ПРИКАЗ
№ 172. 2-го апреля 1924 г., гор. Москва.
Положение о правах Объединенного Государственного Политического Управления в части административных высылок, ссылок и заключения в концентрационный лагерь
В целях борьбы с преступной деятельностью лиц, признаваемых в порядке, установленном ниже, социально опасными, Президиум Центрального Исполнительного Комитета Союза ССР постановляет:
1. Предоставить Объединенному Государственному Политическому Управлению право в отношении лиц, признаваемых ими на основании нижеперечисленных признаков социально опасными:
а) высылать таковых из местностей, где они проживают, с запрещением дальнейшего проживания в этих местностях на срок не свыше ТРЕХ лет;
б) высылать таковых из тех же местностей с запрещением проживания, сверх того, в ряде местностей или губерний, согласно списку, устанавливаемому Объединенным ГПУ на тот же срок;
в) высылать с обязательством проживания в определенных местностях по специальному указанию Объединенного ГПУ и обязательным в этих случаях гласным надзором местного Отдела ГПУ на тот же срок;
г) заключать в концентрационный лагерь сроком до ТРЕХ лет;
д) высылать за пределы государственной границы Союза ССР на тот же срок.
2. Вынесение постановлений о высылке возложить на Особое Совещание в составе трех членов Коллегии Объединенного ГПУ по назначению председателя ОГПУ, с обязательным участием Прокурорского надзора, коему предоставить право приостанавливать постановления Совещания при ОГПУ и опротестовывать таковые в Президиум Центрального Исполнительного Комитета Союза ССР.
3. При союзных республиках вынесение постановления возлагается на такие же совещания в составе членов Коллегии ГПУ при союзных республиках под председательством Уполномоченного Объединенного ГПУ, с предоставлением Особому Совещанию при Объединенном ГПУ права пересмотра и изменений любого постановления Особого Совещания ГПУ при союзных республиках.
4. Исключительному ведению Особого Совещания при ОГПУ по высылкам, ссылкам и заключению в концентрационный лагерь, принадлежит разрешение вопросов о применении этих мер в отношении лиц:
а) причастных к контрреволюционной деятельности, шпионажу и другим видам государственных преступлений применительно к ст.ст. 57—73 Уголовного Кодекса РСФСР;
б) подозреваемых в контрабандной деятельности по ввозу или вывозу товаров, или переходу границы без соответствующего на то разрешения, или способствования такому переходу;
в) по подозрению в подделке денежных знаков и государственных бумаг, при отсутствии достаточных оснований для направления дел о них в судебном порядке;
г) спекулирующих золотой монетой, иностранной валютой, драгоценными металлами и сырой платиной и связанных в своей деятельности с иностранными организациями, не имеющими торгового характера.
5. В применении этих мер Особое Совещание Объединенного ГПУ не связано границами союзных республик.
Право высылки за границу Союза ССР и заключения в концентрационный лагерь принадлежит исключительно Особому Совещанию при Объединенном ГПУ.
6. Особым Совещанием ГПУ союзных республик предоставить исключительное право высылки лишь в пределах территории данной республики, причем только в отношении следующих лиц:
а) подозреваемых в совершении бандитских налетов, грабежей, разбоев, а также их пособников и укрывателей применительно соответствующим статьям Уголовного Кодекса данной союзной республики, в случае отсутствия достаточных данных для направления дел о них в порядке судебного преследования;
б) не имеющих определенных занятий и не занятых производительным трудом, а именно: 1) профессиональных игроков на бегах, скачках и игорных домах; 2) шулеров и аферистов;
3) содержателей всякого рода притонов и домов терпимости;
4) торговцев кокаином, морфием, сантонином, спиртом, самогоном и другими спиртосодержащими веществами без соответствующего на то разрешения; 5) спекулянтов черной биржи, в отношении коих имеются данные об их особой злостности или связи с социально-преступной средой; 6) лиц социально опасных по своей прошлой деятельности, а именно: имеющих в прошлом не менее двух обвинительных приговоров или четырех приводов по подозрению в имущественных преступлениях или посягательствах против личности и ее достоинств (хулиганство, вовлечение в проституцию, сводничество и т. п.).
Категории лиц, на которые подлежит рассмотрение указанных прав, не могут быть расширяемы без особой санкции каждый раз Президиума Центрального Исполнительного Комитета Союза ССР.
7. При признании Особым Совещанием ГПУ Союзной Республики необходимости выслать кого-либо из лиц данной категории за пределы данной Республики, или заключить их в концентрационный лагерь, таковое постановление получает силу лишь по утверждении Особым Совещанием при ОГПУ.
Равным образом, при признании Особым Совещанием ГПУ союзной республики о необходимости выслать кого-либо из лиц, подпадающих под категорию лиц, перечисленных в ст. 4 настоящего Положения,— последнее может лишь возбудить ходатайство о таковой высылке перед Центральным Особым Совещанием при ОГПУ.
8. При внесении постановления по высылкам обязательно участие Прокурорского надзора данной союзной республики, с предоставлением последнему права протеста как в Президиум Центрального Исполнительного Комитета союзной республики, так и непосредственно в Центральную Прокуратуру, наблюдающую за деятельностью Объединенного ГПУ.
9. Постановление о высылке каждого отдельного лица должно сопровождаться мотивированным указанием причины высылки, района и срока ее, причем предварительное выяснение поводов к высылке должно обязательно сопровождаться личным вызовом и допросом высылаемого лица.
Представление же о высылке, исходящее от местных отделов Объединенного ГПУ, должно, сверх того, сопровождаться прилагаемым к ходатайству заключением местного Прокурорского надзора.
10. Лица, в отношении коих постановления о высылке сопровождаются указанием со стороны Совещения места их обязательного проживания, лишаются на время высылки активных и пассивных избирательных прав, права членства в общественных организациях и права свободного передвижения в районе высылки.
Никаким иным ограничениям в правах, кроме указанных выше, высылаемые не подвергаются. На Объединенное ГПУ и Прокурорский надзор возлагается обязанность выработать инструкцию о порядке и способах гласного надзора со стороны органов ГПУ в отношении различных категорий высылаемых лиц.
11. Правила, изложенные в ст.ст. 8, 9 и 10 настоящего постановления, относятся одинаково, как к Особому Совещанию при ОГПУ, так и к Особым Совещаниям ГПУ союзных республик.
12. Особое Совещание при ОГПУ отчитывается в своей деятельности перед Президиумом Центрального Исполнительного Комитета Союза ССР. Особые Совещания ГПУ союзных республик — перед Президиумами Центральных Исполнительных Комитетов союзных республик и Особым Совещанием при ОГПУ.
Председатель ЦИК Союза ССР Нариманов. Секретарь Союза ССР А. Бнукидзе.
Москва—Кремль, 28/Ш—24 года.