Память
В документах музея истории и развития судоходства в Енисейском бассейне есть списки бывших работников пароходства, репрессированных в 1937-1938 годах. В них — сотни человек, но это еще далеко не полный перечень тех, кто подвергся жестоким испытаниям, оскорблениям. Многие из них были уничтожены и никогда уже не вернулись к своим семьям, в коллективы, где они десятки лет честно и добросовестно трудились
Восстанавливая имена репрессированных, мы восстанавливаем их честь, доброе имя и скорбим о невинных жертвах — убитых, невыслушанных, искалеченных в годы страха и кровавого разбоя.
В числе репрессированных были как коммунисты, так и беспартийные, руководящие работники пароходства, начальники отделов, портов, пристаней, капитаны и механики судов, лоцманы, помощники капитанов и механиков, рулевые, матросы, кочегары, преподаватели водного техникума путей сообщения, студенты. Многие из них прошли путь от чернорабочего до руководителя, от матроса до капитана, от кочегара до механика, имели большой практический опыт, умели красиво и хорошо работать, были честными и простыми. К ним тянулись подчиненные, верили им, они пользовались непререкаемым авторитетом. Мы, ветераны труда, многих из них знали — они были нашими учителями, наставниками, и сегодня с благодарностью вспоминаем их и отдаем свою дань уважения.
В списке репрессированных первым числится бывший начальник Енисейского пароходства Павел Михайлович Мещеряков, заступивший на эту должность по приказу народного комиссара водного транспорта № 120 от 4 августа 1932 года. Павел Михайлович родился в 1903 году, из рабочих, член ВКП(б) с 1925 года, номер партийного билета 0230051. Окончил Н-Новгородский техникум водного транспорта, получил специальность судоводителя. До этого был и маркировщиком, и приказчиком, штурвальным, помощником капитана. Много лет работал на Волге начальником пристани. С 1931 по 1932 год — начальником райуправления Волжского управления речного транспорта. А потом был Енисей. И здесь Павел Михайлович пользовался заслуженным авторитетом, его любили, это был эрудированный, физически сильный человек, требовательный к себе и к другим, его уважали за справедливость, простоту и твердое слово.
Работа на Енисее в эти годы проходила в сложных условиях: самоходный флот старый, маломощный, баржи — деревянные, горизонты уровней воды — нестабильные, особенно на перекатах и в порогах, много случалось там аварий. Но и в таких условиях поставленные задачи решались успешно, грузы доставлялись на север и юг, на притоки, шла напряженная работа.
В июне 1937 года под руководством П.М.Мещерякова был поднят через Большой порог в Тувинскую республику пароход «М.Литвинов». Мы, тогда еще студенты, проходили практику на нем и были представлены капитаном Е.Ф.Сергеевым начальнику пароходства. Он выступил перед нами, сказал немало теплых, добрых слов в адрес экипажа и практикантов. Это была последняя с ним встреча. Приказ № 125 от 5 июля 1937 года гласил: «Ввиду ареста бывшего начальника управления пароходства Мещерякова Павла Михайловича как врага народа считать уволенным и исключить из списков пароходства с 22 июля 1937 года». В этом же приказе объявлены врагами народа арестованные в это время начальник планового отдела пароходства Г.Н.Артари, старший диспетчер С.А.Хрущев, техник судомеханической службы Рихтер. По другому приказу (№ 43 от 27 марта 1937 года) из Енисейского речного пароходства уволены начальник Красноярского речного порта Андрей Павлович Хондожко, начальник судоходной инспекции Владимир Владимирович Горохов, механик парохода «Косиор» Петр Пантелеймонович Логинов, штурман парохода «Ян Рудзутак» Ян Блажевич Павляк — ввиду их ареста как врагов народа. В этом же году арестованы секретарь партийной организации бассейна Константин Васильевич Сергеев, председатель баскомрека 3.С.Краснощеков — они были хорошими организаторами, умели увлечь и повести за собой массы. Такая же участь постигла главного диспетчера пароходства Дмитрия Степановича Цибина, начальника пристани Минусинск Николая Степановича Цибина, первого начальника Красноярского порта Иосифа Алексеевича Козулина, его отца начальника пристани Новоселово Алексея Евсеевича Козулина, капитана парохода «Тобол» Петра Ефимовича Очеретько — это он в 1927 году выбрал место для Игарского порта, много сделал для изучения Енисея и его притоков: капитана парохода «Каганович» Акима Дмитриевича Цедрика, капитана теплохода «Киров» Павла Андреевича Потапова, капитана парохода «Сталин» Маркела Ивановича Дементьева, капитана парохода «Ян Рудзутак» Савелия Семеновича Шумайлова, начальника коммерческого отдела Н.П.Исполатова, механика парохода «Партизан Щетинкин» Якова Васильевича Вакутина, механика парохода «Св. Николай» Илью Викторовича Чистякова, технорука, основателя Красноярской судоверфи Александра Викторовича Телегина, начальника службы МСС пароходства Булычевцева, начальника первых экспедиций на реку Пясину Евгения Александровича Добровольского. Все они были уничтожены. Другие прошли через тюрьмы и лагеря: капитан парохода «Степан Разин» Николай Васильевич Вронский, капитан Иннокентий Александрович Новиков, второй помощник с парохода «Ян Рудзутак» Николай Филиппович Мишагин, преподаватель водного техникума Ф.Ф.Евтихеев
Были арестованы и такие известные сегодня капитаны Енисея, как К.А.Мецайк, В.В.Ильинский, И.Л.Перевалов, М.Е.Лиханский, Е.К.Ямщиков, М.М.Меркушев, А.Н.Проселков (Проселков - не по политической статье -Ред. сайта), А.Д.Горовенко, механик М.М.Потехин, шкипер 3.И.Немков, боцман Н.Соловьёв, хирург больницы водников Николай Александрович Щепетов, технорук главного управления Севморпути Г.С.Выгодянский. Они испытали на себе всю тяжесть неимоверных надругательств и унижений, не чувствуя за собой никакой вины. Конечно же, они не были ни шпионами, ни предателями, не работали на другие государства и разведки — работала сталинская мясорубка.
Приведу содержание приказа № 277 от 20 августа 1937 года по Енисейскому управлению речного пароходства: «Враги народа, орудовавшие в Енисейском пароходстве, изъятые органами НКВД оставили следы своей работы, которые не ликвидированы до сих пор. Успешная борьба с последствиями вредительства может быть при условии включения в него всех честных советских граждан и внедрения чувства ответственности каждого работника за порученное дело на каждом участке работы. Классовая бдительность, развитие стахановского движения и работы со стахановцами в данный момент является первым необходимым условием для борьбы с последствиями вредительства. Имевшие место факты (на пароходе «Косиор» обнаружено отсутствие контрагайки и упорного болта на поршневом штоке, на пароходе «Островский» обнаружены в цилиндре гайки при выходе его из Красноярского судоремонтного завода) сигнализируют о том, что враг продолжает свою гнусную работу...»
Этот найденный в пыли архивов приказ говорит о том, в каких условиях речникам Енисея приходилось жить и работать в те страшные, тяжкие годы.
Сегодня все речники, испытавшие на себе сталинскую «заботу», полностью реабилитированы. Правда восторжествовала, ибо они оставались честными, достойными сынами своего народа. Они и сейчас незримо присутствуют в нашем строю. И было бы очень справедливо, если бы память о них воплотилась на долгие годы в именах теплоходов, названиях улиц, печатных строках и просто в добрых делах.
М.СЕЛИВАНОВ,
директор музея Енисейского пароходства
На снимках: техник судомеханической службы Рихтер (имя и отчество его, к сожалению, узнать пока не удалось); секретарь парторганизации бассейна К.В.Сергеев; первый начальник Красноярского порта И.А.Козулин; капитан парохода «Тобол» П.Е.Очеретько
«Речник Енисея», № 22, 03.06.89