Новости
О сайте
Часто задавамые вопросы
Мартиролог
Аресты, осуждения
Лагеря Красноярского края
Ссылка
Документы
Реабилитация
Наша работа
Поиск
English  Deutsch

Письма в Красноярское общество "Мемориал"

вх 1989-179

Здравствуйте члены об-ва Мемориал.

Пишет Вам бывшая «кулачка». Долго не решалась написать. Просто страшно написать все пережитое не в выносимых условиях 30-40 годов. Но имя ввиду Вас поделюсь и теперь я стала понимать, кто багатый и кто нищий и не хочется сравнивать жизнь настоящую и прошлую грязную жизнь.

Когда находились «молодчики» бросали как мусор честных и добрых людей.

Я родилась на притоке Амура «Унда», где родители мои влачили жалкую жизнь. Где теперь прииск Балей, там разробатывали шахты и занимали все пахотные угодия, семья была большая нужен был хлеб. В 1918 году Конным транспортом переехали в Чупинскую область, где очень много было пахотных угодий. Но землю обрабатывать было не начем. Было 3 лошади, но одна лошадь имела военный билет ее взяли в Армию. Не было жилья. В 1919 году отец купил избушку, пристройки ни какой не было. Старожилы, которые жили в деревне, были люди состоятельные. Были свои конные мельницы, крупно-рогатый скот овец по 300-500 голов и много лошадей. Жители к нашей семье, к родителям относились хорошо. Отец выделывал людям кожи. Мать ткала сукно людям (т-к никто не умел) прясть и соткать получала 0.18 копеек за аршин а гребенка / расческа стоила 080 коп.

По старше дети косили сено в ручную, а зимой кормили чужой скот, за это весной давали быков для того чтобы вспахать пашню хлеб жали серпами. Старший брат делал сани, ходил в кузницу молотобойцем (учился ковать).

Были Кооперативы, Кредитное товарищество и когда оставалось зерно от питания отец сдавал в эти организации по гос-цене. К концу 20х годов построили Челябинский тракторный завод и первую в мире ДнепроГЭС, рабочих нужно было содержать и зерно с удовольствием принимали.

В 1930 году в деревне образовалась застава. Начальник заставы был Козлов Александр, а помощник был Гомонов. Козлов Гомонова сослал на Камчатку. И начал аресты производить. Организовалась коммуна.

Арестовали и нашего отца и брата старшего ему было всего 20 лет. Скот какой был у всех отобрали в коммуны а семьи выгноли и повезли 19 апреля 31 году, а 19 июля доставили в тайгу в совхоз «Молокова». В совхозе стали строить дома больницу, бани. Питались больше травой и ягодой картофель садить не разрешали а давали норму из совхоза. Что было страшно с Красноярска до Ярцево параход «Комсевер путь» шел 20 суток тащил 2 баржи с переселенцами. Останавливали и на берегах хоронили дитей и старых людей.

Весь путь с Читинской области до Енисейского района, описывть очень долго. В совхозе работали на лесозаготовке в «сыму» (река сым) ходили в лаптях и стоял с плетью Франциско – бригадир Ткаченко.

Отразилось: что мы все остались не грамотные и бес специальности а еще самое было страшное: что в начале войны мужа моего взяли на войну и через 4 месяца погиб на Ленинградском фронте. У меня осталось 3 ребенка все маленькие и мне не давали на детей пенсии. Причина такая: муж был вольный, имел паспорт и военный билет, а я (спецовка) так звали регистрироваших таких противоположных личностей не допустимо. И женой я ему не была по мнению Ярцевского райсобеа. Дети носили фамилию отца и не давали матери мужа пенсию на детей. В 1948 году Камендант дал временное удостоверение на фамилию мужа и стала получать 75 руб. в месяц (на старые деньги) а валенки стоили 153 рубля, а за прошлые годы 7 лет не чтобы детям выплатили и не допускали разговору.

Ну всего 17 лет и 6 месяцев я прожила и все мои родные при карточной системе. В день 0500 гр. на рабочего 0200 на иждивенца (на детей) и ни каких исполкомов и не какой редакции не знали и ничего не требовали.
Но что мне всегда хочется, что организации коммун и грабежи крестьян кто камандывал наказывать как следует. Всем нам не нравится что в настоящее время происходят квартирные грабежи, а это еще хуже было, т-к это был открытый грабеж.

Мне сейчас 74 года все дети выросли. Живу в Красноярске очень хорошо пенсии 77 рублей. Простите что не так я никогда ни с кем не делилась о прошлом.

Петракова А.Я.