КОММЕНТАРИЙ К ПИСЬМУ
В одном из журналов «Огонек» за этот год я прочитал статью доктора исторических- наук Серго Микояна, который пишет: «По неопубликованным еще воспоминаниям А. И. Микояна после XX съезда было выяснено, что с января 1935 года по 22 июня 1941 года подверглось репрессиям почти 20 миллионов человек, из них 7 миллионов приговорено к расстрелу (это не считая погибших в лагерях и на этапах)»,. А сколько было уничтожено потом, пока жив был палач Сталин?! Как говорят в народе — одному богу известно...
В числе невинно убиенных есть и наш Вячеслав Петрович Косованов. Его называли
профессором Красноярского края. Многие же имена и вовсе неизвестны, как
неизвестно то, где находятся их могилы, в каких глухих уголках и пригородах
Красноярска... О том, что надо установить эти захоронения, сегодня говорят
много. Однако важно не на словах, а на деле быть памятливыми и проявлять
уважение к праху невинно погибших. Думаю, возглавить эту работу должен
идеологический отдел краевого комитета КПСС. Необходимо установить, где в
пригородах Красноярска и других географических точках края находятся
«сталинские скотомогильники», в рвах которых зарыты сотни тысяч жертв. Делать
это надо сейчас, пока еще не все упущено, ибо время неумолимо. Завтра будет
поздно.
А. ДАБИЖА/
Красноярск.
Трудно не согласиться с автором письма. Вопросы увековечения памяти жертв сталинских репрессий поднимает не он один. И все настойчивее люди пишут о том, что важно установить места массовых захоронений, которых, надо полагать, в Сибири и в Красноярском крае хватает. Опыт установления таких мест в стране уже имеется. Однако Всесоюзное историко-просветительское общество «Мемориал» в этой, благородной и нужной работе уже столкнулось с другим — с тем, с чем нередко, к сожалению, приходится сталкиваться, к примеру, при самодеятельных археологических раскопках: неумением повести дело правильно, квалифицированно, чтобы вовсе не загубить его. Особенно важно помнить об этом сейчас, когда с наступлением летнего сезона многие активисты «Мемориала» собираются принять участие в экспедициях по местам бывших лагерей и массовых захоронений.
Что надо знать?
Во-первых, без специальных разрешений можно проводить только визуальное обследование, фотофиксацию объектов, составление глазомерных планов. «Мемориал» предупреждает, что места захоронений и лагерей являются историческими памятниками. Неквалифицированные работы могут привести к губительным для нашей исторической памяти потерям. По действующему законодательству, раскопки без специального разрешения запрещены.
Во-вторых, отправляясь в экспедицию, надо согласовать свои действия с местным обществом «Мемориал», получить от него соответствующее письмо: иначе ваша экспедиция будет иметь статус самодеятельного туристического похода — не более. Необходимо иметь с собой подробные карты местности. Желательно зарегистрировать свою группу в местной маршрутно-квалификационной комиссии туристического клуба. Прибыв на место, надо представить в исполком Совета народных депутатов имеющееся в группе ходатайство на проведение исследований. Если группа предполагает заняться земляными работами, или инструментальной топографической съемкой, или реставрацией, необходимо получить специальное разрешение и обеспечить участие в этих работах специалистов. Ну а в исследовании, проведенном без участия специалиста, желательно получить следующий итог: письменное описание объекта, фотографию общего вида и деталей, план объекта с привязкой к постоянным ориентирам (река, населенный пункт и так далее), отметку объекта на имеющейся карте.
Думается, этот инструктаж не будет лишним, как и напоминание о том, что надо обеспечить надежную страховку работающим. соблюдать правила пожарной безопасности и гарантировать высокую экологическую культуру экспедиции.
И. ВЛАДИМИРОВА
Красноярский рабочий 15.07.1989