Сов. секретно.
Циркуляр
Народного комиссара внутренних дел Союза ССР
За 1938 год.
№ 189 Содержание: разъяснения о применении приказа НКВД СССР № 00606-1938г.
№ 189 21 сентября 1938г. г. Москва.
Всем Наркомам Внутренних дел Союзных и автономных республик,
начальникам Управлений НКВД краев и областей,
начальникам областных Управлений НКВД Украинской и Казахской ССР и ДВК.
В дополнение к приказу Народного комиссара внутренних дел Союза ССР № 00606 от 27 сентября 1938г., Разъясняю:
1. Рассмотрению Особых троек на местах подлежат дела в отношении лиц, арестованных в порядке приказов НКВД СССР №№ 00485, 00439 и 00593 – 1937г. и №№ 202 и 326 – 1938г., а так же в порядке директив, посланных на места в дополнение и развитие этих приказов: № 49990 от 30 ноября 1937 года (латышская операция), № 50315 от 11 декабря 1937 года (греческая операция), и так далее иначе говоря – в отношении всех лиц польской, немецкой, латышской, эстонской, финской, болгарской, македонской, греческой, румынской, иранской, афганской и китайской национальностей, а также харбинцев и участников белогвардейских организаций (РОВС, БРП, РФП), арестованных до 1 августа с. г. и изобличенных в шпионской, диверсионной, террористической и иной антисоветской деятельности.
2. Наряду с делами на иностранных подданных, которые Особые тройки не имеют права рассматривать, Особые тройки не выносят приговоров: а) по делам инженеров, профессоров, врачей и т. п. специалистов высокой квалификации; б) по делам работников органов и войск НКВД; в) по делам на бывших военнослужащих армии и флота, коим присвоены специальные воинские звания. Дела на этих лиц направлять по подсудности в военные трибуналы, линейные и областные суды, военную коллегию Верхсуда СССР и на Особое совещание при НКВД.
Примечание: дела на военнослужащих РККА и РККФ, коим к моменту ареста не были присвоены специальные воинские звания, Особые тройки рассматривают в общем порядке.
3. Кроме приговоров по первой и второй категориям, а также решений о возвращении дел на доследование и об освобождении обвиняемых из-под стражи с прекращением дел, Особые тройки могут выносить приговора о заключении в исправтрудлагерь на срок до 5 лет, о высылке в определенные пункты СССР, об отдачи под гласный надзор по месту жительства и об освобождения из-под стражи с зачетом в наказание срока предварительного заключения.
4. Протоколы с решениями Особых троек должны содержать: в левой стороне листа – основные установочные данные (фамилия, имя и отчество, год и место рождения, национальность, гражданство, партийность, последняя должность до ареста) и краткое изложение обвинительного материала; на правой стороне листа – приговор или решение об освобождении из-под стражи, прекращении дела, возвращении дела на доследование, о передаче в соответствующую судебную инстанцию и т. п.
5. К следственным делам, направляемым по исполнении приговоров Особой тройки в Центр, необходимо прилагать: по делам лиц, осужденных по первой категории, – справку о приведении приговора в исполнение и один экземпляр учетной карточки по форме №1; по делам осужденных по второй категории, - два экземпляра учетной карточки.
6. Управления (НКВД) представляют в 1 спецотдел НКВД цифровые сведения о работе Особых троек по прилагаемой форме. Сведения составляются отдельно: за время по 30 сентября включительно, за время с 1-го по 31-е октября и за оставшийся срок. По окончании работы Особых троек составляется общая итоговая сводка по той же форме.
7. С приказом Наркома № 00606 и настоящим циркуляром ознакомить секретаря обкома
ВКП(б), крайком ВКП(б) и ЦК нацкомпартий и прокуроров, состоящих в Особой
тройке.
Приложение: форма сведений.
Заместитель Народного комиссара Внутренних дел Союза СССР
Комиссар Государственной безопасности 1 ранга
Берия
Верно: ст. инспектор отделения кодификации
АО АХУ НКВД СССР [подпись не читается.]
ЦА ФСБ, ф. 66, оп. 1, д. 464, л.л. 261-263. Машинопись, копия.