Новости
О сайте
Часто задавамые вопросы
Мартиролог
Аресты, осуждения
Лагеря Красноярского края
Ссылка
Документы
Реабилитация
Наша работа
Поиск
English  Deutsch

«И у нас заметны перемены»


ИНТЕРВЬЮ ПО ВАШЕЙ ПРОСЬБЕ

«Перестроечные перемены позволяют нам по-иному, чем раньше, взглянуть и на религию. Государственные музыкальные коллективы исполняют церковные произведения (надо сказать, прекрасные произведения!), по телевидению и в прессе выступают деятели церкви, реставрируются заброшенные соборы, строятся новые...

Действует церковь и в нашем трехсотлетнем Ачинске. В ее ансамбле мы видим четыре звонницы, почему-то замурованные, что портит архитектуру здания. Наверное, не у меня одного возникают вопросы в связи с этим. Есть ли в звонницах колокола? Слышал о пожилых людей, что когда -то над городом разливался звон колоколов, отлитых валдайскими мастерами.

Мне пришлось как-то слышать перезвон колоколов рижских церквей. Очень хорошо! Предпринимаю' ли попытки священнослужители нашей церкви, чтобы колокола звонили? Что (или кто) мешает этому? Жаль, что мы не слышим ничего, кроме грохота автомобилей.

В, ИВАНОВ, читатель».

Вопросы, касающиеся деятельности нашего Казанского собора, вероисповедания вообще, в последнее время задают и другие читатели. С коренным изменением духовной атмосферы в стране, мы уходим от подозрительного и недоброжелательного отношения к верующим и, прежде всего, к таким исповедуемым ими идеалам, как гуманность, любовь, милосердие, нравственное самосовершенствование. Об этом и шел наш разговор с настоятелем Казанского собора, протоиереем Леонидом Михайловичем Хараимом. А начался он с вопросов, заданных Владимиром Михайловичем Ивановым.

— Проблема не проста. В годы очередной антирелигиозной кампании (начало 60 х) колокола нашего собора сняли и увезли неизвестно куда. О возрождении колокольного звона мы говорили с уполномоченным Совета по делам религий по Красноярскому краю, нет возражений и у местных властей. Сложнее с отливкой колоколов. Организованный в Воронеже кооператив не справляется и с заказами церквей Центральной России. В Томском соборе попытались отлить на одном из местных заводов, но колокол не зазвучал: колокольное литье - большое мастерство. Спасский собор Минусинске недавно заключил договор с заводом Абазе. Получится у них - пойдём и мы по этому пути. Возникнет, правда, тут же проблема звонарей. Но в Москве, Ленинграде остались ещё  мастера колокольного звона  - будем  учиться у них.

— Отец Леонид, в нашей памяти свежи торжества, связанные с тысячелетием крещения Руси. Юбилей этот показал, что существующая в Советском Союзе церковь отделена от государства, но не отделена от жизни общества, от его сложных и острых проблем, которые волнуют всех нас, верующих и неверующих...

— Мне посчастливилось участвовать в торжествах в Москве и Новосибирске. По-местный собор, встреча участников торжеств с членами правительства и Президиума Верховного Совета СССР, закладка Троицкого собора в честь юбилея, доклад управляющего Новосибирской епархией митрополита Гедеона—все это очень важные события. Они, в частности, еще раз показали созвучие наших духовных ценностей гуманным идеалам социализма, готовность церкви к содействию перестройке, отражая интересы верующих советских граждан. С другой стороны, подтвердили поворот в отношении государства к церкви.

— Перестройка в стране, очевидно, не могла не отразиться на деятельности православной церкви?

— Естественно. Изменения особенно заметны в двух планах. Переход на новый Устав управления церкви существенно расширил свободу деятельности религиозных общин. С другой стороны, мы оказались не совсем готовы к новому виду деятельности. Имею в виду, что за последние 70 лет мы несколько отвыкли от такой всегда присущей церкви деятельности, как благотворительность и милосердие. Здесь мы идем по пути объединения усилий с общественными организациями—Фондом культуры. Фондом милосердия, ищем новые формы сотрудничества с Фондом мира, Комитетом защиты мира, Детским фондом...

— Я знаю, отец Леонид, о значительных средствах перечисляемых церковью на счет этих общественных организаций...

— Буду говорить только о Казанском соборе. Довольно значительные средств i мы перечислили в упомянутые фонды, на реставрацию Данилова монастыря в Москве, полторы тысячи рублей отправлено пострадавшим от землетрясения в Армению...

— Ваше отношение к только что созданному в Ачинске отделению общества «Мемориал».

— Отношение определенное: «Мемориал» необходим, я приветствую его организацию в нашем городе. И верующие окажут посильную помощь в его работе. Тем более что По-становление Синода благословляет подобную работу. Нам всем вместе надо попытаться хотя бы восстановить имена безвинно пострадавших.

— Читатели спрашивают, существуют ли у верующих Ачинска какие-то сложности с администрацией предприятий, где они работают, с ущемлениям их гражданских прав?

— Такие факты мне не-известны. Скажу о себе: верующий с детства и не скрывавший этого никогда, я не испытывал никакого давления...

— Думаю, читателям будет интересна биография настоятеля Казанского собора.

— Родился в 1945 году. Закончил Ростовский пединститут. Филолог. После аспирантуры преподавал. В 1984 году приехал в Сибирь. Тогда же рукоположен в священники. С тех пор — в Ачинске (был, правда, годичный перерыв).

— Каков он, современный верующий! Мы, атеисты, зачастую рассматриваем прихожан как некую безликую массу.

— Понятно, это не так. Вот пожилые люди. Их вера, чаще всего переданная от поколения к поколению, во многом замыкается на выполнении религиозных обрядов. Представители интеллигенции те же обряды выполняют осмысленно, с глубоко осознанным выражением своих стремлений и ценностей. Начинающие к этому же приходят от интереса к вере Но при всем различии большинство верующих объединяет сознательное отношение к обще-гражданскому долгу, живое участие в судьбе каждого человека, готовность прийти на помощь ближнему.

— Не чувствуете ли вы сегодня этакой «моды» на веру)

— Не думаю, что «мода» эта может затронуть русскую церковь. «Модники» подаются в кришнаиты, другие восточные религии. Их привлекает экзотика.

— В одном из читательских писем есть вопрос о сибирских святых...

— Праздник сибирских святых введен в 1986 году. Канонизирован тогда и Даниил Ачинский. Храбрый участник Отечественной вой ны 1812 года, он позже ушел от мира, уехал в Сибирь. Долгое время жил в нашем городе. Похоронен в Енисейском монастыре.

— В заключение, отец Леонид, хотелось бы вернуться к проблемам. Если в от- ношениях с «власть предержащими» их у вас, вы говорите, нет, то как обстоят дела с внутрицерковными?

— Первая и главная — нет пока определенных, выверенных методов служения в новой обстановке. Но об этом я уже говорил. Остаются финансовые ограничения в отношении к тем, кто работает в церкви. Не имею в виду себя лично. Важной видится мне проблема реставрационная. В нашем соборе есть ценные иконы. Но проблема мастеров-позолотчиков, иконописцев, реставраторов общая для всей патриархии. Ведь много храмов открывается. Только в последнее время открылись приходы в Назарове и Боготоле. Сложности есть с церковным пением. У нас три года, как создан профессиональный церковный хор, но сказываются трудности в обеспечений музыкальной литературой. Нот даже классических духовных произведений Чайковского, Рахманинова, Бортнянсксго не хватает. Это же касается церковно-богословской литературы. Мы не можем обеспечить всех верующих даже Библией. Но все это проблемы, которые мы начинаем решать.

—Читаете ли вы нашу газету, отец Леонид! Есть ли у вас пожелания журналистам?

— Читаю, конечно, Пожелания? Поднимайте общечеловеческие проблемы! От простого изложения фактов надо идти к их обобщению, анализу. Ну, и побольше действенности.

На этом закончилась наша беседа с Леонидом Михайловичем Хараимом. Как видит читатель, мы не вели идеологических, философских споров, не пытались навязать друг другу материалистическое или религиозное мировоззрение. И она, эта встреча с интересным человеком, еще раз убедила меня в том, как необходимо сегодня нам, атеистам и верующим, единство, чтобы отдать все силы воплощению я жизнь социалистических идеалов, выстраданных человечеством. На пути развития общества нам еще долго идти вместе.

Вел интервью В. ЛЕГЕЙДА

(Гонорар за это интервью авторы перечислят в фонд Ачинского отделения «Мемориала»),

Ленинский путь 23.05.89

Архив Ачинского «Мемориала». Муниципальное бюджетное учреждение культуры «Ачинский краеведческий музей имени Д.С.Каргополова»


/Документы/Публикации/1980-е