Новости
О сайте
Часто задавамые вопросы
Мартиролог
Аресты, осуждения
Лагеря Красноярского края
Ссылка
Документы
Реабилитация
Наша работа
Поиск
English  Deutsch

На «мёртвой» дороге


Мы ленинградцы, пенсионеры. Занимаемся туризмом и путешествиями. Нынешний наш маршрут проходил по так называемой «мёртвой дороге». Вместе с нами его совершали супруги Басовы, путешествующие по стране 5 лет. В таком составе мы и начали пеший переход.

Ермаково поразило нас патриархальной тишиной. Посёлок издали казался вымершим, только вблизи заметны были полуразвалившиеся дома, бараки. Недалеко обнаружили стоявший в лесу, словно памятник, паровоз... И дальше по дороге то здесь, то там валялись на боку вагоны. Насыпь, по которой мы не шли, а пробирались словно через джунгли, так она заросла деревьями — сохранилась плохо.
С одного участка дороги рельсы сняты для дороги Норильск — Дудинка. Лежат собранные рельсы, мы видели годы их выпуска — 1902, 1905, 1914, 1921 и т. д. Изготовлены они на заводах Демидовых, князя Белозерского. Словом, собраны, как говорят, с миру по сосенке. Видели поднятые семафоры.

Прошли 150 километров и насчитали 180 разных мостов. Большинство из них пришло в негодность и непроходимы. Переправлялись на резиновых надувных лодках...

Но самое сильное впечатление произвели на нас брошенные лагеря. Их было на нашем пути 12. Большинство развалилось, но на одном из озёр сохранилось десять бараков. Видна столовая с двумя котлами. Всё огорожено проволокой, стоят вышки. Даже не верилось, что здесь сидели наши граждане, а охраняли их такие же советские люди.

Поход был очень тяжёлым, было трудно пробираться через заросли и форсировать реки. Было жарко, а после дождей началось настоящее комариное царство. Спасение находили только в палатке.
Но как бы то ни было, поход наш по дороге этих кошмарных лет нашей истории кончился.

О. Истомин, Ю. Зверев, г. Ленинград.
Маяк Севера, № 90, 1.08.1989.


/Документы/Публикации/1980-е