НАЦИОНАЛЬНЫЙ ВОПРОС: ВЗГЛЯД ИЗ 80-х
В Красноярске идет подготовка к учреждению филиала Всесоюзного общества советских немцев (ВОСН) «Возрождение». Судьба этого народа — одна из многих трагедий, оставленных в наследие сталинской эпохой.
До последнего времени эта проблема вообще замалчивалась. Только с развитием гласности стали появляться в центральных и местных газетах статьи, посвященные судьбе советских немцев. Но в них зачастую фиксируются лишь поверхностные явления. глубинные же процессы практически не затрагиваются.
К примеру, как относиться к тому, что возросли эмиграционные настроения среди советских немцев? В большинстве публикаций о том или ином случае их отъезда в ФРГ лейтмотивом проходит мысль о беспричинности этих поступков. Мол, чего людям не хватало? Жили в достатке (а немецкие семьи действительно умеют создать крепкое домашнее хозяйство), а теперь отправляются в страну, где их плохо принимают, где они будут испытывать большие трудности. Конечно, лучше оставаться дома. Но почему же тысячи людей бросают насиженное место, распродают, часто за бесценок, имущество и отправляются жить в страну, которую не знают, но в которой надеются обрести вторую родину? Один из тех, кто готовится к отъезду в ФРГ, на этот, вопрос в газетном интервью ответил так: «Хочу сохранить свой язык, свою культуру, обычаи». Горькое признание человека, который не видит возможности для сохранения национальной самобытности в собственной стране.
Какое же место занимает двухмиллионный немецкий народ среди народов и наций Советского Союза?
Если судить по численности — четырнадцатое. Если по реализации конституционных прав — пожалуй, последнее. Практически все более многочисленные народы страны имеют свою государственность, территорию, органы управления. А два миллиона немцев оказались рассеянными по всей стране. Разобщенность нации —это ее гибель. Теряется культура, язык, обычаи. В немецких семьях они начали уходить даже из домашнего общения.
Как специалист главного управления народного образования, я занимаюсь именно национальными школами в крае. У нас нет ни школ, ни классов для обучения немецких ребят на родном языке, хотя только в краевом центре проживает пять тысяч немцев. Язык родителей и дедов дети изучают на общих основаниях, однако причина этого — не только в отсутствии национальных школ. В некоторых районах края местное руководство предлагало создать хотя бы национальные классы. Отказываются родители, потому что не видят перспектив развития народа, считают, что родной язык не сможет пригодиться детям в дальнейшей жизни — так узка сфера его применения. Наряду с ростом эмиграционных настроений это тревожное явление — отказ продолжать культурные традиции собственного народа — тоже имеет место.
Истоки сегодняшних проблем надо искать в том трагическом времени, когда советские немцы по приказу Сталина были выселены из Поволжья и сосланы на вечное поселение в рес¬публики Средней Азии, Казахстана и Сибирь как враги, как неблагонадежный народ. Провозгласив в начале войны: «Мы воюем не с народом, а с фашизмом. Гитлеры приходят и уходят. Народы остаются», — Сталин на деле объявил войну немецкому народу в собственной стране. Спецпереселенцами объявлялись даже те немцы, которые постоянно проживали в среднеазиатских и сибирских регионах и никуда не переселялись.
Из действующей армии удалялись бойцы и командиры немецкого происхождения. Была создана трудармия за колючей проволокой, в которую мобилизовали всех взрослых мужчин и бездетных женщин. Фактически это были те же лагеря ГУЛАГа.
В местах поселения оказалось не легче. Если трудно приходилось коренным жителям — все шло для фронта, то спецпереселенцы голодали поголовно. Правда, надо сказать, многие местные жители благожелательно относились к немцам и помогали им, чем могли.
Думаю, в нынешнем состоянии немецкого народа существенную роль сыграл и другой фактор. Тяжким было клеймо врага, которое преследовало всюду. И одновременно терзали мысли: ведь это мои соплеменники напали на мою страну, на ее народы!.. Такая обстановка вызывала у каждого немца стремление остаться неузнанным, незаметным. Выдать мог язык. Поэтому не только в общественных местах, но и во многих семьях начали объясняться по-русски, по-казахски. Спецпереселенцами советские немцы остались и тогда, когда на карте мира появилось новое социалистическое немецкое государство.
Недавно еженедельник «Аргументы и факты» привел любопытные цифры о численности спецпереселенцев в СССР. По данным на 1953 год, спецпереселенцев в стране насчитывалось 2.753.356 человек, из них немцев — 1.224.931! Сколько травмированных душ! И так продолжалось до 1956 года.
Сегодня признано, что советские немцы, как и крымские татары, чеченцы, греки, турки-месхетинцы, были репрессированы безвинно. Но все же полной реабилитации немецкого народа не произошло. До сих пор не обнародован Указ о снятии с него обвинения. После 1956 года ему было запрещено вернуться в Поволжье, восстановить автономную советскую республику немцев, которая была ликвидирована в 1941 году. Отсутствие гласности реабилитации еще долго сохраняло в некоторых слоях общества предубеждение против немцев. Лет десять назад один «доброжелатель» — администратор среднего звена—посоветовал мне по прибытии на новое место работы сменить имя, чтобы не выдавать своего происхождения...
Перестройка породила новые надежды. В Верховном Совете СССР создана комиссия по проблемам советских немцев, которая занимается разработкой правового акта. Активную работу ведет ВОСН «Возрождение», которое признано государственными органами как представитель немецкого народа и будет зарегистрировано после принятия закона об общественных организациях. «Возрождение» занимается поиском проблемных вариантов По восстановлению автономии, проводит встречи с представителями немецкого населения и населением тех районов, где предполагается разместить автономию. Уже готов проект документа о политической реабилитации немецкого народа, который в ноябре будет передан Верховному Совету. Окончательное утверждение состоится на II Сьезде народных депутатов. Документ предполагает предоставить советским немцам государственность в виде автономии и создания ряда национальных районов и сельских Советов.
Казалось бы, все ясно, и остается только ждать. Но это не так. Совсем не случайно до сих пор не решен вопрос о месте размещения республики. Он грозит перерасти в серьезную территориальную проблему. Об этом говорят события в Казахстане и Саратовской области, где определенные силы возбуждают антинемецкие настроения. Значит, надо действовать, проводить настойчивую разъяснительную работу, в том числе и среди немецкого населения разных регионов страны. Нельзя допустить каких-либо новых ^межнациональных осложнений. Здесь й должно проявить себя «Воз-рождение», его отделы и филиалы, которые создаются в местах наиболее компактного проживания немецкого народа.
В конце сентября этого года состоялось первое массовое собрание немцев, которые живут в краевом центре. Оно высказалось за создание Красноярского филиала «Возрождения», выбрало организационный комитет по подготовке учредительной конференции. Для тех, кто желает принять участие в работе Красноярского Филиала ВОСН, оргкомитет сообщает, что учредительная конференция состоится 29 октября в 14 часов во Дворце культуры автомобилистов.
По поручению оргкомитета Ф. ИЛЛЕНЗЕЕР.
Красноярск.
Красноярский рабочий. 25.10.1989