Новости
О сайте
Часто задавамые вопросы
Мартиролог
Аресты, осуждения
Лагеря Красноярского края
Ссылка
Документы
Реабилитация
Наша работа
Поиск
English  Deutsch

В партии - восстановлен


Как известно, реабилитация жертв незаконных репрессий началась с 1953 года и особенно активизировалась после XX съезда КПСС, осудившего культ личности И. В. Сталина и его последствия. В то время с тысяч людей были сняты ложные обвинения, многие безвинно пострадавшие партийные и государственные работники, хозяйственные и военные руководители, ученые, деятели культуры, рабочие и крестьяне, коммунисты и беспартийные были полностью реабилитированы. Однако в середине шестидесятых годов эта работа была приостановлена и не доведена до конца. Для полного ее завершения Центральный Комитет КПСС в специальном постановлении предложил ЦК компартий союзных республик, крайкомам, обкомам партии принять меры по своевременному рассмотрению вопросов, связанных с партийностью лиц, реабилитированных в судебном порядке. В краевой парторганизации в настоящее время проводится большая работа по выявлению коммунистов, репрессированных в 30—40-е и начале 50-х годов.

Комиссия партийного контроля при крайкоме КПСС создала оперативную группу из числа ветеранов партии, бывших опытных партработников, которая совместно с сотрудниками партийного архива выявляет исключенных из КПСС в связи с репрессиями. По предварительным данным, их около двух тысяч человек. Часть из них была реабилитирована в пятидесятые и шестидесятые годы. С остальными предстоит еще разобраться. Прокуратура края, независимо от наличия заявлений и жалоб граждан, ведет пересмотр дел репрессированных а краевой суд рассматривает эти дела в судебном порядке по протестам прокурора края и принимает соответствующие решения. Пока, к сожалению, судебная реабилитация в крае идет крайне медленно. Однако сейчас принимаются меры по ускорению этой важнейшей деятельности которая вернет многим нашим землякам доброе имя.

За первый квартал 1989 года бюро краевого комитета КПСС рассмотрело 12 дел по партийной реабилитации. И за каждым из них — Судьба человека. Так, в январе рассмотрено заявление о восстановлении партийного стажа Сергея Игнатьевича Шеина, 1904 года рождения. В партию он вступил в 1926 году. Будучи начальником технического бюро станции Красноярск, в апреле 1937 года был арестован по подозрению в принадлежности к контрреволюционной организации и содержался в тюрьме до 1940 года. В августе 1937-го в связи с арестом был исключен из членов ВКП(б). В 1940 году уголовное дело в отношении Шеина было прекращено за отсутствием доказательств по предъявленным обвинениям, и он был освобожден из-под стражи. В 1941 году Сергей Игнатьевич апеллировал в КПК при ЦК ВКП(б). В восстановлении ему было отказано, после чего он вступил вновь в партию на общих основаниях.

Бюро крайкома КПСС, учитывая, что дело по его обвинению было прекращено за недоказанностью, восстановило ему партийный стаж с сентября 1926 года. С. И. Шеин ныне пенсионер, проживает в Гагаринском районе г. Москвы. Через пятьдесят с лишним лет справедливость восторжествовала!

В феврале наряду с другими было рассмотрено дело Иосифа Ивановича Рещиковa. В члены партии он вступил в 1920 году. Работал председателем Красноярского крайисполкома, в июне 1937 года был арестован по обвинению в том, что якобы состоял членом контрреволюционной террористической организации правых, проводил диверсионно-вредительскую работу, по этим же обвинениям был исключен из членов ВКП(б). Военная Коллегия Верховного Суда СССР 26 ноября 1937 года приговорила его к высшей мере наказания. В этот же день приговор был приведен в исполнение...

Определением Военной Коллегии Верховного Суда СССР от 19 декабря 1956 года приговор в отношении Рещикова отменен, дело производством прекращено за отсутствием состава преступления, по суду он был реабилитирован. Пересмотрев материалы персонального дела Иосифа Ивановича, бюро краевого комитета КПСС восстановило его членом партии (посмертно).

Так же трагична судьба и Семена Тимофеевича Голюдова, члена ВКП(б) с 1918 года. В период привлечения к партийной ответственности он работал вторым секретарем Красноярского крайкома ВКП(б). В июне 1937 года был- освобожден от занимаемой должности и исключен из членов ВКП(б) за «активное участие в контрреволюционной организации правых», а в октябре по этим же мотивам Военной Коллегией Верховного Суда осужден к высшей мере наказания. В 1956 году по делу Голюдова было проведено новое расследование, в результате которого установлено, что он и другие бывшие руководящие партийные и советские работники края были осуждены по сфальсифицированным материалам, в связи с чем главный военный прокурор вынес заключение с просьбой отменить приговор за отсутствием состава преступления. Военная Коллегия Верховного Суда СССР в декабре 1956 года отменила приговор в отношении Голюдова за отсутствием состава преступления, реабилитирован он и в партийном отношении (посмертно).

Сейчас готовится к рассмотрению дело по партийной реабилитации Н. Н. Трусова, члена ВКП(б) с 1925 года. В Красноярский край Николай Николаевич был направлен по рекомендации ЦК ВКП(б) в 1936 году из Ленинградской партийной организации. В том же году избирается вторым секретарем Ермаковского райкома партии. В апреле 1937 года бюро крайкома партии исключило его из рядов. ВКП(б) за активную защиту троцкистско- зиновьевской платформы в 1927 году. Тогда он служил в армии и во время проведения политзанятий высказал свою точку зрения по крестьянскому вопросу о необходимости создания союза деревенской бедноты. Этого было достаточно чтобы спустя 10 лет привлечь его к уголовной ответственности и исключить из рядов ВКП(б).

Из письма сына Н. Н. Трусова, который ныне проживает в Тюменской области, видно, что до 1956 года семья не располагала никакими сведениями о нем, пока не получила справку о его реабилитации в судебном порядке, где сказано, что в 1939 году он умер в местах заключения. К этой трагедии можно добавить и то, что жена Н. Н. Трусова Д. М. Гринберг была арестована в 1937 году как жена «врага народа» и освободилась только в 1955 году, затем — реабилитирована.

Перестройка и связанные с ней процессы демократизации, гласности, укрепления законности, борьбы с бюрократизмом настоятельно потребовали восстановления исторической правды и справедливости ясности и честности в политических оценках событий прошлого, выполнения нравственного долга перед памятью старших поколений борцов за социализм. Ускорить работу по судебной и партийной реабилитации тех, кто стал в прошлом жертвой необоснованных политических обвинений, беззакония, — наш партийный и гражданский долг.

Н. РУКОСУЕВ,
председатель комиссии партийного
контроля при крайкоме КПСС.
прекращено за недоказанностью.

Красноярский рабочий 9 мая 1989


/Документы/Публикации/1980-е