕКРЕТАРЮ КРАСНОЯРСКОГО КРАЙКОМА ВКП(б)
Тов. СОБОЛЕВУ
ДОКЛАДНАЯ ЗАПИСКА
/По вопросу о судебном процессе
над контр-революционной
организацией правых вредителей в
Курагинском районе./.
Произведенным расследованием органами НКВД и Краевой прокуратурой по делу о вредительской деятельности к-р правых в Курагинском районе, а также проведенным гласным судебным процессом в селе Курагино – 18-22 сентября 1937 года установлено: что к-р организация начала формироваться в 1935 году с приездом в район первого секретаря РК ИВАНОВА М., второго секретаря ИВАНОВА А., Предрика Высокос, зам. ПредРИКа – КОЗЛОВА.
Указанные враги народа осуществляли в Курагинском районе свою практическую к-р деятельность на протяжении 1935, 1936 и начало 1937 г.г. Эта шайка врагов народа ставила своей задачей:
1/ Вербовку новых членов к-р организации правых,
2/ насаждение в колхозы и сельсоветы “своих людей” из числа кулацких враждебных и белогвардейских элементов.
3/ Развал колхозов и подрыв материального благосостояния колхозов и колхозников, путем резкого снижения урожайности и уменьшения доходности колхозников.
4/ Вызвать недовольство со стороны колхозников Советской властью и партией.
5/ Подготовку, таким образом, ослабление мощи и крепости советского государства, на случай возможного столкновения ССР с иностранной капиталистической интервенцией.
Перечисленные задачи к-р организация правых целиком подтверждены не только судебным процессом в их практической деятельности, но эти задачи сформулировали также на следствие и на суде сами члены к-р организации ИВАНОВ А., и КОЗЛОВ А.
Как установлено следствием и показаниями обвиняемых к-р организация была организована ИВАНОВЫМ М. в данное время арестованным и ВЫСОКОСОМ. Обвиняемый ИВАНОВ А. подтвердил, что он был завербован первым секретарем Ивановым М., а обвиняемый КОЗЛОВ показал, что он был завербован бывшим ПредРИКа Высокосом. Оба они как Иванов М., так и Высокос – были связаны с бывш. Краевым руководством, в частности с врагом народа Акулинушкиным, так например, обвиняемый по этому делу Козлов подтвердил, что он был впервые завербован в к-р организацию врагом народа Саломатовым еще в 1930 году и дальше в своем показании говорит:
“Я возобновил свою к-р деятельность в Курагино по приезде в район Высокоса, которым и был завербован в к-р организацию правых. Высокос рассказал мне, что он завербован к-р организацию правых и послан Краевым руководством правых в Курагино для развертывания к-р деятельности”.
Таким образом, к-р организация правых в Курагинском районе возглавлялась Ивановым М. Высокосом, Ивановым А. и Козловым и дополнительно в ее состав входил бывший райпрокурор Лагздин и ряд др. лиц, разоблаченных на судебном процессе: директор МТС Науменко, бывш. управляющий Райотделения банка – Чухонцев, бывш. директор молмясо совхоза – Куликов и некоторые другие.
Для своих вредительских целей враги народа Александр Иванов, Высокос, Козлов и др. использовали все средства, имеющиеся в их распоряжении, связанные с их руководящим положением партийном и советском аппарате и для эффективной к-р деятельности по разрушению сельского хозяйства и колхозов района вредители широко насаждали своих людей.
Так в марте мес. 1936 года Александр Иванов с согласия Иванова М. выдвинул в качестве председателя колхоза “Трудовой крестьянин” вопреки воли колхозников Чудинова Г.А. несмотря на то, что Чудинов, уже дважды был осужден на превышение власти по ст.110 УК и за к-р вредительства по ст.58-7 и II УК. На замечания Чудинова Иванову о том, что он судился дважды Иванов ответил ему, что это ему известно.
Таким образом, Чудинов оказался председателем колхоза “Трудовой крестьянин” и по заданию к-р организации разваливал колхоз. За один только год “его деятельности” с марта 1936 г. по март 1937 г. он довел до падежа свыше 500 голов скота, оставил под снегом 255 га хлеба от урожая 1936 года, добился недосева в колхозе 181 га. Кроме этого, Чудинов провел ряд вредительских мероприятий по обработке земли, бороньба в один след, высевал заниженную норму высева, преподанную Высокосом.
Несмотря на сигналы колхозников, вредители не только не принимать мер против Чудинова, а наоборот он восхвалялся как лучший предколхоза, а разоблачавшие его предавались суду и исключались из колхоза. (колхозник Коловский, Деркин и др.).
В результате вредительской деятельности Чудинова вышло из колхоза за период его работы 38 дворов. Он своей наглостью дошел до такой степени, что в разговоре с зам. предколхоза МЕНШОВЫМ предложил последнему забрать колхозную кассу, пустить колхоз на чистую воду и бежать. Меншов так передал слова Чудинова:
“У тебя Меншов колхозная касса, у меня колхозная печать, подготовим себе документы, пододенимся как следует, возьмем из кассы деньги да и в разные стороны. Выведем колхозы на чистую воду”.
Свидетели колхозники из колхоза “Трудовой крестьянин” заявляли на суде, что после ареста Чудинова дела в колхозе пошли лучше и некоторые ушедшие колхозники возвращаются обратно.
В колхозе “Демьян Бедный” председателем был бандит ХОХЛОВ. Хохлов происходит из кулацкой зажиточной семьи, родственники раскулаченные и высланные. На протяжении 1935-36 года Хохлов буквально терроризировал колхозников, подвергая их избиению, арестам и изъятию имущества.
1/. В конце 1935 года Хохлов арестовал больную колхозницу Симакову и посадил ее в чулан, отобрал у нее вещи: одеяло, подушки, швейную машину и проч. После ареста на собрании называл Симакову кулачкой без всякого на то основания.
2/. В августе 1936 г. Хохлов избил в конторе колхоза колхозника Осипова, искалечил ему руку.
3/. Летом 1936 года Хохлов избил беременную колхознику Шуравину, которая после побоев родила мертвого ребенка.
4/. В июле 1934 года избил колхознику Медведеву Александру, арестовывал ее и отправлял в с/сельсовет.
От произвола Хохлова 19-ти летняя девушка бросила семью и выехала неизвестно куда.
5/. Колхозницу МАТРЕНУ КОМАРОВУ под страхом ареста Хохлов заставил итти работать накануне родов и она не успела с поля прибежать домой на пороге своей избы родила.
6/. Хохловым избиты также в разное время 60-ти летняя старуха Комарова, Комаров Егор, Комаров Федот, Шевелев и др.
На территории Н-Быстрянского с/совета, где работал Хохлов долго орудовал в подобных же формах его друг предсельсовета НЕСТЕРОВ, осужденный ранее нарсудом за избиение граждан на ПЯТЬ лет. Указанные бандиты посылались районным руководством как передовые люди на краевой слет ударников.
Население жаловалось райпрокурору Лагздину, но последний заведя уголовное дело против Хохлова прекратил его в декабре 1936 года ненайдя состава преступления.
В Курагинском молмясосовхозе работал директором некто КУЛИКОВ, он вредитель довел за одну зиму по заданию к-р организации правых до падежа 2500 голов скота и когда его разоблачили как вредителя и сняли с работы, то Иванов А. и Высокос возбудили ходатайство перед врагом народа ГОЛЮДОВЫМ поставили его в районе зав. животноводческим сектором райЗО где он также проводил к-р работу по уничтожению животноводства уже в районном масштабе.
Некто АРТЕМЬЕВ в прошлом активный Колчаковец, был поставлен председателем колхоза “Комбайн”, где он быстро развалил колхоз. Оставил большое количество хлеба под снегом, без хлеба и без семян, когда Артемьев выполнил свою вредительскую задачу его быстро послали в другой колхоз “Спартак”, но там его колхозники не приняли, тогда Козлов по прямой директиве Высокоса проводит его председателем Сидоровского с/совета. В тоже время председателем “Колхоза Комбаин” был избран лучший, честный колхозник – КУВИН Андрей, который начал приводить хозяйство колхоза в порядок и разоблачать вредителей. Враги народа Козлов, Артемьев и др. не давая ему слова на собрании называли его путанником, бездельником, начали его травить и он Кувин невыдержав травли 24-го апреля 1937 года покончил жизнь самоубийством, оставил после своей смерти письмо разоблачающее вредительство врагов народа.
“Я КУВИН жил 40 лет считаю что жил я очень справедливо, а сегодня становят мошенником люди, которые покончили колхоз “Комбаин”. В этом же письме Кувин излагает свои напрасные обращения за помощь к районным работника. “Теперь ездят районные работники Козлов, все отчеты требуют, а почему то не помогают, и лишь ругают председателя, а не так помоч или наставить на путь как работать. Был в РайЗО с годовым отчетом, так как собаки служащие ни к кому нельзя подойти и спросить и с тобой говорить не хочут, поэтому жить нельзя малограмотному. Троцкистов много в Курагино и по деревням очень много врагов народа”.
Обо всей наглой травле и причинах смерти Кувина было известно Иванову, Высокосу, прокурору Лагздину, но главный виновник его смерти Козлов и Артемьев не были привлечены к суду.
В селе Мурино в семи километрах от районного центра было проведено по заданию сына кулака и колчаковца Лукьянова, работавшего в тот момент управляющим Заготконторой Райпотребсоюза байкатирование 12-ти колхозных дворов, которым не продавались самые необходимые товары – соль, керосин, спички только за то, что они сдали кожи от забитого скота не сельпо, а Заготкож. Лукьянов через обвиняемого Черепанова также в к-р в целях использовал государственную торговлю хлебом для заготовки шкурок сусликов.
В марте мес. 1936 года по прямой установке Иванова М. и Высокоса был ликвидирован колхоз “Крестьянин” в селе Курагино под видом слияния его с колхозом “Коминтерн”.
Колхозники колхоза “Крестьянин” решительно возражали против подобного слияния, несмотря на это президиум РИКа от 6-го марта 1936 года постановил слить эти колхозы. В то время когда председатель колхоза “Крестьянин” Курагин, находился на лесозаготовках с 17-ю колхозниками имущество колхоза принудительно было забрано и передано колхозу “Коминтерн”. В результате такого насилия над колхозниками из 74 дворов невошло в колхоз “Коминтерн” 38 хозяйств сразу, а вскоре еще вышло 15 дворов и колхоз врагами народа, таким образом, оказался ликвидированным.
На судебном процессе выступавшие свидетели Курагин и рядовые колхозники Иванов, Воронин с горечью рассказали как приехав с лесозаготовок они не нашли своего колхоза и заявили, что если бы их колхоз был восстановлен, все вышедшие вернулись бы в колхоз “Крестьянин” обратно.
В целях понижения урожайности и доходности колхозов враги народа Высокос, Козлов, Иванов, Лагздин и др. провели разрушительную вредительскую работы по следующим вопросам:
Проводя такую к-р работу на явное понижение урожайности в тоже время враги народа завышали искуственно урожайность и за 1936 г. по 13 колхозам перебрано одной натурплаты 12 тысяч центнеров. При проведении хлебозакупа допускалось исключительное администрирование, а в ряде колхозов хлебозакуп проводился до 5-7 раз, с изъятием всего хлеба в том числе семенного и фуражного неговоря уже о продовольственном.
Создав такое неблагополучие экономического состояния колхозов в тоже время на колхозы накладывались не посильные штрафы. В 1936 г. на шесть колхозов было наложено 12 тыс. руб. штрафа за несвоевременную сдачу хлеба. На один лишь колхоз “Коминтерн” было наложено 6 тыс. руб. Подобные незаконные штрафы применялись в массовом порядке и к единоличникам и колхозникам, так за 1935-36 г.г. по двум сельсоветам Имисскому и Грязнухинскому изъято и продано незаконно 42 дома, что категорически воспрещено законом.
В результате общего итога от проведенной вредительской деятельности к-р организация правых в Курагинском районе нанесен колхозам района значительный ущерб.
В связи с этим делом Крайпрокуратурой были переданы суду: 1 бывший 2-й секретарь РК ИВАНОВ А., 2. Бывший предрика – ВЫСОКОС, зампредрика – Козлов, районный прокурор – ЛАГЗДИН, предколхоза “Демьян Бедный” – Хохлов, предколх. “Трудовой крестьянин” Чудинов, пред. Сидоровского сельсовета – Артемьев, управляющий заготконторой райпотребсоюза – Лукьянов, зам. пред.Муринского сельпо – Черепанов. по ст.ст. 58-7, 58-11 УК РСФСР.
Так как Обвиняемые – по делу Иванов М. и Куликов выбыли и скрылись от суда и следствия о них дело выделено и объявлен розыск через органы НКВД. (уже после процесса Иванов М. был арестован).
По этому дело к-р организации правых в Курагинском районе в течении 5 дней с 18-22 сентября с.г. проводился гласный судебный процесс Спецколлегией Красноярского Крайсуда с моим участием в качестве государственного обвинителя.
Все время к этому процессу неослабевало внимание колхозников Курагинского района.
По делу было допрошено 41 свидетель, которые активно помогли суду вскрыть на суде и разоблачить преступников.
Во время хода процесса поступило на мое имя много записок и заявлений с просьбой выявить на суде новые факты вредительства или допросить новых лиц, по делу в качестве свидетелей для разоблачения врагов.
Наряду с этим за время суда поступали от колхозных собраний десятки резолюций с требованием применения к врагам народа расстрела.
После моего выступления и требования к суду о расстреле подсудимых – это требование было поддержано горячими аплодисментами всего зала, речь транслировалась по радио по всем сельсоветам, по проверенным данным РК ВКП(б) слушали речь по радио больше пяти тысяч человек, которые вместе с залом Курагино по всеместно аплодировали требованию расстрела.
Приговор был оглашен также с трансляцией по радио по всему району и был также дружно и горячо поддержан. После окончания суда на площади состоялся митинг, на котором выступали колхозники села Курагино.
Приговором Спецколлегии Крайсуда: - ИВАНОВ А., ВЫСОКОС, ЛАГЗДИН, КОЗЛОВ, ХОХЛОВ, ЧУДИНОВ, АРТЕМЬЕВ, приговорены к расстрелу. ЛУКЬЯНОВ и ЧЕРЕПАНОВ – к 10-ти годам тюремного заключения с поражением в правах на 5-ть лет.
ПРОКУРОР КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ
/Э.ЛЮБАШЕВСКИЙ/
г.Красноярск.
26.IX.37г.
Музей новейшей истории, ф26, оп.1, N 615, л92-98