Новости
О сайте
Часто задавамые вопросы
Мартиролог
Аресты, осуждения
Лагеря Красноярского края
Ссылка
Документы
Реабилитация
Наша работа
Поиск
English  Deutsch

12 дней по "Мертвой дороге


О неугомонных путешественниках-пснсионерах супругах  Павле Петровиче, и Розалии ^Степановне Басовых и Олеге Васильевиче Истомине мы уже рассказывали. Чета Басовых сейчас ^совершает грандиозный переход вдоль границ СССР, старт которому, был дан 9 мая 1986 года. Позади западные,, южные, восточные рубежи нашей Родины, значительная часть северных. Недавно в Норильске к ним  присоединились О. В. Истомин и врач стоматолог, ветеран .труда и спорта Юрий Николаевич Зверев. Эта четверка совершила 12-дцевный переход из Норильска в Игарку и Янов Стан.

Рассказывает член Географнческого общества СССР Олег Васильевич Истомин:

—Идея пройти часть маршрута Басовых вместе., родилась еще в прошлом году. Я списался с ними и получил согласие. Наша встреча. состоялась в Норильске. Она была радостной.  Мы передали нашим землякам, совершающих столь необычный переход, привет от ленинградских друзей, рассказали о последних новостях. Много интересного об их путешествии услышали от Павла Петровича и Розалии Степановны, Выглядят они хорошо, а ведь позади десятки тысяч километров, пройденных на лыжах и пешком в самых необычных климатических условиях, зимовки.

В Норильске пробыли неделю. Участвовали в Таймырском марафоне (Басов пробежал 20 км, я — 10 км), побывали на экскурсии на руднике. И вот мы в пути. Рассчитывали преодолевать за день 25—30 километров, но не тут-то было. Попали в настоящее комариное царство, да и водных препятствий оказалось достаточно —преодолевали их на надувных резиновых лодках.

Шли мы по так называемой «мертвой дороге» — стаалинской стройке № 503 — железной дороге, строившейся заключенными. В конце .сороковых годов был разработан проект рельсовой магистрали Салехард—Игарка—Норильск как часть трансконтинентального пути всю Сибирь к Берингову проливу. Этот грандиозный проект оказался утопией, и в 1953 году строительство законсервировали — страна не имела ни материальных средств, ни технических возможностей.

Нам попадались в пути участки разрушенного рельсового пути, видели мы среди непроходимой зайги проржавевший паровоз, семафор, водокачку, И через каждые 8—10 км... остатки лагерей — бараки, вышки, колючую проволоку. Все это производило удручающее впечатление.

Запомнилась встреча в Яновом Стане (фактория) с местным жителем селькупом Петром Кусаминым и его семьей. Он живет почти изолированно от внешнего мира, занимается рыболовством, охотой. Мы отдали ему часть своих припасов, мазь от комаров. Здесь мы расстались с Басовыми — за 12 дней было преодолено в сложнейших условиях 160 километров. Они продолжают свой маршрут — им осталось до финиша около 3000 км. А мы с Юрием Николаевичем Зверевым добрались до Туруханска, оттуда до Норильска, а затем  самолетом в Ленинград.

 Б. КАМЕНЕЦКИЙ

Ленинградский рабочий 11.08.1989

Из архива фонда Иофе


/Документы/Публикации/1980-е