Новости
О сайте
Часто задавамые вопросы
Мартиролог
Аресты, осуждения
Лагеря Красноярского края
Ссылка
Документы
Реабилитация
Наша работа
Поиск
English  Deutsch

Письма в Красноярское общество "Мемориал"

вх 1989-154

Нет прощения палачам

Когда царил сталинский произвол и беззаконие в нашей стране, трагедия обрушилась и на нашу семью.

В то время наша семья жила в деревне Куреж Идринского района Красноярского края, являлись членами колхоза.

В ноябре 1937 года арестовали моего отца Ярош Михаила Ивановича 1874 года рождения, как «врага народа» и на основании постановления тройки УНКВД Красноярского края от 27 ноября 1937 года - расстреляли.

Оставив десять его детей сиротами, а нам, его детям, пришили унизительную и оскорбительную кличку «дети врага народа», с которой мы прожили всю жизнь, тем самым семье нанесена кровоточащая и незаживающая рана, как физическая так и моральная.

Мать - Ярош Ирина Климовна, оставшись с тремя нетрудоспособными дочерями, пережила много горя и лишений, растила полураздетых и полуголодных детей, так как в колхозе работали в те годы за «палочки» называемые трудоднями, не получая за них ничего чаще всего.

Жили в основном за счет картофеля выращенного на приусадебном участке, а с наступлением весны, как только появлялись первые проталины, собирали колоски на полосах и перемолачивали палками на подстилках старую солому, выбивая оставшиеся зерна, так же собирали разную съедобную траву.

Собранные колосья, растирали руками, провеивали на ветру от половы, а зерна на ручной крупорушке дома дробили и варили жиденькую болтушку чтобы не умереть с голоду.

Когда собирали колосья на полосе, то постоянно озирались по сторонам, как затравленные звери, до такого состояния довел нас «вождь мирового пролетариата», «отец народа», а увидев едущего всадника на лошади (это обычно были объезчики) сломя голову бросались в ближайшие кусты укрыться, зачастую от страха бросив на полосе и ведро с колосками, потому что «народные» суды давали 10 лет тюремного заключения за сбор колосков людям умирающим от голода.
Местные власти смотрели как на семью «врага народа» и всюду и во всем ущемляли, даже не давали лошадей чтобы привезти дров и сено.

Дрова и сено возили на своей корове и собаке, а сами впрягались в пристяжку, уливаясь горькими слезами и потом от непосильного физического труда и обиды душившей грудь.

Оставшись без отца, в трудных материальных условиях, не кто из нас не окончил даже среднего образования.

Все мы, по мере того как становились взрослыми, старались уехать из своей деревни чтобы не слышать оскорбительной клички «дети врага народа».

Мы, его дети, честно и добросовестно прожили свою жизнь, теперь уже пенсионеры, все работали в колхозах, совхозах и государственных учреждениях, внося свой посильный вклад в строительство нашего общества.

Среди нас не было тунеядцев, алкоголиков, никто не судился и не лишался избирательных прав, а брат Евсей погиб на фронте в годы Отечественной войны.

Отец мой был неграмотный крестьянин-колхозник, беспартийный, ни в каких партиях и оппозициях не состоял, никакой политической работы не вел, да и не мог вести по своей неграмотности, ранее не судился, избирательных прав не лишался.

Всю жизнь занимался портняжничеством и ложил печи, зарабатывая на скудное питание и содержание огромной семьи состоявшей из десяти человек детей.

В колхозе работал сторожем в виду плохого состояния здоровья.
Безвинно расстрелянный отец решением Президиума Красноярского краевого суда от 17 февраля 1962 года реабилитирован.

Палачу И. В. Сталину, видно мало было крови пролитой безвинно государственными и партийными деятелями, военными специалистами, он не брезговал и кровью неграмотных крестьян которые совершенно не представляли никакой угрозы для его трона.
Выйдя замуж, я долго скрывала от мужа и детей что отец арестован как «враг народа».

Когда мужу потребовались точные данные о моих родителях в автобиографии для личного дела, я вынуждена была рассказать всю правду.

После этого много ночей не спала, переживала что эта горькая правда может отрицательно повлиять на службу и выдвижение по должности мужа.

В 1937-1938 годах все жили под великим страхом и никто не был уверен что его этой ночью не арестуют. Ложась спать, никто не был уверен что он утром проснется дома и не окажется в тюрьме.

Утром, выгоняя скот на выпаса, соседка соседке шопотом чтобы не услышали другие передавала ночные новости, что ее соседа этой ночью арестовали и увезли в КГБ.

Так мы «жили», боясь говорить вслух, при руководстве страной «великого кормчего», «величайшего вождя партии и народа».

От имени безвинно погибшего отца - Ярош Михаила Ивановича и его ошельмованных и искалеченных жизней детей я требую привлечь к уголовной ответственности всех еще живых кто выбивал пытками «признаний» у безвинных людей, кто расстреливал их, кто измывался над ними. Нет прощения палачам.

Я требую И. В. Сталина и его бывших подручных по злодеянию посмертно исключить из партии и считать врагами народа, их захоронения у Кремлевской стены и в стене ликвидировать.

Всем сердцем поддерживаю предложение воздвигнуть памятник жертвам сталинских репрессий.

Я всей душой за перестройку, за гласность, за справедливость и хочу чтобы наши люди стали настоящими хозяевами своей страны, чтобы все были равными перед законом и чтобы никогда больше не переживали террор и беззаконие которое пришлось пережить нам.

А. Карпова-дочь репрессированного отца
г. Омск

 

Уважаемый тов.Бабий!

Ваше письмо мы получили за которое искренне благодарим.

Спасибо за оценку письма, написанного Анной Михайловной, дочерью репрессированного отца.

Анна Михайловна сейчас тяжело больна, находится в критическом состоянии, поэтому ответить на ваше письмо не может.

Вашу просьбу по выявлению репрессированных в дер.Куреж Идринского района выполнит мой родственник Бова Константин Яковлевич, его адрес Красноярский край Идринский район с.Идра

Тем более его отец Бова Яков тоже был расстрелян в 1937 году как «враг народа». Бова К.Я. родился, вырос и долгие годы работал в дер.Куреж и знает всех репрессированных своей деревни.

Он вам должен написать письмо согласно моей просьбы, без вашего напоминания.

Мы одобряем создание общества «Мемориал» с его благородной целью увековечить память безвинно погибших людей.

Желаем вам крепкого сибирского здоровья и успехов в вашей благородной работе.

С уважением семья Карповых
7.08.1989