У школьников были летние каникулы, и Вия гостила у родных в Леясциемсе. Ее брат Роберт в то утро проводил маму на работу. В больницу Красного Креста, она работала санитаркой. Отец выехал, чтобы поступить на новую работу, поскольку советской власти не понравилось, что он, будучи почтальоном, во время Латвийской республики позволил себе быть и айзсаргом, и к тому же начальником 160 отряда скаутов. С работы уволили. В семье особого покоя не было. Но оснований для больших волнений — тоже. Никакое зло своему народу ведь не причинял, если только старательное служение ему расценивается отрицательно? Но ведь была же учреждена народная власть!
Когда Роберт в то утро вернулся домой, двери квартиры были взломаны. Его встретили вооруженные мужчины. «Где твой отец, мать? Оставайся тут! Не смей куда-нибудь уйти!» Через какое-то время привезли маму. Потом последовала «погрузка» в вагон для скота и бесконечно трудная дорога.
Отец встретил своего друга Таливалдиса Буша, тот ему сказал, что взяли жену и сына. Янис Клинтс пошел в отдел внутренних дел, чтобы узнать, где они находятся. Прямо оттуда вывезли в ссылку и его. Но жена и сын это узнали лишь через несколько лет.
14 июня 1941 года Роберте Клинтс окончил 2-й курс Елгавского техникума. До ликвидации организации скаутов в 1940 году он был ее членом.
Мать с сыном попали в район Дудинки Красноярского края. Жили в спецпоселении для ссыльных на пустыре, на берегу реки. Сначала поставили палатку, потом выкопали землянку. Высланы. За что? Об этом не свидетельствует ни один документ. 20 нюня 1956 года мать и сын получили справки из Министерства внутренних дел и Прокуратуры Латвийской ССР о том, что на основании заключения от 19 мая 1956 года они — Роберт Клинтс и Зелма Клинтс — могут получить паспорта в отделе внутренних дел Таймырской области.
Отец Янис Клинтс попал в Вятлаг, в Кировскую область, потом пересылался в Воркуту, Инту, Коми АССР. Но только 2 декабря 1942 года «особое совещание» при Наркоме внутренних дел СССР его «судило» и приговорило к 10 годам в лагере исправительных работ. После отбытия этого «срока наказания» с 1 апреля 1951 года по 20 июля 1956 года он находился в ссылке. И тогда наконец он получил документ следующего содержания:
9 августа 1956 г.
СПРАВКА
Согласно определения Судебной Коллегии по уголовным делам Верховного суда Латвийской СССР от 21 нюня 1956 года Постановление Особого Совещания при НКВД СССР от 2 декабря 1942 г., которым был осужден КЛИНТС Янис Антонович. 1896 г.р., отменено, и дело в отношении его производством прекращено.
КЛИНТС Я.А. от спецпоселения освобожден.
Председатель Верховного суда
Латвийской ССР (Б.Азан)
«Мы все выжили. Выполняли разные работы. Выжили. Но без юмора вспомнить то время я не могу», — говорит Робертс Клинтс. Теперь он уже остался один из трех, которым тогда и юмор, и труд помогали.
Но вернемся в «счастливый» 1956 год. Получена вольная. Отец реабилитирован. Можно ехать домой. Только дома уже не существовало. Но куда еще ехать? Государство из квартиры выгнало, государство и должно заботиться о семье своего безвинно пострадавшего гражданина. Было же полное основание думать, что семья имеет право вернуться на родину, на свое прежнее место жительства и получить там жилье.
Началась переписка с исполкомом города Елгава. Вот несколько документов из этой толстой папки.
15.09.1958 г.
Гр-ну КЛИНТС Р.Я.,
прож. г.Дудинка Красноярского края,
ул.Озерная, № 6
На Ваше заявление в отношении покупки дома по Вецайс цельш № 24 Исполнительный комитет Елгавского городского Совета депутатов трудящихся сообщает, что домовладения продаются только тем гражданам, которые проживают и прописаны в гор.Елгава, поэтому Вашу просьбу удовлетворить не представляется возможным.
Зам. председателя исполкома
Елгавского городского Совета
Я.Вагрис.
Секретарь Б.Цирулис
Робертс Клинтс в Сибири женился, в семье росли сынишка и дочка. Он не мог позволить навлекать беду на семью, возвращаясь в Латвию, не имея дома.
Янис Клинтс после реабилитации приехал в Елгаву, чтобы найти место, где поселиться.
6 июня 1959 года он получил, ответ на свои запросы из Совета Министров Латв. ССР, что, как сообщил исполнительный комитет Елгавского горсовета, — ему будет выделена жилплощадь в соответствии с очередью реабилитированных. Отец, будучи тяжело больным, не мог один находиться в Елгаве и поехал к дочери в Леясциемс. В 1963 году там поселилась и мать. В 1970 году отец умер, так и не дождавшись квартиры.
15 августа 1974 года Робертс Клинтс на очередные запросы получил следующий ответ:
Гр-ну КЛИНТС Р.Я.
гор.Дудинка Красноярского
края по ул.Ленина, 18-16.
Управлению делами Совета
Министров ЛССР
На № 20/1127 от 1 августа
1974 года
На Ваше заявление Президиуму Верховного Совета СССР, исполнительный комитет Елгавского городского Совета депутатов трудящихся сообщает, что жилой площадью в городе Елгава, согласно ст.13 Положения о порядке распределения жилой площади, обеспечиваются реабилитированные граждане и их, семьи, которые до ареста и ссылки проживали в данном городе и прибыли в этот город после освобождения из мест заключения или реабилитации, если реабилитация последовала после освобождения их из мест заключения.
Ваш отец в 1957 году был принят на учет граждан, нуждающихся в жилье, в Елгавском горисполкоме, так как после реабилитации он прибыл в гор.Елгава. С учета по обеспечению жильем он снят потому, что выехал из города.
Учитывая вышесказанное, и то, что Вы в городе Елгава не прописаны и не проживаете и не прибыли в этот город после реабилитации, нет основания выделять Вам жилую площадь в городе Елгава, даже принять Вас на учет по обеспечению жильем.
Приложение: первому адресату на 10 листах, второму адресату на 2-х листах.
Зам. председателя исполкома:
И.Я.Крастиньш
Секретарь: Э.К.Опалайс
В 1977 году, после того, как Р.Клинтс писал прокурору республики, его все-таки поставили на общую очередь для получения жилой площади исполнительного комитета Елгавского горсовета с порядковым номером 89. 26 декабря 1979 года он перемещен с общей группы на группу «М» — с порядковым номером 1. Следует бесконечная переписка с инстанциями, пока наконец заместитель председателя исполкома Елгавского горсовета Э.Сакне сообщает, что квартира будет выделена в 1982 году. Итак, — в январе 1983 года выписывается ордер на получение квартиры Роберту Клинтсу с семьей. Наконец — 26 лет спустя — вольноотпущенный может с достоинством вернуться в свой родной город!
Из Елгавы в Красноярск, Ленинград, Кременчуг, Оренбург, Омск, на Украину, в Казахстан, Белоруссию... путешествуют письма. Приходят ответы, полные человеческого тепла, дружеской общности. Вот, небольшой фрагмент из одного:
«Но все же народ вы всколыхнули. И не только свой. Таким образом, пальма первенства демократического, правового государства принадлежит Прибалтике. Спасибо вам за это».
М.Лиене
«Елгавский вестник», № 93 (9256), 14.06.89