Новости
О сайте
Часто задавамые вопросы
Мартиролог
Аресты, осуждения
Лагеря Красноярского края
Ссылка
Документы
Реабилитация
Наша работа
Поиск
English  Deutsch

Здесь жил Покровский


Вьюжной зимой 1943 года Великая Отечественная война востребовала к себе одного из лагерных «доходяг» и предложила ему решить задачу, с которой он один мог справиться: ведь он защитил когда-то (в 1925 году) диплом на тему «Нефтеперегонный завод», работал и тресте «Грознефть» главным инженером по переработке нефти, а потом четыре года и Главнефти, в Москве, помощником главного инженера. По «букету» статей он проходил как вредитель, террорист, участник контрреволюционной организации, но стоило взглянуть на него раз, чтобы увидеть: больше всего на свете он боялся кого-нибудь обидеть, задеть...

Как на иконах Рублева, у инженера Александра Николаевича Покровского «пол-лица заполнили глаза». Печальные, умные, по-детски не умеющие скрыть ни боль, ни страх. Не шло к нему слово «заключенным». Он был инженером милостью божьей.

Издававшийся в лагере «Ежедневный бюллетень культурно-воспитательного отдела» 9 марта 1943 года написал о том, как он сумел справиться с задачей: «Инженер Покровский предложил получить нефтебитум № 5 путем перегонки нефтебитума № 3. Опыт оказался удачным. Футеровщики сейчас пользуются перегонным нефтебитумом, который значительно лучше, чем даже битум № 5».

Что это значило? А вот что. Без битума № 5 нельзя было ввести в эксплуатацию электрованны на Малом металлургическом заводе. Ждать навигации? А металл так хотелось дать быстрее, хотя бы к 1 Мая! И тогда решение предложил Александр Николаевич Покровский.

Вскоре он стал начальником станции регенерации масел, старшим инженером ОГМ по смазочным и горючим материалам. Как писали о нем, «умело и энергично внедрял заменители остродефицитных материалов, исследовал и внедрял зимние смазочные материалы, испытывал все виды ГСМ, инструктировал механиков цехов, водителей машин…».

Наш город многим обязан знаниям, изобретательности, талантам замечательных специалистов, тех, кто в годы войны работал самозабвенно (и значит – на износ), забывая про голод, цингу и туберкулез, кто и за колючей проволокой – вопреки всему – сохранял творческое горение мысли, поддерживал высоту интеллектуального потенциала. А.Н.Покровский – один из них. Год 1989-й был годом его 90-летия. Невольно вспоминаешь об этом, проходя мимо снесенного недавно дома на Севастопольской, где он жил когда-то.

«Заполярная правда», 04.01.90


/Документы/Публикации 1990-е