Новости
О сайте
Часто задавамые вопросы
Мартиролог
Аресты, осуждения
Лагеря Красноярского края
Ссылка
Документы
Реабилитация
Наша работа
Поиск
English  Deutsch

Знак установлен в Ревучем


«Слышал, что в этом году в наш край приезжала группа активистов из Прибалтики, чьей задачей было установление мест массового захоронения своих сограждан. Слышал также что для того, чтобы вывезти прах для перезахоронения на роди¬не, МПС выделило прибалтийским делегатам железнодорожные вагоны...» — обратился к нам за разъяснением В. Жиляков, грузчик из г. Красноярска.

Насчет предоставления для этих целей вагонов мы не располагаем достоверной информацией, их, как известно, не хватает, а вот об установлении памятного знака близ остановочного пункта Ревучий, что неподалеку от Решот, мы можем сообщить некоторые подробности, почерпнутые из рассказов очевидцев и сообщений прибалтийской печати.

Мемориальный знак в форме надгробия и креста над ним был установлен в Сибири группой членов Общества бывших ссыльных г. Вильнюса. Почему именно в Ревучем?

Дело в том, что почти полвека назад, а точнее 8 июля 1941 года, на железнодорожную станцию Решоты прибыл состав со ссыльными — литовцами. Из вагонов вынесли несколько десятков трупов тех бедняг, что не выдержали всех тягот пути в вагонах, предназначенных для перевозки скота. Но была ли лучшей участь тех, кто, пошатываясь, сошел на железнодорожную насыпь в сибирской глуши? Их число предположительно составляло 3,5—4,5 тысячи человек. Среди них были министры и учителя, адвокаты и ремесленники... Просто добрые хозяева, крепкие крестьяне. Даже школа раввинов оказалась сосланной в тайгу.

Зэки были распределены по лагерям. Самый крупный из них находился в Ревучем. Здесь «нашли приют» несколько тысяч человек. Многие — навеки.

На заброшенном и запущенном кладбище активисты насчитали 22 литовские могилы. На некоторых надписи: «Родина твоя — Литва, место успокоения — тайга». Лагерное кладбище никакими знаками не обозначено. Литовцы исправили положение, установив тут памятник (автор — скульптор И. Мешкелявичус). Освящение (службу над прахом погибших) провел ксендз А. Даукнис. Среди участников экспедиции — вильнюсский инженер Р. Раценас, который уже не в первый раз едет в далекую Сибирь, где в неизвестной могиле среди тысяч других усопших покоится его отец. Ищет своего отца и художница М.-Т. Рожанскайте. А печатнику из Литвы Ю. Скайсгирису «повезло»: он нашел и перевез из Красноярского края на родину прах пятерых членов своей семьи, отбывавших в Сибири ссылку и оставшихся навсегда в этой неласковой земле. Но, как видим, не навсегда...

В свое время на кладбище в Ревучем было устроено... стрельбище. Бульдозер снял ковшом верхний слой земли вместе с костями погибших. Затем здесь была насыпана земляная гряда, у подножия которой катались вагонетки с мишенями. Вся территория кладбища изрыта окопами для стрельбы, как в войну. А, может, это и была война? С собственным народом, его историей и культурой?

В. ИВАНОВ,
наш спец. корр.
ст. Решоты.

Красноярский железнодорожник 25.11.1989


/Документы/Публикации/1980-е