Трудно уследить за каждым упоминанием норильчан в газетах, журналах и книжках, но отказаться от затеи, которой скоро десять лет, читатели не дают. Жаль только, что, судя по звонкам в редакцию, рубрика в меньшей степени интересует молодых и в гораздо большей — тех, кто хорошо представляет названных.
— Вы почему ни словом не обмолвились?..
— А правда, что уехал?..
— Это, случайно, не наш?..
— Не подскажете, когда юбилей?..
Да, действительно, мы не писали о том, что омичи, весь город и академический театр драмы, в прошлом году проводили в последний путь народного артиста С^ССР Александра Ивановича Щеголева. В его творческой жизни театр в Норильске, на Севастопольской, был яркой главой (во времена Е. Л. Гельфанда — художественного руководителя коллектива, с такими партнерами по сцене, как Н. Надеждина, Вс. Лукьянов и другие).
Среди бывших норильчан, отмеченных высшим актерским званием (М. Годенко, Г. Жженов, В. Пьявко, И. Смоктуновский), у Щеголева, лауреата Госпремии СССР, создателя замечательных образов, особенно в классическом репертуаре, виртуозно владевшего актерской техникой, — свое, особое место.
Михаилу Семеновичу Годенко, организатору и руководителю всемирно известного Красноярского ансамбля, в апреле исполняется 70 лет (альбом, посвященный его детищу, есть, кстати, в Доме книги). На днях «Заполярка» вспоминала, что балетмейстерскую деятельность танцовщик Годенко начинал в ДИТРе.
На те же апрельские дни придется 75-летие В, Е. Горюнова, которого помнят и театралы, и телезрители Норильска — Владимир Ефремович был первым главрежем нашей студии (с 1959 года).
Звание народного артиста РСФСР присвоено Леониду Савельевичу Белявскому, с именем которого связан подъем театральной культуры в нашем городе, -популярность и успехи театра имени Маяковского в 1970-е годы. В 1980-е Белявский работал главным режиссером театра имени А. С. Пушкина в Красноярске, а теперь возглавил Рижский театр драмы.
Заслужил быть отмеченным в «Заполярной правде», некоторым авансом — в столь славном ряду, и спортсмен. Павел Буре — новая звезда хоккейной сцены. Самый результативный форвард молодежного чемпионата , недавно разыгранного на Аляске, нападающий из команды ЦСКА и надежда сборной СССР... никогда не был в Норильске. Но здесь родился в 1950 году его отец, Владимир Буре, долгое время самый быстрый спринтер в нашей стране, серебряный и бронзовый призер Олимпийских игр 1972 года (плавание, вольный стиль). И самое главное: дед Павла. Валерий Буре, еще семнадцатилетним в 1929 году выступал в составе сборной Москвы по водному поло против лучших команд Берлина, Лейпцига, Галле и Кенигсберга, а в 1934-м защищал ворота сборной СССР в бассейнах Осло и Стокгольма... Не исключено, что именно эти турне и привели Валерия Владимировича в 1939 году в рабочий поселок Норильск...
Недоучившийся студент-медик, с юношеских лет инструктор по плаванию, мастер спорта и начальник школы пловцов-мастеров (впоследствии заслуженный тренер СССР), объявленный террористом и врагом, работал на нашем комбинате до 1957 года. Последние норильские записи в трудовой книжке — сменный контрольный мастер гидрометаллургического цеха, бригадир, мастер матричного передела медного завода. В 1956-м Военная коллегия Верховного суда СССР отменила приговор 1937-го.
Человек талантливый не только в спорте (голкипер на воде, на льду и на футбольном поле), владевший и телом, и голосом к (великолепно читал с эстрады), натура художественная — вспоминают хорошо знавшие В. В. Буре в Норильске. Любопытная деталь из старых анкет; в 1927 году после окончания семилетки он поступил в театральную школу, а в 1946 году, несколько месяцев, еще числясь заключенным, играл на сцене норильского театра. В обоих случаях пришлось уйти по материальным соображениям, а проще — не на что было жить.
В те же семью годы, что и дед Паши Буре, мастером по ремонту оборудования в вводном отделении медного, а также катодчиком, загрузчиком, бригадиром футеровщиков, мастером ОТК и в отделении готовой продукции (по восьмому разряду!) работал Станислав Викентьевич... Нет, конечно, не Косиор; того расстреляли еще в 1939-м, не дав дожить до пятидесяти—участнику Октябрьской революции, организатору КП(б)У, Генеральному секретарю ЦК КП(б)У, зампреду Совнаркома СССР, председателю Комиссии совконтроля, делегату съездов партии и конгрессов Коминтерна, члену Политбюро ЦК ВКП(б) и Президиума ЦИК СССР... Таких в Норильск не довозили.
А полного тезку Косиора доставили. Объединяло их, кроме имени-отчества, что оба с Украины и оба из рабочих... Все.
Станислав Викентьевич Леута «не состоял», никаких колебаний не проявлял (Косиор примыкал к «левым коммунистам» в своем отношении к Брестскому миру), партвзысканий, естественно, не имел, у белых не служил, в окружении или оккупации не был (Косиор руководил нелегальной партработой, а также подпольной — в тылу у Демикина).
Леута, ученик слесаря в 12 лет — на судостроительном заводе в
г. Николаеве, Херсонской губернии, где и родился в 1903-м, с 15 лет —
чоновец, в 17 — ранен при штурме Перекопа... Потом стал москвичом: автослесарь,
завмаг, инспектор...
За границей? Был, Что да, то да. Девять раз. Что делал? Играл в футбол. Нет, родственников за границей нет. Иначе бы и не выпустили. (Такого добавления в анкете нет, но в беседах со следователем оно было бы уместно). «Репрессиям не подвергались — ни мои родственники, ни жены. Анастасия Воронцова. Две дочери —• Римма и Валя», Анкета заполнена в 1952 году при переходе на медный из горспортсовета общества «Динамо». Леута был тренером норильских динамовцев с марта 1950-го» А до 1950-го? Заключенным Востураллага (г. Тывда Свердловской области). С 1942-го...
Стоп. Это меня уже поражало в биографии Андрея Петровича Старостина и его братьев: арест с таким «опозданием». В 1937-м, наоборот, они были награждены, как и Леута, очень заметная фигура в предвоенном «Спартаке» и в сборной СССР.
В какой-то степени разъясняет обстоятельства полувековой давности в интервью «Московских за 1989 год), Так как прочесть это издание в Норильске сложно, сообщу, что. по обоснованной версии Николая Петровича, в 1939 году ордер на арест спартаковцев, заготовленный почетным председателем общества «Динамо» Л. П. Берией, не подписал председатель СНК СССР В. М. Молотов, Но подписал тремя годами спустя секретарь ЦК ВКП(б) Г. М. Маленков.
Из публикации в «МН» следует, что вместе с братьями «боевую группу» с преступными намерениями составила еще одна четверка футболистов: женатые на сестрах Старостиных Петр Попов и Павел Тикстон, а также близкие друзья большой семьи — Евгений Архангельский и Станислав Леута. Трое из восьми «террористов» встретились, пусть не сразу, в Норильске
Кое-что Николай Петрович не рассказал, но, возможно, расскажет в книге, которая готовится в «Советской России». То же издательство выпустило в прошлом году последнюю книгу Андрея Петровича«Флагман футбола». Из нее следует, что жена Андрея Петровича была выслана из столицы, дочку воспитывали няня и тетки. Видимо, еще в 1942 году норильчанином стал муж Клавдии...
— Когда я в 1944 году... прибыл в порт Дудинку, а оттуда по узкоколейке в Норильск, меня сразу привлекли к организации физкультурно-массовой работы... — Вам поможет руководство, комсомол, а вы засучите рукава и беритесь с Тикстоном (в книге неверно — А. Л.), за дела.
Павел Павлович Тикстон был аборигеном Норильска, Именно он... закладывал первые камни в фундамент профсоюзного спорта города. Десять лет — с 1944 по 1954 — прошли мы с ним нога в ногу... Оборудовали, например, заливной каток, простаивали со шлангом по нескольку часов на морозе... В промерзшей земле прорывали траншею для укладки труб сантехнического узла спортивного зала. Конечно, делали это мы не вдвоем... Вооружившись кайлом и лопатой, шли ребята на субботник по оборудованию того же катка, строительству подсобных помещений для малого спортивного зала во главе с руководителем норильских комсомольцев Антошкиным... Личный пример подавал не только он, но и руководители комбината, участвуя в сдаче норм ГТО, в лыжных и легкоатлетических кроссах...
Прочтите, пожалуйста, сами норильские страницы последней книги А. П. Старостина. Правда, 6 Тикстоне больше почти ничего нет, как и о Леуте. Но хочу высказать предположение, что А. А. Панюков и В. С. Зверев, когда могли, во всем шли навстречу известным футболистам. Знаю по рассказам очевидцев, как (сугубо нелегально) Андрей Петрович руководил с трибуны красноярского стадиона действиями на поле своих подопечных — сборной Норильска, провезенный из Атаманова под шинелями в кузове грузовика; что Ольга Старостина и Клавдия Тикстон прилетали в Норильск на свидание к мужьям. Наконец, не по просьбе ли двух друзей перевели сюда на поселение третьего, с Урала?
Анатолий ЛЬВОВ
Заполярная правда 21.02.1989