«Поддерживая предложение В. Сиротинина, опубликованное вами 21 декабря 1989 года, соглашаясь с мнением на этот счет В. Цурикова, изложенным им в газете от 4 января, Совет Красноярского краевого общества лиц, пострадавших от необоснованных репрессий, 4 января 1990 года принял решение обратиться через вашу газету к Красноярскому городскому Совету народных депутатов с ходатайством о переименовании одной из улиц нашего города в улицу академика А. Д. Сахарова. Конкретно предлагаем переименовать улицу Диктатуры пролетариата.
Пусть факт переименования улицы будет одним из мероприятий по увековечению памяти достойнейшего Человека, нашего современника.
В. ГУЛЬДЕНБАЛЬК, сопредседатель общества».
* * *
«Неужели,настолько устарели названия улиц нашего родного Красноярска, к которым так привыкли все жители города? По-моему, они достойно носят свои названия, тем более улицы Робеспьера, Парижской коммуны, Диктатуры пролетариата и 9-е Января, Чем они хуже таких, например, как Брянская, Ботаническая, Таймырская или Телевизорная? Старые названия улиц постоянно напоминают нам о завоеваниях Октябрьской революции, ее патриотах. Я в корне против предложения В. Цуриковд («Красноярский комсомолец» за 4 января 1990 года).
В городе строится много новых районов, пусть эти новые улицы и носят имена достойных людей, которых предлагают увековечить В. Сиротинин и В'. Цуриков. Новому — новое!
В. РОЗАНОВ,
Красноярск».
* * *
«Уважаемая редакция «Красноярского комсомольца»! Обращаюсь к вам не ради красного словца. Пишу отклик на материал «Знамя Сахарова — не наше знамя!» за подписью А. А. Грюкова...
Моя биография такова: комсомолец- доброволец стройки Абакан—Тайшет. Затем работал 3—4 года на строительстве Ачинского глиноземного. После — 10 лет на строительстве Саяно-Шушенской ГЭС, Не судим.
Мне не хочется вступать в полемику с А. А. Грюковым. Сами похороны Андрея Дмитриевича Сахарова были ему отповедью. Прюков — дитя поезда, который ушел, и хочется надеяться, что у нас уже никого и никогда не будут ставить к стенке за политические убеждения...
Одно плохо. Низка, по словам Федора' Бурлацкого, политическая культура нашего народа. Здесь я добавлю, что вообще всякая культура у нас низка. Оболванивание масс, целенаправленно и настойчиво проводившееся в годы культа личности и застоя, хроническая бедность, массовый террор, физический и духовный, — все это не могло не породить в людях таких пороков, как злоба, жестокость. недоверие, агрессивность- и т.д.
Сейчас мы со своими товарищами ведем об этом речи. Это в основном люди, что называется. от станка. Но, к сожалению, большинство из них не верит ни -во что и ни в кого. Один мой знакомый сказал так: «Огородить бы свою усадьбу высоким забором, поставить в углу крупнокалиберный пулемет. Больше ничего не надо». Смешно и, грустно...
Да, нам понадобится много времени, чтобы обрести человеческий облик. Если, конечно, мы удержимся от соблазна разделаться с очередным «врагом», т. е. друг с другом. Хватит ли мудрости и выдержки в данной ситуации?
А. РУДНИЦКИЙ, с. Таштып».
* * *
«В «Красноярском комсомольце» от 12 декабря 1989 г. прочел черную маразму А. А. Грюкова «Знамя Сахарова — не наше знамя!» и ужаснулся. Я увидел страшного человека — от строк письма повеяло 1937 годом, лагерями и массовыми расстрелами. Я знаю, что у нас есть люди, способные устроить вновь кровавую вакханалию над своим народом. Положить на алтарь утопии миллионы человеческих жизней. А что сталинизм утопия — в этом нет сомнения. «Объединенный фронт трудящихся», «Память» — это силы, представляющие смертельную опасность реформам, ударная сила бюрократической мафии, созданная ею же для сохранения своей власти.
Мы на пороге гражданской войны. Класс бюрократии, переходит в контрнаступление. По статье А. А. Грюкова я предлагаю провести дискуссию на страницах газеты. И еще у меня претензии к редакции —• почему не указан род деятельности А. А. Грюкова? Кто он?
В, ЦУРИКОВ, рабочий, г. Красноярск».
* * *
«Возникла потребность высказаться, Какой должна быть газета? Чьей должна быть газета? Чьи интересы должна она защищать, чью правду отстаивать?
Считаю, что газета будет независимой, свободной и говорить правду, какой бы она ни была, только в том случае, если она будет органом не группы лиц (пусть даже многочисленной и авторитетной), а всего народа.
«Красноярский рабочий» или другая партийная газета должны стать органом всей партийной организации, а не крайкома (горкома, обкома) КПСС.
Исторический опыт нашей страны доказывает, что правда группы коммунистов не всегда совпадает с интересами всего народа. Возьмем хотя бы пример с уменьшением подписного тиража газеты «Правда»: на три миллиона сократилось количество подписчиков у этой газеты после известной публикации о Ельцине, которая, видимо, была ! выгодна аппарату, но оскорбила народ.
Н. Н. ЮДИН, член КПСС с 1945 года».
Красноярский комсомолец 16.01.1990