НЕДЕЛЯ СОВЕСТИ
С подготовительной конференции всесоюзного добровольного общества “Мемориал”, которая состоялась в Москве 29-30 октября, вернулись члены красноярского отделения учреждаемого общества В Сиротинин и А.Бабий. О ходе конференции рассказывает один из ее участников.
Конечно, это было событием. Вспомним: еще три года назад за одну лишь идею такой конференции можно было “схлопотать” срок или, во всяком случае, заработать клеймо “антисоветчика”. Вспомним: еще год назад активистов “Мемориала”, собиравших подписи под обращением в Верховный Совет СССР с требованием установить памятники жертвам репрессий, арестовывали на улицах. И вот - октябрь 1989-го. Центральный Дом кинематографистов. В президиуме - А.Д.Сахаров, Б.Окуджава, А.Рыбаков, представители творческих союзов, активисты движения: Л.Пономарев, Д.Леонов и другие. “Мемориалу” - быть! В зале - представители движения “Мемориал” из пятидесяти городов, бывшие репрессированные, представители общественных организаций, пресса. Участники почтили минутой молчания память миллионов погибших в лагерях, тюрьмах, пересылках. Прозвучал “Реквием”В.Артемова. Вообще конференция начиналась торжественно, скорбно.
Конечно, не все шло гладко. Об этом можно судить хотя бы по тому, что устав общества пока не принят. Трудно было преодолеть сопротивление бюрократической машины, трудно было прийти к согласию по ряду принципиальных вопросов. Окончательное утверждение устава состоится 17-18 декабря этого года. А вот о чем были споры.
Один из основных вопросов: как бы нам не забюрократиться, как бы сохранить человеческую сущность движения. Вот основные предложения: не вводить оплачиваемые должности (вся работа должна вестись на общественных началах), установить максимум отчислений в центральные органы (5 процентов), отстоять финансовую и прочую независимость местных отделений. Отделения должны помогать друг другу “напрямую”, а высший орган должен выполнять только координирующие функции (но никак не управляющие) - таково общее мнение.
Еще один вопрос - об отношении общества и организаций-учредителей. Конечно, учредители помогают обществу, и в данном случае они выделили деньги, помещение и т. д. Но при всем нашем уважении к учредителям, нам более чем удивительно было слышать от них, что конференция неправомочна, поскольку их (учредителей) мандаты подтвержтены (вот бумага, которая это удостоверяет) а наши - нет. Все это очень напомнило ситуацию, когда почтальон Печкин спрашивал у кота Матроскина: ”А где ваши документы?”. Конференция приняла решение уравнять количество представителей учредителей и представителей движения в оргкомитете (до этого учредителей было вдвое больше).
Разумеется, копья ломались не только по вопросам организационным. Стратегический вопрос: поскольку общество историко-просветительское, какими временными и географическими рамками оно предполагает ограничиться? А.Д.Сахаров предложил вообще не ограничиваться рамками, а исследовать политические репрессии как таковые. А.Рыбаков - рассматривать только сталинские репрессии. Вопрос серьезный: если общество будет заниматься “ближними” временами, то оно несколько теряет статус историко-просветительского (в устав, кстати, было предложено ввести пункт о защите обществом своих членов). Если же общество ограничится только сталинскими временами, то как быть, например, с печально знаменитыми Соловками? (О них, весьма кстати, напомнил писатель О.Волков, сидевший в Соловках чуть ли не со дня их основания). И к тому же разве жертвы брежневских репрессий не заслуживают нашего внимания? Конференция не пришла к к соглашению по этому вопросу, хотя большинство, скорее, склонялось к точке зрения А.Д.Сахарова. Вопрос о географических рамках тоже не был праздным: политические процессы сороковых годов в Чехословакии, Польше и т. д., маккартизм в Америке - разве они не заслуживают внимания? Лучше всех, пожалуй, высказался на эту тему А.Рогинский: научный подход сам расставит рамки, не нужно увлекаться эмоциями.
Весьма продуктивной была дискуссия о направлениях работы общества. Главное - судьбы людей, гуманистическая сущность движения. Поэтому - восстановление имен, поэтому - установление мест массовых захоронений, установка памятников и памятных знаков, создание музеев, сбор и публикация воспоминаний.
Но “Мемориал” не должен быть обращен только в прошлое. Его волнуют судьбы оставшихся в живых репрессированных, их потерянное в лагерях здоровье, их мизерные пенсии. Одной из резолюций конференции было обратиться в Верховный Совет СССР с предложением установить для бывших репрессированных льготы участников войны, увеличить пенсии, обеспечить лечение.
“Мемориал” готовит почву для будущего. Многие выступавшие подчеркивали роль общества в воздании правового государства. Научное исследование корней репрессии, привитие людям отвращения к идее политического насилия, лекции, публикации - все это работа на будущее. Как горько пошутил один из выступавших, деятельность “Мемориала” можно считать успешной, если через пятьдесят лет не придется создавать новый “Мемориал”, чтобы увековечить память нынешнего.
Решительно отвергли участники конференции предложения о мести: о лишении участников репрессий персональных пенсий, наград, преданий их суду и т.д. “Закон обратной силы не имеет!- возражала Л.О.Богораз. -Мы не должны принимать на вооружение их средства. Никаких репрессий с нашей стороны, но опубликовать фамилии палачей необходимо. Суд совести - высший суд”
Много предложений было о том, каким быть “Мемориалу”. Например, создать электронный архив, чтобы каждый мог набрать на дисплее фамилию, имя и отчество, и компьютер выдал бы все, что ему известно об этом репрессированном.
Работа в этом направлении уже ведется в нескольких отделениях (и у нас тоже: КФ ВНИИ ПС выделил для этого машинное время), но больше всех поработали в Литве: там опубликовали в газете “анкету репрессированного” и присылаемые анкеты вводят в машину; они утверждают, что сумели собрать данные почти обо всех (в своем, конечно, регионе).
Вообще представитель Литвы произвел на меня лично самое хорошее впечатление - и чувством собственного достоинства, и спокойствием, и уверенностью, и деловитостью. Особенно заметно это было на фоне выкриков членов “Памяти”, выступлений некоторых других участников.
Мы вернулись с конференции со свежими идеями, и с удвоившейся решимостью продолжать свое дело. Работы - непочатый край. Напоминаем: красноярская группа “Мемориал” собирается по вторникам с 18 по 22 часов в редакции “Красноярского комсомольца” (ул.Республики, 51, комната, 1006, тел. 22-20-84) и по пятницам с 18 до 21 часа в Красноярском отделении Союза писателей СССР (Мира,3)
Опубликовано: Красноярский комсомолец, 19
ноября 1988 г.
© Алексей Бабий
1988