Новости
О сайте
Часто задавамые вопросы
Мартиролог
Аресты, осуждения
Лагеря Красноярского края
Ссылка
Документы
Реабилитация
Наша работа
Поиск
English  Deutsch

На общую карту    На общий список

Енисейский механический завод


Енисейский механический завод начал свое существование с 1941 года. Производство этого предприятия было связано с военной промышленностью: выпускали патроны, снаряды, военную продукцию на заказ. В 1941 г. он назывался Судоремонтными механическими мастерскими. Ремонтировали и эксплуатировали самоходный и несамоходный флот.

В 1953 г. предприятие переименовывается в Енисейские центральные ремонтные механические мастерские (ЕЦРММ). Здесь ремонтировали лесозаготовительное оборудование, суда. Была создана танковая линия (на базе трелевочных тракторов).В 1963г. работало 4 цеха: Цех №1 – тракторный, где собирали двигатели, насосы, изготовляли бензиновые бочки, ремонтировали лесовозы и трелевочные трактора. Цех №2 – речной, в котором делали баржи, понтоны, ремонтировали катера, плавкраны. Цех №3 – токарный. Токари изготовляли болты, гайки, коленвалы. Цех №4 – литейный, выполняли изделия на заказ. Кроме этого делали памятники, оградки, оснастку для печей.

«Делали и собирали все, что можно, - вспоминает Попова Эмилия Александровна.- Если идти от ворот проходной механического завода по проезду между торговыми рядами, то в конце придется остановиться перед забором, который огораживает церковную территорию и маленькую церковь. Это все, что осталось от некогда огромного храма. Церковь была приютом ремонтникам судовых механизмов, разборщикам, реставраторщикам, литейщикам, слесарям по ремонту топливной аппаратуры. Здесь работали Наумов, Кирсанов, Сафошкин, Асеев, Полухов, Зыков, Гаврилов. Новый корпус начинался с иструменталки (инструментального цеха). Рядом - обкатчики двигателей. Возле окон – посты сборки моторов, на них работали Великих, Лебедев. Дальше по этому ряду станки токарного цеха Шмаля, Кочергина, Сайбеля, Яричина, Богомолова, Неймана, Баженова, Климова, Птицына и других мастеров-станочников. На противоположной стороне корпуса шлифовальный станок Иккерта. Рудер Я. и научил меня этой сложной профессии».

Рядом работал расточник Якимчук. Мастером моторного участка был Прага А.П., а после него, в 1957 году – Колпаков Н. Т. Середина цеха была отдана сборке тракторов КТ-12-200 и газогенераторных лесовозов. Мастером участка общей сборки был Емец В. П.

За четыре года этот литейный цех перебрался из церкви в новый корпус котельного участка. Работать стало удобнее, но и ремонтировать стали больше. Когда в ноябре 1963 года ввели новый корпус слесарно-сборного и моторного участка, бригада сборщиков собирала 17-19 тракторов и 9 автомобилей в месяц. Здесь утвердились как лучшие профессионалы Шелк, Танеев, Мишенев, Волошин, Шамсутдинов, Вавилов, Оленин, Осипов, Пьяников, Нестеров, Аулов, Корягин, Пинчук, Тропин, Богомолов, Казанцев, Черепанов, Цимбельман, Юрков, Зенков, Селиванов, Тимофеев, Денисов, Елистратов, Колегин, Манылов В.А., Манылов П.А., Телеутов, Нестерова, Черняк, Юзьехович, Волгин, Антонов, Ковальский.

Баженов Валерий Филиппович , слесарь мехзавода, член КПСС, проработал на заводе более сорока лет, вспоминает: «На территории завода были расположены цеха по ремонту двигателей и тракторов, механический цех по обработке металла, цех РТИ (резинотехнических изделий), цех термообработки. Работало около 500 человек. Были востребованы профессии слесаря, токаря, фрезеровщика, сварщика и многие другие. Цеха были небольшие, продолжительность рабочего дня - 8 часов. Отпуск составлял 24 рабочих дня. Все общественные организации на заводе работали очень хорошо. Вместе с нами еще, «зелеными», трудилось очень много ветеранов Великой Отечественной войны. Один из них - Сайбель Владимир Яковлевич, фрезеровщик цеха №1. Он всегда выполнял самые трудные заказы. Изготовленные им изделия из металла были только отличного качества

Нестеров Владимир Константинович, бригадир слесарей–сборщиков вспрминает: «С 1963 года мастерская реорганизована в Механический завод. Работать было интересно, внедрялась новая техника, передовые технологии. Для улучшения организации и увеличения производительности труда за досрочное выполнение плана каждый мог внести рационализаторское предложение. Чуть позже освоил специальность вулканизаторщика РТИ (резинотехнических изделий). На мехзавод поступали комплекты плавкранов из Венгрии, а сборку вели на месте, так как это очень объемное сооружение и поставлять его в собранном виде к потребителю было просто нерентабельно».

Нестерова Нина Никандровна, проработавшая на заводе много лет, вспоминает: «Продукцией цеха №1 были трактора, цеха №2- танковая линия. Переделывали танки на пожарные машины. Еще был литейный участок. Делали и собирали все, что можно. Нашим мастером был Миронов. Бригада таких же, как и я, чумазых с ног до головы, на вагонетке возили детали на сборку в новый корпус, где сейчас шумит рынок. Можно было да же атомную бомбу собрать».

В 1992г зарегистрировано государственное унитарное предприятие «Енисейский механический завод». В 2004г и оно было ликвидировано.

Сегодня от механического завода остались руины –кучи кирпича, арматуры и бетона. Стоит нескольких зданий, заваленных строительным мусором . На территории некоторые цеха выкуплены частниками, но не используются и не охраняются.


Автомашины МАЗ- 200 и 205


Токарный станок ДИП – 50 изготавливались на заводе (фото 1960 год)

Продукция судостроительного цеха


Первый корабль судостроительного цеха


Баржа


Затон механического завода

Сегодня в здании конторы енисейского механического завода находится ПФР
Юридический адрес  улица Ленина, 104


Детский сад мехзавода. Сейчас здесь размешается Отдел образования по адресу: ул. Фефелова

 


Енисейский механический завод по адресу Ленина, 104
Показать на карте

См. также:

Источники:

  1. по материалам коллективной работы уч-ся МОУ СОШ»№1: Желонкиной Ю., Елистратовой Н., Тарасовой Ю., Чуруксаевой И.,Любавина В., Тененбаума К., Обрывалова А., Лысовой С., Щелкановой Ю. Сборник рефератов участников конкурса среди учащихся образовательных учреждений г. Енисейска «Это было недавно, это было давно»