В поступающих в Управление КГБ СССР по Красноярскому краю письмах граждан, на встречах чекистов с трудовыми коллективами часто задаются вопросы, связанные с проводимой в настоящее время работой по реабилитации лиц, незаконно осужденных в 30-40-х и начале 50-х годов.
В чем заключается эта работа, как и кем она проводится, каковы ее результаты?
Известно, что в указанные годы были необоснованно репрессированы миллионы советских людей. Процесс реабилитации невинно пострадавших от сталинских репрессий начался после XX съезда партии. Тогда было возвращено доброе имя тысячам наших граждан. Новый импульс эта работа получила после образования в октябре 1987 года комиссии Политбюро ЦК КПСС по дополнительному изучению материалов, связанных с репрессиями. Сегодня пересматриваются все архивные уголовные дела на граждан, осужденных в названный период «двойками», «тройками», «особыми совещаниями»... Следующим этапом будет пересмотр незаконных решений, вынесенных в те годы и судами.
В этом процессе самое непосредственное и активное участие принимают работники органов государственной безопасности, которые, как и все советские люди, осуждают творившееся в те годы беззаконие.
Сотрудники УКГБ изучают и готовят к пересмотру архивные уголовные дела, за исключением дел на изменников Родины, карателей периода Отечественной войны, нацистских преступников, участников бандформирований. При этом проводится большой объем работы по сбору необходимых сведений для принятия решений, розыску родственников репрессированных. Готовятся документы для финансовых органов, служащие основанием для выплаты материальной компенсации. Окончательное решение о реабилитации принимает прокурор края.
В течение января-ноября 1989 г. отменены решения внесудебных органов по 4.648 архивным уголовным делам и реабилитировано 7.696 граждан. По 50 делам на 402 человека в реабилитации отказано.
В отношении 436 бывших членов и кандидатов в члены ВКП(б) материалы направлены в КПК краевого комитета КПСС для решения вопроса о восстановлении в партии.
Почти каждое обращение граждан по поводу судьбы репрессированных родственников заканчивается вопросом — где он захоронен.
Сегодня не имеется никаких документальных данных о местах захоронения этих лиц. Уважение к родственным чувствам, памяти родных, желанию поклониться праху невинно пострадавших вызывает необходимость объединить все усилия по установлению этих мест.
В связи с этим представляется целесообразным решить вопрос о создании в г.Красноярске мемориальной зоны по увековечиванию памяти жертв репрессий 30-50-х годов.
Реабилитация — не только возвращение доброго имени, восстановление справедливости.
Являясь закономерным процессом перестройки, она объективно способствует росту самосознания масс, их политической активности, что гарантирует от повторения трагических событий в жизни страны.
Э.Бедов
«Красноярский рабочий», № 267 (21258), 22.11.1989 г.