Взгляните на этот снимок: крест и наше традиционное "саулуте" (солнышко). На любом литовском кладбище вы увидите это сочетание символов страдания и надежды. А этот памятник установлен нынешним летом за тысячи километров от Литвы — в поселке Ревучий Красноярского края.
Останавливаются здесь два пассажирских поезда, но в неудобное время, а до ближайшего поселка Канифольный по лесной дороге — пятнадцать километров. Поэтому приход около 200 местных жителей мы, группа литовцев, приехавших установить этот памятный знак на месте бывшего лагеря, восприняли как духовную солидарность. На открытии отслужили панихиду, переводя ее на русский язык. Люди слушали, не шелохнувшись, затаив дыхание.
А вечером, совершенно неожиданно для нас, в интернат поселка Канифольный, где мы остановились, пришли мамы и папы с принаряженными детьми и стали просить ксендза А. Даукшиса окрестить их. Глас народа — глас Божий. Пришлось уступить настойчивым просьбам: 64 человека— дета и взрослые — приняли крещение.
Памятный знак местные жители нарекли "Мемориалом". Школьники взялись присматривать за ним. Вывесили в школе нечто вроде информационного бюллетеня. По нашим сведениям, красноярское общество "Мемориал" ходатайствовало перед краевым отделом культуры о внесении памятного знака в реестр охраняемых историко-культурных памятников.
Для меня же этот памятный знак — памятник и моему отцу. Читая названия городов и поселков к востоку от Красноярска, я всегда выделял железнодорожную станцию Решоты, расположенную на стыке двух областей. В далеком декабре 1941 г., когда мне было 7 лет, и я уже был одним из спецпереселенцев на берегах Вычегды, пришло написанное на бересте письмо от пропавшего полгода тому назад без вести отца. На нем был указан обратный адрес: Красноярск, железнодорожная станция Решоты, п/я 235/5 - 7 л/п. Это ’л/п" объясняло все. К тому времени я уже хорошо постиг суть этого сочетания букв: вместе со всей семьей мы жили в бывшем л/п 2 Локчимлага. Где река Локчим - приток Вычегды, а где Нижняя Пойма — приток Бирюсы! По берегам — все те же лагеря.
Каково было мое удивление, когда летом 89-го в поселке Нижняя Пойма— Решоты увидел я большое здание со светящимся на фронтоне табло У-235. Жив курилка! Номер этот знают бесчисленные поколения зеков и их близких. Начало было положено еще в 1928 г., когда за колючей проволокой оказались жертвы коллективизации с Алтая. Но облик поселка Нижняя Пойма формировали уже ленинградцы — "зиновьевцы", и спланирован он на манер Северной Пальмиры: пересекающиеся под прямым углом улицы, простота и четкость контуров. А в 1941 г., в начале июля, прибыл сюда и состав с вывезенными из Литвы. Большую часть мужчин (по некоторым сведениям — 2.876 человек) поместили в лагерь 7, а еще 300 — в так называемый Бурятский, поближе к Решотам. В лагере 7 до литовцев находились польские военнопленные, которых с приездом "новоселов" быстренько убрали. В Бурятском от людей, давших название лагерю, оставались лишь белевшие в низинках человеческие скелеты. Отсюда и было отправлено отцом письмо на бересте семье, находившейся в то время в Коми. Найти друг друга помогла сестра матери, жившая в Москве, через нее мы и списались. Впрочем, поток переписки очень быстро иссяк: отца расстреляли в 42-м.
Давно разрушился Ревучий, где жила обслуга лагеря, разъехались домой спецпереселенцы, на местах бараков вырос лес. Но то, что было — не забылось. Не должно забыться.
И вот мы, инициативная группа Вильнюсского и Молетского обществ бывших ссыльных, на гражданском кладбище бывшего поселка Ревучий устанавливаем памятный знак. На доске по-литовски и по-русски отлито: 'Гражданам Литвы, безвинно погибшим в лагерях и ссылке в 1941-1956 гг. Мир Вашему праху. Соотечественники". А самого лагерного кладбища нет: именно здесь кому-то понадобилось оборудовать стрельбище. Бульдозер сровнял холмики с землей.
В архиве спецотдела хранится миллионная картотека умерших или получивших инвалидность в лагерях л/я 235. Чтобы скорее получить ответ, надо обращаться не в прокуратуру республики, а по адресу:
Красноярский край, Нижнеингашский р-н, пос Н. Пойма, учреждение 235, спецотдел.
Римвидас Раценас
Еше 30 лет, назад здесь на вышке стоял вохровец, а замешкавшись на утренней поверке можно было получить удар сапогом Теперь - провалившиеся крыши, почерневшие стены бараков. Что может чувствовать человек,. вернувшийся сюда спустя годы, из другой жизни? Ненависть к тем, кто над ним издевался? Скорбь при мысли о том сколько людей лежит з этой земле? Радость - что вот я - жив и свободен? Тот, кто не испытал, не поймет. а кто испытал, не расскажет. Догнивают# Красноярской тайге остатки К раслага - безымянные могилы без креста, без памятника
Согласие 15.10.1989