ЭТОТ МАТЕРИАЛ не носит утверждающий, категоричный характер. Факты могут быть подтверждены или подвергнуты сомнению и, тем более, уточнены. И пишется он с целью изучения мнений людей, кто в той или иной степени знает о событиях тех лет. Кто может что-либо дополнить, уточнить и даже опровергнуть.
Новый отсчет своей истории мы начали от октября 17-го года. Издавались учебники, писались и успешно защищались научные диссертации, заполнялись «белые» страницы жизни государства. Правда зачастую с уклоном на биографию того, кто находился в данный момент у руля власти.
Только история Великой Отечественной войны написана в трех вариантах: сталинском, хрущевском и брежневском.
Какова же истинная история периода самой страшной бойни на земле? — задал я как-то вопрос одному из ветеранов, уважаемому в городе человеку. — Она еще не написана, так же как и история нашего' государства, особенно периода правления Сталина, — был категоричный ответ. Да, история может и должна быть лишь одна, без вариантов. Наша задача — открыть и полностью дописать все страницы, пусть и самые черные, о судьбе нашей страны. Страны и каждого региона, города и нации.
Пеленой тумана покрыты годы разгула сталинских репрессий. Невидимая стена, на которую постоянно приходится наталкиваться общественному движению «Мемориал», встает именно там и в тот момент, когда до истины остается рукой подать.
С трудом нащупанные нити обрываются неожиданно. Люди, знающие всю полноту картины событий, вдруг становятся забывчивыми, замкнутыми. За мгновениями откровения наедине следует полное молчание при виде блокнота и карандаша. Забираются обратно только что сказанные слова, ссылки на неизвестных лиц становятся нормой.
Страх вошел в нашу плоть и кровь вместе с генами отцов и дедов. Их, стариков, можно понять. У них потеряна вера в справедливость. Это — трагедия поколения. Но чего же боимся мы? Сказанных в порыве откровения слов, смелости брезгливо отвести взгляд от ■подонка, смелости иметь собственное мнение, наконец?
Не будем нарушать данное обещание — разглашать имена. Но тем, кто смотрит потомкам в глаза, — низкий поклон.
Ачинск не миновали жернова геноцида, творимого системой, созданной при непосредственном участии автора концепции «усиления классовой борьбы», машины уничтожения собственного народа.
«От Москзы до самых до окраин» шли эшелоны с жертвами. Теми, кого везли в лагеря ГУЛАГа. где их ждал каторжный труд и, почти всегда, верная смерть. Навстречу им громыхали на стыках «Столыпины», везшие ачинцев в сторону Урала. Шел четко продуманный и организованный, принудительный обмен и перераспределение рабочей силы, строителей полного и окончательно победившего социализма.
С теми, кого «тройки» и специальные совещания НКВД приговаривали к девяти граммам свинца, старались разделаться на месте. В подвалах ачинской тюрьмы «пробочники» (так называли в своих кругах невинно осужденные своих палачей, и один из которых долгое время работал инкассатором в банке) методично, со знанием дела, выполняли свою будничную работу, приводили приговоры в исполнение.
Каждую ночь в овраги и карьеры в окрестностях города уезжали повозки с трупами. В район нынешнего аэропорта вывозили живых, где их расстреливали и тут же хоронили.
Как рассказывал Олег Иванович Моисеев со слов своего брата, в недавнем прошлом редактора назаровской райгазеты, (который в те годы снимал угол у Ивана Филипповича Филиппова, в доме здания НКВД) привозили арестованных по 15—20 человек. Сортировали по камерам, расположенным в постройках во дворе. Через некоторое время их увозили. В районе аэропорта было место, огороженное забором и охраняемое солдатами. Там часто слышали выстрелы.
Многие указывают район аэропорта и бывшие карьеры по Красноярскому тракту. А именно в районе нынешней бензозаправочной станции.
Ныне покойный Рязанов, работавший сторожем в детском садике в д. М. Ивановка, делился воспоминаниями с Леонидом Ивановичем Желяниным, что в 1937—1938 гг. он возил трупы от здания НКВД в район шахт. Факт расстрелов в Ачинске подтверждает Татьяна Степановна Коренева, бывшая узница городской тюрьмы, где был расстрелян ее отец. Она убирала подвальные камеры, где на полу приходилось соскребать лопатами кровяной кисель казненных.
Итак, в Ачинске есть здания, которые обагрены кровью жертв репрессий, а в его окрестностях нашли вечный покой тела сотен и сотен наших сограждан.
1976 год. На местные воздушные линии вышло новое поколение самолетов — «Як-40». Принято решение о продлении взлетной полосы. Необходимо было снять горы грунта для бетонирования. Призвали на помощь мощные бульдозеры из управления механизации. К сожалению, производитель работ и сам бульдозерист, проводивший основной объем земляных работ, в нашем городе не проживают. Прораб уехал на, другие стройки, а бульдо¬ерист трагически погиб. Но не они же двое занимались взлетной полосой. Кто еще?
Что же произошло на месте будущей трассы быстрокрылых «Яков»?
Андросенко Г. Н., инженер:
«После ножа бульдозера на поверхности свежесрытой земли обнаружили обрывки
шинелей, воротники от косовороток, рубахи нижнего белья: Нашли упаковки для
махорки с датой 1937 года».
Почупенко А. Г., зав. гаражом:
«Когда пришел на место работ, то увидел остатки валенок, сапоги, в сапогах
истлевшие кости. Вокруг было поставлено оцепление».
X., пожелавший остаться неизвестным, поведал, что бульдозер отрыл останки 12 трупов. X. нашел на месте захоронения спички с датой выпуска — 1935 год.
Интересные факты сообщил один из бывших руководителей службы аэропорта Г. Рассказывая о дальнейшей судьбе останков, он сообщил, что их столкнули бульдозером вместе с землей в ближайшие карьеры.
Прибывшие на место могильника руководители города и органов МВД и КГБ. (бывшие), долго не «сумняша», вынесли вердикт — «колчаковщина». Что под этим имелось в виду: колчаковцы или их жертвы?
Чтобы установить, который по счету Тутанхамон найден в пирамидах или сколько серого вещества было под черепной коробкой у неандертальца, годами работают лучшие ученые умы. А у нас в Ачинске в течение нескольких минут, решили судьбу захоронения. Ссылаясь на годы. А как увязать тот факт, что в карманах шинелей были найдены пачки от «Беломорканала»? Ведь доподлинно известно, что папиросы были впервые выпущены в 1933 году табачной фабрикой имени Урицкого в ознаменование окончания грандиозного строительства, унесшего тысячи жизней советских людей.
Колчаковцы или их жертвы не могли иметь с собой «Беломор». Или те же спичечные коробки с датой 1935 года. Тут что-то не вяжется с выводами высокопоставленных чиновников.
Дмитрий Иосифович Перегуд указал на другое место захоронения в том же районе. Шофер, возивший глину в 1971 году на керамический завод, рассказывал и у показывал карьеры по Красноярскому тракту, где обнажились кости и черепа с дырками в затылочной части. Есть сведения, что хоронили жертвы в 4—5 местах в окрестностях города и в самом городе.
Наш долг, долг каждого честного гражданина — помочь раскрыть тайны тех зло-вещих лет. Воздать должные почести праху безвинно погибших от рук палачей сталинизма, которые в угоду своему честолюбию и карьеризму готовы были всех инакомыслящих пустить в расход, выполняя установку о «возрастании классовой борьбы».
Именем живущих жертв репрессий, именем безвинно павших от рук маньяков необходимо установить: кто погребен в глиняных карьерах, на месте старой кондитерской фабрики, в Мазульском руднике?
По чьим останкам взлетают ввысь се-ребристые быстрокрылые «Яки» в нашем аэропорту?
Леонид Орловский
Ачинск
Красноярский комсомолец 21.12.1989