Президиум ЦИК СССР в заседании от 21 ноября 1924 г. постановил передать на разъяснение пленарного заседания Верховного суда СССР в порядке п. «а» ст. 1 Положения о Верховном суде СССР вопрос о том, считать ли акт восстановления в правах гражданства отдельных лиц, возвращающихся из заграницы, актом применения к ним амнистии за совершенные контрреволюционные деяния или как разрешение на право въезда в пределы СССР.
4-е пленарное заседание Верховного суда СССР 15 января 1925 г. приняло следующее разъяснение.
В практике некоторых судов, в том числе и Верховного суда РСФСР, возникли сомнения по вопросу о том, можно ли толковать постановления Президиума ЦИК СССР о восстановлении в правах гражданства лиц, по тем или иным причинам эмигрировавших из пределов СССР, как одновременный акт частной амнистии и за другие совершенные ими преступления.
Верховный суд СССР разъясняет:
1. Если постановление Президиума ЦИК СССР о восстановлении в правах гражданства последовало в ответ на ходатайство только о восстановлении именно в этих правах, без указания просителя на совершенные им преступления, то оно не может рассматриваться как одновременный акт частной амнистии за все совершенные лицом контрреволюционные и иные преступления.
2. Если постановление о восстановлении в правах гражданства последовало в ответ на ходатайство об амнистии и за совершенные просителем преступления с точным указанием этих преступлений, то такое постановление Президиума ЦИК СССР необходимо рассматривать одновременно и как акт частной амнистии за указанные в ходатайстве преступления. Такое восстановленное в правах гражданства лицо может быть привлечено к судебной ответственности лишь за те более тяжкие преступления, о которых оно сознательно утаило в своем ходатайстве или сказало заведомую неправду.
Настоящее разъяснение Верховные суда союзных республик должны немедленно сообщить всем подведомственным им судам.
Настоящее разъяснение имеет обратную силу.