Он закончил свой путь на 94-м году. Далеко не к каждому из нас судьба так благосклонна. Но ещё при жизни капитан-наставник Михаил Елиферьевич Лиханский уже был легендой. Его называли патриархом Енисея.
Мне доводилось в последние годы встречаться с ним неоднократно. С памятью у него, правда, было уже плохо, и он этого не скрывал. А вот с совестью – всё в порядке. Михаил Елиферьевич никогда (не в пример некоторым, ищущим незаслуженной славы) не приписывал себе небывалых подвигов, рассказывал лишь о том, что пережил. И не скрою, при каждой встрече я смотрел на него с удивлённым благоговением – ведь живая история Енисея.
А началась она в январе 1895 года, когда в селе Таскино, в семье политического ссыльного родился Миша Лиханский. Рос, учился, окончив то самое четырёхклассное городское училище, которое когда-то принимало в свои стены и великого русского художника В. И. Сурикова, в 17 лет пришёл в затон, а в 1915-м его «карьера» судосборщика завершилась – призвали парня в царский военно-морской флот, на Тихий океан.
Довелось повоевать и узнать, почём «фунт лиха» на царской службе.
-- Весть о революции на нас обрушилась внезапно, – рассказывал Михаил Елиферьевич. – Узнали мы о ней в Гонконге, куда зашли на «Печенге» на ремонт. Там же выбрали судовой комитет и без сбежавших на берег офицеров ушли во Владивосток. Здесь команду ждала телеграмма атамана Семёнова: «Когда займём город, матросов с «Печенги» будем вешать на телеграфных столбах…»
В 1918-м Лиханский уже был дома, на Енисее. Стал рулевым на национализированном уже флоте, плавал на «Орле». Но тут – колчаковский переворот. Из истории, художественной литературы мы знаем о трагедии, случившейся в 1918 году, когда колчаковцы догнали эвакуировавшихся в Енисейск представителей Советской власти и отряд красноармейцев и жестоко расправились с ними. И тогда коснулась было своим холодным дыханием матроса Лиханского смерть, но пощадила.
А потом были годы становления енисейского флота. Боцман, а затем и капитан Лиханский осваивался, учился, ездил в 1930 году в Данциг на приёмку судов «Комсевморпуть», «Советская Сибирь», «Красноярский рабочий».
Игарка, Норильск – стройки первых пятилеток. И здесь участвовал М. Е. Лиханский. 1933 год – экспедиция на Пясину, которую возглавили Е. Л. Иголкин и К. А.Мецайк. А Лиханский – на «Красноярском рабочем» доставлял грузы сначала на Валек, а потом и в Дудинку. Работал капитан так, что за все навигации не было у него ни одной аварии.
Но ему, как и некоторым речникам-руководителям, по ложному обвинению пришлось три года мыкаться по тюрьмам, а после реабилитации уйти в лесную промышленность начальником эксплуатации треста «Севполярлес».
Потом Михаил Елиферьевич Лиханский вернулся в пароходство, готовил кадры для енисейского флота, до 70-летнего возраста был капитаном-наставником.
Его заслуги перед Родиной отмечены орденом Ленина.
А закончить мне хочется его же словами: «Недаром говорят, что жизнь, как песню, ценят не за длину, а за содержание. Мне же повезло – моя трудовая жизнь была и длинной, и интересной. И, надеюсь, полезной людям».
В. Костин.
Речник Енисея, № 5, 6.02.1988.