Новости
О сайте
Часто задавамые вопросы
Мартиролог
Аресты, осуждения
Лагеря Красноярского края
Ссылка
Документы
Реабилитация
Наша работа
Поиск
English  Deutsch

Убийство по инструкции в эпоху строительства социализма


Невысоко ценилась человеческая жизнь в нашей стране, еще более девальвировалась она за годы революций, гражданской войны и практически не прекращающегося политического террора. Цена жизни настолько упала, что просто поражаешься, с какой легкостью и откровенным цинизмом отразился этот факт в фольклоре. «Разменять», «чекнуть» (от ЧК), «отправить на митинг» (утопить офицеров), «в конверт и на почту», «отправить в Харьков», «отправить в штаб Духонина»... Вера Михайловна — таким красивым женским именем окрестили «высшую меру наказания», сокращенно ВМН. И уж просто ужасает специфический чекистский «юмор» — «умереть от угрызений совести», т. е. быть расстрелянным в застенках ЧК (С. Карцевский. Язык, война и революция). (Современные записки, 1922, X).

Большой террор 30-х обогатил «расстрельный» фольклор новыми крылатыми выражениями: «вышка», «девять граммов», «получить дырку в затылок», «пустить в земельный отдел», «послать во мхи, на луну», «пустить налево», «получить семь копеек» и т. д. А день расстрела заключенными именовался не иначе, как «мясной день» (Ж. Росси. Справочник по ГУЛАГу).

Смертные казни в годы советской власти стали явлением обычным и повсеместным, масштабы их применения даже в мирное время несравнимы с царскими репрессиями после кровавого подавления революции 1905 г. Формально смертная казнь в советское время отменялась дважды, но отсутствовала она (да и отсутствовала ли?) в системе репрессивных мер менее 4 лет (28 октября 1917 — 21 февраля 1918; 26 мая 1947 — 12 января 1950). Причем последний раз была восстановлена, как следует из Указа ВС СССР, по многочисленным просьбам трудящихся, в том числе и «деятелей культуры».

Количество расстрелянных (а расстрел считался наиболее гуманным видом казни по сравнению с другими) абсолютно достоверно установить не   удастся, наверное, никогда, так как в советское время исполнение каждого  смертного приговора, начиная с 30-х гг., по сути, стало государственной тайной и было обставлено многочисленными секретными инструкциями. Однако, несомненно одно — счет расстрелянным идет на миллионы. В США же, например, за 50 лет (с 1931 по 1981 гг.) было казнено около б тыс. человек (Г. Хохряков. Чего ждать и чего опасаться, или Роковой круг перестройки). («Юность» № 5, 1990). Жизнь человеческая — слишком хрупкая категория, и дело, разумеется, не только в цифрах и инструкциях, в которых как бы растворяется неповторимость и уникальность ее, одной-единственной, от Бога...

Откровенно говоря, трудно было решиться на публикацию этих страшных документов, ибо слишком свежи еще для многих о расстрелянных в сырых подвалах и замученных в лагерях родных и близких. Однако сделать это необходимо хотя бы ради тех тысяч и тысяч, чей пепел по-прежнему стучит в наших сердцах...

Артем КУДИНОВ

Историк

 


 «Утверждено»
Пленумом Верхтриба
ВЦИК
                          Сов. Секретно 
Наравне с шифром
Циркулярно                                                                            

От 14 октября 1922 г.
№585/сс

 ВСЕМ ПРЕДСЕДАТЕЛЯМ РЕВТРИБУНАЛОВ

При приведении приговора — расстрела — в исполнение руководствоваться и строго выполнять следующие правила:

1) Исполнение смертных приговоров о расстреле производится не публично и в наличном одеянии осужденного.

2) Непосредственное выполнение приговора поручается Коменданту Трибунала или его помощнику или состоящей при Трибунале команде, согласно письменному предложе­нию Председателя Трибунала.

3) При выполнении приговора, кроме лиц, упомянутых в ст. 2, должны присутствовать: один из членов Трибуна­ла по назначению Председателя Трибунала в порядке очереди из принадлежащих составу суда по делу осужденного ,представитель Прокуратуры,  допустимо и желатель­но присутствие врача.

4) Общее наблюдение за порядком выполнения приговора и ответственность возлагается на присутствующего при сем. согласно ст. 5, члена Трибунала.

5) Член Трибунала при выполнении приговора обязан удостовериться в самоличности осужденного. 

 6)После выполнения приговора составляется акт, в акте указываются место и время приведения приговора, фамилия, имя и отчество, лета осужденного, согласно приго­вору какого Трибунала, по какому делу и от какого числа приведен приговор в исполнение. Акт подписывается присутствующими, согласно ст. ст. 2, 3 сего циркуляра, должностными лицами, врач, если он присутствует, констати­рует смерть, о чем отмечает в акте своей подписью. Акт хранится в особой папке совершенно секретных докумен­тов, а к делу подшивает.

7)Тело расстрелянного никому выдаче не подлежит, предается земле без всяких формальностей и ритуала, в полном одеянии, в коем был расстрелян на месте приведения приговора или в каком-либо другом пустынном месте, и, таким образом, чтобы не было следа могилы, или отправляется в погребальный морг.

8)Вещи, находящиеся у осужденных, после их расстрела подлежит сдавать по особой ведомости в местные органы социального обеспечения.

9)Расход по приведению приговора в исполнение и по­гребение производятся из секретных сумм Предревтрибунала.

Зампредседателя Верховного Трибунала ВЦИК.

Зампредседателя Верховного Трибунала ВЦИК (ГАЛКИН)

Помпрокурора Республики при Верхтрибе (ОВСЯННИКОВ)

Зам. Начупрсуднадзора  (УМАНСКИЙ) (Документ предоставлен профессором В. И. Шишкиным).


(29 сентября 1924 года)   Сов. Секретно

№10с                                 Циркулярно

ВСЕМ ПОМПРОКУРОРАМ ПО НОВОНИКОЛАЕВСКОЙ ГУБЕРНИИ

Одним из помощников Прокурора переписка о приведении приговора высшей меры наказания над осужденным была направлена на имя Губсуда простой несекретной почтой. Причем во время приведения приговора в исполне­ние были допущены к участию помимо УПОЛГПУ (уполномоченного ГПУ), НАЧ. АДМ. УПРАВ. УИК (начальника административного управления уездного исполкома) и др. лица.

Категорически предлагаю: во-первых, всякого рода переписку о расстрелах  вести исключительно секретным порядком, и, во-вторых, из приведения приговора высшей меры наказания не устраивать простого зрелища для любопытных, а потому, кроме лиц, на коих возлагается приведение приговора, других лиц не допускать.

Получение настоящего циркуляра подтвердите.

Зампрокурора ВЕСЕЛОВСКИЙ.

 


Начальнику ИТЛ и ИТЛК НКВД    Сов. Секретно

Начальнику ОИТК

НКВД УНКВД (30/XII-41г.)

В связи с запросами лагерей о возможности захоронения трупов умерших заключенных без гробов разъясняю:

   1.Захоронение трупов умерших заключенных без гробов может быть временно допущено только в случае резкой нехватки пиломатериала при обязательном соблюдении следующих условий:

   а) при захоронении трупов умерших заключенных на отдельных кладбищенских участках, специально выделенных для лагерных подразделений;

   б) если кладбище расположено на расстоянии не менее 10-ти километров от города, пяти километров от других населенных пунктов и 1 ½ километра от лагерных участков, а так же не ближе ½  километра от железной и 1 километра шоссейных дорог;

   в) при расположении кладбищенского участка вдали от водоемов, не ближе 300 метров от рек, озер, прудов и крупных ручьев, на местностях, не затопляемых даже в наиболее сильное половодье;

   г) если кладбища имеют горизонтальную, ровную площадку с сухой песчаной почвой на глубину не менее 3 ½ метра от поверхности земли, при состоянии грунтовых вод не выше чем на 3,15 метра от поверхности. На покатых площадках лишь в случаях, когда скат не направлен в сторону водоемов и населенных пунктов;

   д) при захоронении каждого трупа в отдельную могилу на глубину 2,25-2,75 метра (от поверхности земли до дна ямы), при расстоянии между могилами захороненных без гробов не менее трех метров;

   е) дно ямы предварительно засыпается хлорной известью;

   ж) при усилении санитарного надзора за кладбищенскими участками и их состоянием;

   з) похороны, как правило, организуются в период после отбоя ко сну до утреннего подъема.

В остальном порядок захоронения остается прежний.

Зам. Нач. ГУЛАГа НКВД СССР

Майор Госбезопасности ЗАВГОРОДНИЙ.

Верно :Секретарь Санотдела ГУЛАГа НКВД СССР МАКШЕЕВА.

 


(4/1-42 г.)
аф:2                                                                                                                             Секретно

Начальнику управления

Нач.ОИТК (УИТК)
УНКВД    

 

 По вопросу о допустимости снятия золотых зубных протезов с умерших заключенных разъясняем:

1.Золотые зубные протезы с умерших заключенных подлежат снятию.

2.Снятие золотых зубных протезов производится в присутствии комиссии в составе представителей: санитарной службы, лагерной администрации  и финотдела.

3.По снятии золотого зубного протеза комиссия составляет акт в 2-х экземплярах, в котором точно указывает число снятых единиц (коронки, зубы, крючки, кламера и т.п.) и их вес.

4.Акт подписывается всеми вышеперечисленными представителями. Один экземпляр акта остается в делах Санитарного отдела лагеря (ОИТК), а второй вместе со снятыми золотыми зубными протезами передается в Финотдел лагеря (ОИТК)

Принятое золото сдается в соответствующее ближайшее отделение Госбанка, и квитанция о сдаче золота Госбанку приобщается к первоначальному акту.

Зам. Нач. ГУЛАГа НКВД СССР

Майор Госбезопасности ЗАВГОРОДНИЙ.

Зам. Нач. УФПО НКВД СССР БОРИСОВ

Верно: Секретарь Санотдела ГУЛАГА НКВД

 


                                   Сов. Секретно

Начальникам ИТЛ, УИТЛК (ОИТК) НКВД (УНКВД)

Настоящим устанавливается нижеследующий порядок погребения заключенных:

1.Наряду с захоронением каждого трупа в отдельности разрешить погребение в общих могилах по несколько трупов вместе.

Примечание: установленный порядок захоронения ка­тегорически исключает практику накоп­ления трупов для их погребения.

2.Допустить захоронение трупов без гробов и без белья.

3. Захоронение должно быть произведено не ранее 24 и не позже 36 часов с момента смерти за исключением слу­чаев, когда требуется патолого-анатомическое вскрытие или когда по требованию следственных органов погребение должно быть произведено позже.

4.Захоронение производить только на лагерных кладби­щах или на общих кладбищах в специально отведенных и огороженных местах.

5.Глубина могилы должна быть не менее 1,5 метра. Ширина и длина могилы определяется количеством погребаемых.

6.На каждое погребение составляется акт. В акте о погребении умершего заключенного (умерших заключенных) указываются установочные данные, дата погребения, наименование кладбища и номер могилы.

7.Акт подписывается представителем администрации и рабочими, производившими погребение.

Примечание: акт о погребении скрепляется печатью лагерного подразделения; в одном экзем­пляре акт приобщается к яичному делу каждого умершего.

8.Все случаи смерти заносятся в специальную книгу в хронологическом порядке, с указанием полных установочных данных умершего, причин и времени смерти, наимено­вания кладбища и номера могилы.

Книга хранится в учетно-распределительной части лаг подразделения, и записи в нее заносятся на основании ак­тов о смерти и погребении.

9.К каждому трупу при погребении прикрепляется до­щечка с обозначением фамилии, инициалов заключенного и номера личного дела.

На могиле погребенного (погребенных) устанавливается дощечка с присвоенным ей порядковым номером не выше 50, впереди которого должны писаться литеры «А», «Б»,

«В» и т. д.

Примечание: по использовании литера А1-А50 следует очередной литер Б1-Б50 и т. д.

10.В соответствии с приказом НКВД СССР № 006д4— 1939 г. извещение о смерти заключенного посылается в ОАГС НКВД — УНКВД не позднее чем через ТРИ дня после захоронения.

п. п. Начальник ГУЛАГа НКВД Союза ССР Старший майор Госбезопасности НАСЕДКИН.

Верно: Инспектор Санотдела МАКШЕЕВА.

 

Подготовка к публикации Артема КУДИНОВА.

Новосибирск.

Сибирская газета 1990 г.


/Документы/Публикации/1990-е