Новости
О сайте
Часто задавамые вопросы
Мартиролог
Аресты, осуждения
Лагеря Красноярского края
Ссылка
Документы
Реабилитация
Наша работа
Поиск
English  Deutsch

Прикоснись к прошлому


ЗАМЕТКИ С РЕГИОНАЛЬНОЙ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ ПО ПАМЯТНИКАМ ИСТОРИИ И КУЛЬТУРЫ

В Красноярске состоялась региональная научно-практическая конференций «Подготовка Свода памятников истории и культуры, охрана и использование памятников природного ландшафта». Ее организаторы — Институт историк, филологии и философии СО АН СССР, управление культуры Красноярского крайисполкома и краевое отделение Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры.

В город на Енисее съехались работники управлений культуры, ученые-историки, преподаватели вузов, архитекторы, археологи, краеведы. Они представляли Москву, Красноярск, Новосибирск, Иркутск, Томск, Тюмень, Хабаровск, Омск, Кемерово и другие города всего обширного региона, простирающегося от Урала до Владивостока. С основными докладами м сообщениями выступили начальник управления культуры Красноярского крайисполкома Г. А. Рукша, заведующий лабораторией археологии Института истории, филологии и философии СО АН СССР, кандидат исторических на¬ук , Н. И. Дроздов, профессор Иркутского государственного университета, доктор исторических наук А. В. Дулов, заведующая секторов Свода памятников Государственного Исторического музея (г. Москва) О. В. Тарусина, доцент кафедры истории СССР Красноярского государственного педагогического института!, кандидат исторических наук Г. Ф. Быконя. С первого же дня на конференции развернулось оживленное обсуждение докладов, разгорелась дискуссия.

СОХРАНИТЬ ДЛЯ ПОТОМКОВ

Составление Свода памятников вызвано резко возросшим интересом широкой общественности к нашей истории, стремлением сохранить для потомков материальные и духовные ценности ушедших поколений, переосмыслить минувшее, извлечь необходимые уроки. Ведь без прошлого нет ни настоящего, ни будущего.

Как сообщила О. В. Тарусина, за выпуск многотомного Свода памятников взялось центральное издательство «Наука», впереди по подготовке паспортов и других материалов идут области европейской части Союза. Работа по паспортизации памятников в Сибири должна быть закончена к 2010 году, на охрану здесь поставлено 44 тысячи памятников, а выявлено втрое больше — 150 тысяч.

Любопытные данные привел А. В. Дулов. За прошлый год в целом по стране из всех памятников 30 процентов составили памятники археологии, 44 процента — истории, 15,7 — градостроительства и архитектуры, 10,3 — монументального искусства. Из всего количества 13 процентов памятников приходится на Прибалтику, а на такую огромную территорию, как Россия. — всего 19 процентов...

В Иркутске уже издано четыре сборника по памятникам истории. Красноярцы в этом отношении отстают.

По сравнению с 1980 годом число учтенных памятников на территории нашего края возросло в три раза. Выявлено более 2.500 недвижимых памятников, из них на государственную охрану поставлено 890, в том числе 101 — республиканского значения. Составлены паспорта на 2.175 памятников. С каждым годом растут объемы реставрационных работ. Бережно сохраняются памятные места, связанные с пребыванием в крае В. И. Ленина. Шушенский музей-заповедник «Сибирская ссылка В. И. Ленина» знает весь мир, ежегодно его посещает более 260 тысяч трудящихся страны и около трех тысяч иностранных туристов.

Начиная с 1985 года институт «Спец- проектреставрация» Министерства культуры РСФСР проводит экспедиции по выявлению и обследованию населенных пунктов, попадающих в зону затопления Богучанской ГЭС. Разработан эскизный проект архитектурно - этнографического музея, который будет размещен в Кодинске Кежемского района.

Проектируется еще один музей—региональный, деревянного зодчества под открытым небом, который возникнет под Красноярском.

В число 115 исторических городов России включен самый старый город края, его жемчужина — Енисейск. Вот если бы его еще и привести в надлежащий вид, сохранить асе бесценные сокровища, о которых неоднократно писал «Красноярский рабочий»!..

Уже третий год в «Красноярском рабочем» сохраняется рубрика «Памятники истории и культуры края». Но работу по публикации материалов и составлению Свода памятников края необходимо ускорить. Уже сейчас выясняется, что сдать свой том рукописей г предложенный срок — в феврале 1992 года — красноярцы, к сожалению, не успеют. Они обратились в Москву с просьбой передвинуть сроки на 1995—1996 годы.

Весьма сложная проблема — выявление и сохранение памятников на крайнем севере края. Участники конференции с тревогой говорили о том, что многие памятники истории и культуры, связанные с освоением Севера, Арктики, безвозвратно утеряны. На территории Таймыра, например, пока выявлено около 80 памятников. Это в основном остатки зимовий полярных экспедиций, места гибели членов экипажей, метеостанции, маяки. Но ведь таких памятников гораздо больше! Г. Ф. Быконя напомнил участникам конференции, что отважные русские мореходы впервые в мире осуществили описание Таймыра, двигаясь по суше — от зимовья к зимовью, в невероятно трудных условиях. Об этом свидетельствуют полевые дневники Челюскина и других героев Арктики. Разве это не наш долг—увековечить мужество первопроходцев? На первых порах эти места надо отметить хотя бы памятными знаками, пока лихие водители вездеходов не успели еще превратить ранимую тундру в сплошную кашу и болотную жижу. Уж в чем, в чем, а в уничтожении родной природы мы преуспели.

В связи с этим со всей остротой встает вопрос о правовой защищенности па-мятников, который подняла начальник управления культуры Омского облисполкома Н. Н. Генова. За последние годы, несмотря на протесты общественности, в городе на Иртыше было снесено с лица земли семь исторических памятников, ежегодно теряется до десятка археологических памятников — распахиваются земли.

Знакомая картина! Иванов, не помнящих родства, хватает и у нас. Еще в 60-е годы вздымалась пыль от разрушаемых храмов и уникальных памятников культуры е Енисейске, Красноярске, Минусинске, а на их месте возводились «храмы» административно-командного аппарата. И даже в наше время темпы гибели памятников не сокращаются, а возрастают. Разве могут жители краевого центра забыть, как ударно, за одну ночь было снесено здание клуба имени К. Либкнехта? А кто ответит за то, что гибнет, чахнет уникальный городской сад в Красноярске (Центральный парк культуры и отдыха), значившийся во многих сибирских энциклопедиях, но потом рассеченный надвое безжалостной рукой временщиков, пожелавших ублажать свой взор видом на Енисей? Почему никто не остановит тихое, но неуклонное разорение Юдинского сада за Качей? Неужели казенное равнодушие чиновников будет диктовать свод права?

ВНОВЬ О «БЕЛЫХ ПЯТНАХ»

Слово «памятник» мы привыкли соотносить с чем-то красивым, торжественным — зданием, монументом, мостом, часто — с чем-то напыщенно-помпезным и фальшивым. А ведь бывают памятники совсем иного рода. Они связаны с наиболее трагическими страницами нашей истории, а потому до самого последнего времени оставались в ней «белыми пятнами». Их предпочитали не замечать. Об этих страшных памятниках, кровавых вехах в нашей истории, обычно умалчивали. Но они упорно напоминают о себе вновь и вновь.

Конечно, читатель давно догадался, о чем идет речь—о памятниках беззакония и чудовищного произвола, связанных со сталинщиной. Ведь в громад-ном архипелаге под названием ГУЛАГ наш край занимал довольно «почетное» место. Здесь были и такие гиганты, как Норильлэг, Краслаг. и стройка № 503, и другие, масштабом помельче. Недавно 'раеведы из Игарки набрели в тундре на бывший лагерь заключенных, располагавшийся в поселке Ермакове. Заключенные, находясь в нечеловеческих условиях, строили железную дорогу Игарка — Салехард и гибли там тысячами.

Лагерь, несмотря на прошумевшие над ним десятилетия, полностью сохранился — со своими бараками и хозяйственными постройками и даже с целыми паровозами, которым так и не суждено было побежать по «дороге смерти».

Этот лагерь — тоже памятник. Памятник бессмысленной жестокости и человеконенавистничеству. Памятник геноциду, развязанному против собственного народа. Пусть же и сюда приезжают люди, чтобы почувствовать боль и страдания невинно замученных, чтобы понять: подобное не должно повториться никогда!

Трудно сосчитать все места в городах и поселках края, в глухой тайге и тундре, которые были окружены колючей проволокой и сторожевыми вышками и в которых томились, умирали от непосильного труда десятки, сотни тысяч ни в чем не повинных людей. И тем не менее эти места необходимо найти и отметить хотя бы памятным знаком, как это сделали в Решотах. Не сидят сложа руки члени группы «Мемориал» совместно городским отделением ВООПИК уже два года ведут подобный поиск, устанавливают в память о выдающихся деятелях отечественной науки, техники, культуры, военачальниках, погибших здесь в период сталинских репрессий, мемориальные доски.

На многие размышления наводит выступление доцента Омского государст-венного педагогического института, кандидата исторических наук А. В._ Минжуренко._ Не дословно, но по сути он сказал следующее:

— Настало время покончить с тенденциозностью и стереотипами в освещении исторических событий. Возьмем период гражданской войны. Мы ее освещаем и толкуем односторонне. Роль эсеров, других социал-демократических движений, либералов как-то затушевывается, отходит на задний план. А меньшевики- интернационалисты? О них мы тоже стыд-ливо умалчиваем. Между тем они внесли немалый вклад в революцию. Что же касается Сергея Лазо и Ады Лебедевой, то.. они были эсерами. Умалчивать об этом — значит фальсифицировать историю.

Теперь возьмем Омск. Если судить по нашим книгам и учебникам, то получается, что на смечу «кровавому белогвардейскому режиму пришла власть Советов рабочих, крестьянских и солдатских депутатов». Хотя было и другое правительство, пытавшееся найти иной, третий путь в революции. Но о нем — ни звука.

Непривычно звучит? Да, непривычно. Но на то и перестройка, чтобы ломать сложившиеся (стереотипы, отказываться от догм, свежим, непредубежденным взглядом окинуть минувший путь. Продолжим мысль А. В. Минжуренко. Мы привыкли, опираясь на классовый подход, видеть в гражданской войне только «красных», которые всегда правы, и «белых», которых нужно рубить под корень. И как-то не задумывались, что это сражались, уничтожали друг друга не просто представители двух антагонистических классов, но и русский русского, единоверец единоверца, сосед соседа, брат брата. Страшно! Гражданская война — это прежде всего трагедия. И эта трагедия продолжалась, только уже в иных формах, и в последующие годы. И так мы десятилетиями боролись и уничтожали друг друга, а народы прочих государств в это время спокойно строили свое благополучие и пребывали в благоденствии. В Испании, к примеру, давно примирились обе стороны, участвовавшие в гражданской войне. Так не пора ли и эти трагические узлы нашей истории отметить какими-то памятными знаками, мемориальными досками, надписями? Хватит злобиться. Пришла пора трезвого осмысления прошлого.

ДАЙ РУКУ, ТОВАРИЩ!

В последние годы в крае активизировалось общественное движение в защиту памятников. Энергичнее стали действовать секции при краевом отделении ВООПИК и общественные советы при краевом и Красноярском городском управлениях культуры. Регулярно собирается на свои заседания историко-краеведческий клуб «Краевед», возглавляемый И. Т. Лалетиным. Краеведы имеют картотеку на каждый старый дом Красноярска, определяют историческую и архитектурную ценность того или иного строения, ставят вопросы о постановке их на учет или государственную охрану. Так, благодаря усилиям членов клуба было сохранено предназначенное к сносу кирпичное здание на Красной площади.

На старом городском кладбище краеведы нашли затерянные могилы известных архитекторов прошлого Дриженко и Соколовского, учителя и просветителя Сайлотова, сына декабриста Николая Крюкова и других. Приведена в порядок могила большевика С. Спандаряна. Совместно с архитекторами изготовлен памятник Соколовскому.

Но поскольку «бои» общественности с чиновничьим равнодушием за сохранение памятников продолжаются, ей нужна поддержка. В связи с этим на конференции поднимался вопрос о создании региональной краеведческой ассоциации и возобновлении издания краеведческого журнала «Сибиреведение».

В Красноярске активно действует городской общественный совет. Он обсуждает и выносит решения по использованию и реставрации памятников.

Отрадно, что у реставраторов памятников старины появляются добровольные помощники. Их можно было видеть, например, возле квартиры-музея марксиста П. А. Красикова, здания первой аптеки Красноярска.

Несколько лет подряд выезжал в Енисейск студенческий строительный отряд «Зодчий» Красноярского инженерно-строительного института, чтобы принять участие в ремонте фасадов зданий и реставрационных работах. Помогли очистить территорию памятника деревянного зодчества — Барабановской церкви — учащиеся, студенты и преподаватели летней физико-математической школы Красноярского госуниверситета.

Народный художник РСФСР В. И. Мешков, чуваш по национальности, ведет многолетний поиск и борьбу за увековечение памятных мест в крае, связанных с пребыванием и работой великого русского художника, нашего земляка В. И. Сурикова.

Таких энтузиастов в крае немало. Каждому хочется от души пожать руку и пожелать всяческих успехов в их подвижнической деятельности.

К. ПОПОВ.

Красноярский рабочий 03.01.1990


/Документы/Публикации/1990-е