Новости
О сайте
Часто задавамые вопросы
Мартиролог
Аресты, осуждения
Лагеря Красноярского края
Ссылка
Документы
Реабилитация
Наша работа
Поиск
English  Deutsch

Письма в Красноярское общество "Мемориал"

вх 1989-127

Уважаемые товарищи из добровольного Историко-просветительского общества «Мемориал»!

Недавно в районной газете «Ангарская правда» с. Богучаны в заметке «За что арестованы» обращенной к населению старшего возраста и к оставшимся лицам живыми из подвергшихся необоснованным репрессиям времен «сталинизма» прислать в адрес «Мемориала» г. Кр-Ярск, сведения о судьбе необоснованно репрессированных граждан воспоминания, документы и др. материалы.

Коротко, Молдаванин, из крестьян, рожд. 1902 года, комсомолец с 1924. До службы в РККА как наиболее грамотных из ребят участвовал в дележе помещичьей земли среди кр-н в 1917 г. Участвовал в ликвидации неграмотности, приемке и отгрузке хлеба на ж/дорогу в период продразверстки и продналога, 4 года был старшиной Всеобуча села где проходили допризывную подготовку ребята 1902, 03 и 04 годов рождения. Женился 1923 г. А через год и сын появился и в РККА призван. Служил в г. Тирасполе 52 с.п. 51 п Перекопской с.д.

В 1925 г. январе 5-6 был избран из армейских комс-цев делегатом 1-й Всемолдавской КСМ конференции, в армии вступил в кандидаты КПСС а при демобилизации с рекомендациями армейских к-ров и политработников в сельской парторганизации стал 1-м коммунистом родного села.
Было принялся хозяйствовать на земле но райпартком порекомендовал меня Председателем комитета бедноты, а немного позже и Председателем Сельпо (кооперации). Осенью 1927 г. Молдавский Обком направил меня на учебу в Москву, Молдавский сектор, комвуза Запада с перспективой подготовки кадров для Молдавских ВУЗов преподавания истории КПСС на родном языке.

Занимаясь на 4 курсе уже в Харькове т.к. АМССР вошла в состав УССР при Ком. Университете им. Артема, меня призвали на сборы начсостава в Чугуев при Школе червонных старшин.

И… вместо месячных сборов – приказом Наркома Обороны по партмобилизации был призван в кадры РККА с присвоением звания Политрука роты и направлен в распоряжение Политотдела 51п Перекопской дивизии 1932 году в Одессу где в течении шести лет работал в должностях: Политрука роты, снайперской роты, учебного б-на, инструктором пропаганды полка а потом Инструктором Политотдела 51й с.д….

В ночь на 11 мая 1938 г. я был необосновано репрессирован и после 14 м-сев следствия в Одесской тюрьме был Особым Совещанием осужден к 8-ми годам ИТЛ на Колыму, откуда еле живым вырвался в 1948 г. поработав в Магадане на стройках, в Чай Урье на приисках и в Дорстрое Озерное, Аркагала Уголь, Кадыкчан – Адыгалах. Жену с детьми выселили из квартиры и оставшись без гроша еле добрались до родного села.

Считая меня погибшим, вышла замуж, в войну мужа взяли на фронт – убили, старший сын 192 также взят на фронт где провоевал до конца войны в звании гв. лейтенанта пройдя Румынию, Венгрию и оставшись в оккупац войсках в Будапеште. Но узнав что я репрессирован уволили и сын некоторое время умер в родном селе.

В 1948 г. списался с женой, сыновьями и приехал в родное село. Стал работать рядовым колхозником. Однако через 4-5 месяцев опять был репрессирован и осужден на вечную ссылку в Северные р-ны Красноярского края летом 1949 г. Списался с женой, она от детей не решилась ко мне приехать – порешили жить как кто сможет – она в колхозе я в ссылке.

Устроился конюхом в ветлечебнице где проработал 5 лет. Сошлись в 1951 г с женщиной муж которой погиб в 1942 г. в Отеч. Войну на ижд. которой остался сын 1942 г. рожд. да отец с матерью чьи три сына погибли на фронте. В 1952 у нас родилось 2-е ребят-близнецов. Нас стало7 человек жили в однокомнатной избушке (конюховской) Ветлечебницы где жена работала ветсанитаркой.

В 1956 г. на мое заявление о том что уж 18 лет сижу репрессированным, из Военного трибунала Одесского военного округа получил справку копию которой посылаю – о полной реабилитации.

Выехал в Молдавию, Кишинев для ходатайства восстановления в чл. КПСС, стаж армейский и прочее. ЦККП Молдавии восстановило меня в чл. КПСС без перерыва в стаже т.е. с 6 октября 1926 г., по линии военной уволен в запас с 21летним стажем службы в рядах РККА.

Чтобы остаться человеком решил вернуться к месту новой семьи среди которых 5 человек нетрудоспособных. Предложили работать Управляющим райкоптеркой «Заготскот» потом Директором всей «Заготконторой» где и работал до ухода на пенсию 1/1-1963 г.

После ухода на пенсию ходатайствовал вернуть диплом об окончании университета, грамоту Ц.И.К. Молдавии но так и не нашли – и в архивах не обнаружено. Давно в голове у меня зрела мысль заняться историей партии. Конечно она была бы осуществлена если бы после окончания Университета я пошел бы (как и предполагалось) поступит в аспиратуру – стать преподавателем Истории КПСС на родном языке молдавском но … судьбе угодно было стать политработником РККА. Живя на Ангаре все больше и больше заинтересовался историей Приангарья, освоения русскими этого края, какими путями и когда началось это движение «На солнце всход» и зная о пребывании В.И. Ленина в царской ссылке в крае решил собирать данные о большевиках ленинцах отбывавших царскую ссылку на Ангаре и др. событий о коллективизации, В.о. войне и участ. ангарцев чем и стал заниматься работал при Доме пионеров с Кр. Следопытами и любителями краеведами. Так родилась идея создания Краеведческого музея в районе. 20 лет после пенсионного возраста отдал любимому делу и очень рад, что музей создан и пользуется большим успехом у населения и приезжим гостям в район.

Но… Пришла старость, инвалидность 2й группы, ноги не слушаются, легкие плохо дышат, сердце дает перебои, после пережитой дистрофии, потери зубов ухудшения слуха и зрения все это дает знать.

Спасибо дали республиканскую персональную пенсию в 135 рублей со всеми льготами, жена, сыновья – всем бы таких (претензий к ним не имею). Правда хотелось бы хот ноги подлечит если можно в краевом госпитале. Вот несколько сумбурное повествование судьбы.

Д. Андон

Уважаемые товарищи!

Я хотел бы знать, что вы получили этот материал и рассказанную судьбу без подробностей жизни в лагере и ссылке особенно на Колыме о которой очень многие пишут правдиво и подробно поэтому я не стал вспоминать.

14 месяцев под следствием с обвинением принадлежности к «Антисоветской национ. Организации» измена Родине сулящего мне военному (расстрел). Потом этап на Колыму. 4 года на строительстве г. Магадан, 2 г. на Чапурьивских приисках чудом выжил, 2 года на Дорожном строительстве да 2 года («вольно-насильно наемном) до отекшего сердечника списанного с выездом на материк в 1947 г. в декабре.

Попал под денежную реформу на Оймяконе вместо 3.500 скопившего на дорогу денег оказалось 350 руб. а самолет только от Оймякона до Якутска стоял 750 р. Вынужден еще ½ года там поработать чтобы набрать денег на дорогу.

Досвидания с уважение Д. Андон

Сообщите пожалуйста о получении бандероли по адрессу.
Андон Даниил Маркович

О судьбе арестованных в 1937 г по Богуч. р-ну постараюсь узнать и сообщить.
Д. Андон