ИМЯ Моисея Исаевича Мишина уже известно норильчанам, интересующимся историей комбината. Но сведения о нем были отрывочными, тогда как судьба этого человека, комсомольского лидера, ученого, педагога, требовала более глубокого всестороннего изучения. Что я и попытался сделать.
Предъявлен в Комитет партийного контроля при ЦК КПСС.
Тридцать с лишним лет тому назад я познакомился с членом ЦК и секретарем Губкома ЛКСМУ Мишиным М. И. Мы выступали на одном вечере (он тогда тоже писал стихи). Наши встречи и потом продолжались. У меня сохранились воспоминания о нем как о прекрасном коммунисте.
Я очень рад тому, что снова видел его свободным, и убежден в том, что он принесет еще партии пользу, приносить которую был лишен возможности не по своей вине.
М. СВЕТЛОВ,
член Союза советских писателей.
11.XII.54 г
Поэт вспоминает, видимо, начало 20-х годов, когда Моисеи Мишин (но отцу — Векслер, новая фамилия — партийный псевдоним) уже немало повидал и сделал. Комсомолец и член партии — с 1919-го, чоновец (отряды особого назначения по борьбе с бандитизмом), связной Белоцерковского подпольного комитета КСМУ во время деникинщины. К началу 1920 года — председатель уездкома комсомола и одновременно редактор газеты «Белоцерковский большевик» (грамотных в тогдашней глубинке было немного, а Мишин успел закончить восемь классов местной гимназии).
Спустя три месяца — перевод в Киев: зав. отделом печати губкома, редактор еженедельных газет «Рабочая молодежь» и «Червоный юнак», член губкома... Ему поручают руководство райкомом комсомола и комиссией по переговорим с другими молодежными организациями об условиях Приема в К СМ...
В апреле 1920-го он ушел добровольцем на польский фронт; политрук батальона, секретарь полковой ячейки РКП (б), инструктор политотдела 58- й дивизии, входившей в южную г, которой командовал И. Э. Якир. ушей осенью под Влодавой, на Западном Бугев Мишина ранило. Вылечившись, он возвращается Ъ Белую Церковь, где его вновь избирают секретарем уездкома комсомоле Спустя полгода — новое назначение. заведующим отделом политпросветработы Киевского губкома. Делегат съездов комсомола Украины, IV съезда РКСМ, член ЦК КСМУ... В августе 1922 года М. Мишин возглавил Харьковскую губернскую комсомольскую организацию и вошел в состав бюро ЦК ЛКСМУ.
Из стенограммы V Всероссийского съезда РКСМ.
Третье заседание. 12 октября (четверг) 1922 г.
Вечером. Прения по отчету ЦК РКСМ.
Мишин (Украина). ...Поглядим некоторые моменты курса, хотя бы IV Всероссийского съезда — курса на юношество, курс на то, чтобы основным ядром было юношество. Что сделал ЦК? Курс на рабочих активистов, на орабочение Союза, вообще учет поставлен скверно„.
Отчет ЦК — это от косвенное признание, что сделано чрезвычайно мало. Если IY Всероссийский съезд ругал ЦК, как ны это делаем и теперь, за малую политическую активность, то не достаточно откровенного признания и разведения руками...
Еще один чрезвычайно важный момент, которым был уже учтен на Украине, а момент, который должен лечь в основу нашей дальнейшей работы на селе, к Это вопрос об образовании сельской молодежи... об издании сельской литературы. ...Первым этапом в этой области является создание новой красной романтики, чтобы привлечь к себе молодежь, повлиять скачала на чувство молодого селянина-комсомольца, а потом уже влиять на его сознание.
В декабре 1922 года IV Всеукраинский съезд Советов избирает М. Мишина кандидатом в члены Центрального Исполнительного Комитета, в марте 1923-го он становится членом Харьковского губкома партии и делегатом Всеукраинской партконференции. Продолжает активно печататься —- в «Пролетарии», «Коммунисте», «Молодом рабочем»...
Нам удалось раздобыть некоторые дополнительные сведения о работе Мишша в Харькове. Вернувшийся туда из Норильска Евгений Петрович Асташцн, Герой Социалистического Труда, по моей просьбе посетил обком комсомола, архив, краеведческий музей, редакции газеты «Вечерний Харьков», где поместил объявление с просьбой к ветеранам, которые помнят М. И. Мишина, откликнуться; наконец — председателя совета ветеранов при обкоме ЛКСМУ Петра Прокопьевича Свидло.
П. П. Свидло уже 84 года, в прошлом — секретарь Харьковского горкома комсомола; будучи репрессированным, отбывал срок на Колыме; участник войны — с первого дня до победы, республиканский пенсионер, орденоносец: «Мишина знаю хорошо. Мне неоднократно приходилось с ним встречаться и могу сказать о нем, как человеке: общительный с комсомольцами и молодежью, прост и доступен. Пользовался товарищеским уважением и авторитетом».
Не густо, но хоть что-то...
30 мая 1923 года на заседании бюро губкома комсомола было принято решение ходатайствовать о направлении М. И. Мишина на учебу. А неделей раньше он в последний раз отчитывался перед делегатами губернской комсомольской конференции о работе. Копию этого, как и ряда других выступлений и документов, освещающих этапы биографии М. Мишина, прислал нам его .сын, Вилен Моисеевич,
Поиск Мишина-сына, родившегося в 1925 году, в. Ленинграде, отнял немало времени, характерен по технологии и, надеюсь, любопытен для читателя. Из разговоров с норильскими ветеранами следовало, что В. М. Мишин — известный математик, живет где-то в Сибири. В Томске, Кемерове, Новосибирске?.. Адресные столы наших предположений не подтвердили. На всякий случай проверили Москву и Ленинград. И здесь осечка. Даже Математический институт имени В. А. Стеклова АН СССР ответил: «Мы просто не знаем это лицо».
На ошибках учишься: надо было параллельно запросить отдел диссертаций Библиотеки имени В. И. Ленина; стало бы ясно, о каких науках идет речь, где и когда состоялась защита, наиболее вероятные места проживания.
Выясняется: доктор физико-математических наук; защита — в Институте физики Земли им. О. Ю. Шмидта 17 июня 1970 года; ведущее учреждение — Институт космических исследований.
В отпуске звоню в Институт физики Земли. Добираюсь до нужного отдела (у меня есть назранце темы исследования). Знаем, говорят: Мишин работает в Сибирском институте земного магнетизма, ионосферы и распространения радиоволн СО АН .СССР,
И живет в Иркутске!
Иду на Б. Грузинскую. У входа в институт — мемориальная доска: «В этом здании работал с 1950 но 1956 гг. основатель института теоретический геофизик Академии наук СССР... Отто Юльевич Шмидт». Что-то почти родное!
В библиотеке института прошу работы В. М. Мишина последних лет. Дают без .особых формальностей. Меня интересует сфера интересов, география экспериментов. Плазменный слой, электрическое поле и токи, солнечный ветер, высокоширотная ионосфера,,, Используются данные, полученные из района Южного полюса, е наших северных станций...
Тем временем пришло письмо из Иркутска: «У меня сохранилось целое «досье» отца... Вам будет, наверное, интересно посмотреть его целиком..».
Из выступления М. Мишина, секретаря Харьковского губкома ЛКСМУ на VII губернской конференции:
«...белая и желтая печать подняла бешеную кампанию, отчаянную травлю КСМУ. Она говорит, что комсомол разлагается, что организация рабочей молодежи умирает. Они лгут —- они завидуют. Ибо, кто у них? Заплесневевшая, желторотая, сусальная молодежь — инвалиды духа. У нас же, тт, делегаты, крепкая, мощная 6,5 -тысянная рать рабочей молодежи».
Работу Мишина в губкоме оценили высоко: его избрали почетным «членом губкома, почетным комсомольцем двух районных организации.
Поступление в Коммунистический университет им. Свердлова (декабрь 1923 года) открыло новый период - биографии Мишина. ...Досрочно закончив первый курс, он получает назначение преподавателем Военно-Морского политического училища им. Рошаля в Ленинграде (одновременно г— председатель предметной комиссии). Через два года М. И. Мищин заведующий кафедрой ленинизма и история ВКП(б) Политпросветительного института цм, Крупской, тогда же — слушатель Института красной профессуры. С 1929-го, закончив этот институт, заведует кафедрой, ведет научно-исследовательскую работу, активно печатается. (Полковник, кандидат наук, член партии с 1927 года Г, Зайцев, свидетельствует, что «хрестоматия по ленинизму, выпущенная под редакцией Быстрянского и Мишина, ряд дет была единственным пособием для студентов вузов»). В послужном списке — Институт красной профессуры, Восточный институт, Ленинградский индустриальный, отделение Коммунистической академии я Партиздата (заведующий редакцией ленинизма). Помогает знание языков: немецкого и французского — «вполне удовлетворительное» (знал немного и английский, и польский).
Счастливо складывалась семейная жизнь...
И вдруг что-то произошло. Неожиданный переезд в Новосибирск, заведующим краевой библиотекой, затем в Томск. Здесь, правда, Мишину вновь предоставили кафедру, должность профессора... Можно догадываться, чтр случилось. После убийства С. М. Кирова поднялась волна репрессий, кропотливо извлекались на свет божии осколки прежних «блоков» — троцкистско-зиновьевского, право- троцкистского... А Моисей Исаевич однажды, в 1923-м, будучи студентом Коммунистического университета, имел, как записал сам в своей анкете, «колебания троцкистского порядка по партийно-организационным вопросам», которые «изжил в течение недели»,. В 1935-м, в ходе проверки и обмена партийных документов, видимо, припомнили «грех» молодости, И отправили в Сибирь.
Зная Лб сибирском «этапе» М. И. Мишина, мы запросили Томский государственный «архив: в описях сотрудников и профессерско-иреподавателъского состава госунивсрситета не значится. Архив Томского обкома КПСС оказался осведомленнее: «Работал профессором социально-акономических дисциплин в Томском государственном университете. Решением первичной парторганизации от 5 апреля 1936 г. «за троцкистские методы разложения единства парторганизации» из рядов ВКП(б) исключен». 3 мая того же года бюро Томского горкома утвердило это решение.
Новосибирская краевая научная библиотека не ответила вообще.
Детом 1936-го его арестовали, а весной выездная сессия Военной коллегии Верховного суда СССР определила ему 10 лет (да еще пять — поражения в правах), которые он отбывал сначала в Вологодской тюрьме, и с лета 1939 года — в Норильлаге. Режим содержания — конвойный... В 1944 году он просил вызвать жену, но получил отказ.
Из архивного дела известно, что Мишин работал копировщиком, в энергослужбе комбината (старшим экономистеом, начальником плановой группы).
Конечно, за давностью лет не так-то легко найти тех,. кто мог бы вспомнить конкретную ситуацию. И все же...
Александр Александрович Вершинин, бывший начальник цеха тепловодоснабжения:
«Его отличали принципиальность, умение посмотреть в корень. Бывало, приходилось доказывать несовместимость той или иной инструкции с существом дела, И если мои аргументы были весомыми, Мишин шел навстречу. Словом, в интересах государства, он не становился на бюрократическую основу, не прятался за инструкции».
Евгений Иванович Рябчиков, журналист:
«Знаю Моисея Исаевича как энергичного, вдумчивого, инициативного корреспондента многотиражной газеты КВО Норильлага «Металл — фронту», ...В лагерных условиях Мишин выступал с патриотической страстностью в производственной и стенной печати, писал боевые стихи и частушки, неизменно пользовавшиеся популярностью и отличавшиеся значительной силой воздействия, активно работал лагкором... неоднократно премировался...».
Марк Борисович Хасдаи, инженер, норидьчаниy с 1942 года:
«Помню, у Моисея Исаевича — он тогда работал в проектном отделе была самодельная папка с надписью «Varia» (вариации), где он хранил свод драматургические «опыты» и стихи. Когда мне исполнилась семнадцать, в числе «презентов» была и открытка от Мишина: «Быть по возможности красивым, по обязательно счастливым...»
Предъявлен в Комитет партийного контроля при ЦК КПСС:
Я познакомился с М. И. Мишиным 2 июля 1953 года на строительстве Енисейского дома инвалидов в Енисейском районе Красноярского края и близко знал его до 11 апреля 1955 года... Мы работали в ...одной строительной организации, ...встречались в домашней обстановке, дружили, и без партбилетов оставаясь коммунистами. ...Я ни минуты не сомневаюсь в его коммунистической честности.
А. Тодорский, генерал-лейтенант запаса, член КПСС с июля 1918 г.
Летом 1950 года М. И. Мишин выехал из Норильска к месту назначенной ссылки... Однажды за ним явились вновь, увезли в красноярскую тюрьму, но, продержав там какое-то время, отпустили. Под надзор.
Бывший красный профессор настаивал на реабилитации. Подписывая его характеристику, Лашутин, секретарь парторганизации Маклаковского строительного монтажного управления треста «Красноярсклеспромстрой» характеризовал Мишина как энергичного, инициативного и выдержанного работника. Есть и еще одно, датированное 1954 годом, свидетельство — С. М. Дубровского, доктора исторических наук, профессора, который также попал в Енисейск: «Несмотря на то, что т. Мишин был вне партии, он оставался до конца преданным делу партии. Он был прекрасным работником...».
Осенью 1955-го Моисея Исаевича реабилитировали, еще одним ленинградцем стало больше. Встречи с молодежью, научные дела... Л. Б. Стольный, хорошо знавший Мищина, писал: «...После всего пережитого им — я встретил человека, которого це сломили испытания, полностью гохранившего своя коммунистические убеждения и преданность партии и способного принести большую пользу строительству коммунизма в нашей стране».
М. Важнов
Заполярная правда 26.04.1989