Тема сталинских репрессий стала одной из постоянных в современной публицистике, и это не праздное любопытство - людьми движет стремление узнать не только как это было, но и причины, механизм появления подобных процессов. Это знание поможет нам избежать рецидивов не только геноцида, но и просто проявления нетерпимости, к инакомыслящим. Репрессиям были подвергнуты миллионы советских людей, и сегодня общества "Мемориал" много делают для установления истинных размеров трагедии, стремятся поименно назвать все жертвы. Это необходимо, ведь за каждой фамилией - судьба человека, судьба, в которой, как правило, отразились все противоречия эпохи. Эпохи, и сейчас настигающей нас своей иссушающей атмосферой забвения общечеловеческих моральных ценностей, бездуховности и всепоглощающего страха.
... Его арестовали местные "энкавэдэшники" 25 сентября 1937 года по постановлению Управления НКВД по Восточно-Сибирской области. Не имеет значения, как это произошло. Быть может, поздней ночью в квартире 21 дома 146 по ул.Фрунзе г.Куйбышева раздался требовательный звонок, и хозяин квартиры исчез, как и тысячи других. А может, "группа захвата" арестовала его в служебном кабинете, на дверях которого блестела табличка: "Уполномоченный комиссии советского контроля при Совнаркоме СССР по Куйбышевской области т.В.Л.Букатый". Все это зависело от фантазии ревностных исполнителей подобных приказов, вольно или невольно игравших роль "ежовых рукавиц" печально известного "железного наркома"
Спецвагон с крепкими решетками и бдительной охраной повез "врага народа" на восток, в родные края.
Первый раз он был арестован в 1906г. в числе других красногвардейцев Красноярской Советской Республики. Ему еще не было и шестнадцати лет, он только начал свою трудовую жизнь, работая после ремесленного училища в железнодорожных мастерских. В тот раз по причине несовершеннолетия он не попал под царский суд и избежал наказания. До призыва в 1911г. в армию активно работал в местной организации РСДРП. Служба в царской армии, окопы первой мировой войны стали хорошей жизненной школой для молодого рабочего, еще больше укрепили его революционные взгляды. После февральской революции однополчане выбирают писаря штаба 13-го Белорусского полка старшего унтер-офицера В.Л.Букатого в солдатский комитет 6-го артиллерийского корпуса 11-й армии. В июле 1917г. он вступает в РКП(б). Вернувшись в Красноярск, активно участвует в установлении Советской власти, по заданию партии ведет большую пропагандистскую работу среди рабочих Красноярска. Летом 1918г., после восстания белочехов, он опять берет в руки винтовку. Под натиском белочехов он в составе отряда Зингера отступает на восток. После поражения красногвардейских частей на Клюквенском фронте В.Л.Букатый скрывается в тайге, принимает участие в организации партизанского движения в Приангарье. В 1919г. по заданию партии он возглавляет штаб по свержению колчаковского режима в г.Иркутске.
Колчаковской контрразведке удалось арестовать многих большевиков, в том числе и Букатого. С сентября 1919-го он в иркутской тюрьме. Недостаточность улик и мужественное поведение В.Л.Букатого затянуло следствие, что спасло его от неминуемой смерти. Только 31 декабря 1919г. он был освобожден из тюрьмы восставшим народом в числе других политзаключенных. И сразу же возглавил штаб рабочих дружин Иркутска. После подавления сопротивления белогвардейских частей гарнизона города он - один из организаторов обороны Иркутска от отступающих каппелевских войск, ареста Колчака и охраны "золотого эшелона". После освобождения Иркутской губернии частями 5-й Армии и oргaнизaции губернского революционного комитета В.Л.Букатый возглавляет отдел управления, ведет подготовку к передаче власти от ревкомов Советам. Затем был назначен заведующим административным отделом губисполкома. Долгое время его деятельность была связана с деятельностью органов ВЧК-ОГПУ.
В январе 1932г. коммунисты Восточно-Сибирского края избирают В.Л.Букатого секретарем крайкома ВКП(б) по транспорту. А на первом Восточно-Сибирском краевом съезде Советов в октябре 1932г. он был избран председателем крайисполкома. В сентябре 1933г. В.Л.Букатый направлен в г.Куйбышев уполномоченным комиссии советского контроля по Куйбышевской области. В 1934г. он - делегат XVII партийного съезда, съезда "победителей", получившего в народе название съезда репрессированных, так как практически все его делегаты были репрессированы в конце 30-х годов.
Так что В.Л.Букатому было о чем вспомнить, о чем подумать на жесткой полке спецвагона. Несомненно, он прекрасно понимал, в какую бесчеловечную, бездушную машину уничтожения он попал. Ведь и он был из числа тех, кто ее создавал и укреплял, закладывал антигуманные, незаконные формы и методы работы. И он внедрял в практику правоохранительных органов доносительство, основанное на материальной заинтересованности доносителей. Санкционировал введение института заложничества в борьбе с бандитизмом на территории губернии в начале 20-х годов. Проводил в жизнь жесткую карательную политику при ликвидации нэпа и коллективизации сельского хозяйства, в так называемой антирелигиозной борьбе.
Вполне возможно, что хорошее знание форм и методов работы органов НКВД дало ему шанс уцелеть. Более трех лет В.Л.Букатый находился под следствием и только 19 октября 1940г. Особым совещанием НКВД СССР был приговорен к 8 годам лагерей за "участие в право-троцкистской организации". Следователям НКВД удалось сделать то, что не смогли сделать колчаковские контрразведчики - выбить из В.Л.Букатого нужные им показания. В своем заявлении от 4 июля 1939г. на имя прокурорa Иркутской области Митина он писал: "...Следствие стало на путь принуждения и в результате применения некоторых методов при допросе я вынужден был признать, что, работая в Восточно-Сибирском крае, якобы с 1932 года состоял членом контрреволюционной организации правых... Все эти показания являются вымышленными, наговором на себя, так как я, повторяю, никогда, ни в каких контрреволюционных организациях не состоял и, борьбы против Советов не вел...
Наоборот, всю свою сознательную жизнь, в силу своих способностей и разумения честно боролся за Советскую власть и партию..."
Но, несмотря ни на что, судьба его была предрешена, хотя он и продолжал бороться доступными для подследственного методами. В августе 1940г. он писал начальнику Управления НКВД по Иркутской области Смирнову: "...Молодым человеком примкнул к революционному движению. В 1905г., работая в красноярских железнодорожных мастерских, принимал участие в вооруженном восстании. Состоял в партии много лет, ни к каким оппозициям, антипартийным группам не примыкал и взглядов их не разделял..."
Да, В.Л.Букатый не помышлял о борьбе с установившимся сталинским режимом власти, принимал его как должное и верно служил этому режиму. Но и такие люди, по-видимому, были опасны или отпала в них надобность.
В мае 1946г. В.Л.Букатый был освобожден из лагеря и поселился в г.Абакане, где работал по старой своей специальности модельщика в артели "Металпром". По-видимому, лагерь на многое раскрыл глаза В.Л.Букатому, и он не считал нужным скрывать свои изменившиеся взгляды на существовавший террор. В ноябре 1950г. он снова в тюрьме. Следствие было скорым. 31 января 1951г. В.Л.Букатый осужден Особым совещанием МГБ СССР к ссылке по статьям 17, 58-8, 59-9, 58-10, 58-11 УК РСФСР.
Очевидно, шестидесятилетний старик не представлял реальной угрозы государству, это поняли, по-видимому, даже следователи из бериевского ведомства. Только этим можно объяснить относительную мягкость приговора по таким жестким статьям.
В апреле 1956г. Военный трибунал Забайкальского военного округа его реабилитировал.
Сталинские лагеря, ссылки не сломили В.Л.Букатого. Он был восстановлен в партии и, живя после реабилитации в Шушенском, продолжал в меру сил служить делу партии, вел большую воспитательную работу среди молодежи. Скончался он в 1971г., наверное, с болью наблюдая, как после короткой "оттепели" потихоньку стали реставрировать культ личности.
Вот такая человеческая судьба, непростая и интересная, завидная и тяжелая, полная побед и поражений, взлетов и падений, жизнь поколения. Эта судьба и поучительна, она заставляет задуматься о том, как и что мы делаем, как это отразится не только на собственной судьбе, но и судьбе общества, страны. Думать об этом мы сейчас обязаны, сейчас решается - придем ли мы к правовому государству. А правовое государство без усилий каждого не построишь.
В.САМОДЕЛКИН,
ст.научный сотрудник Госархива Иркутской
области
"Красноярский комсомолец", 13.07.89